Канонизация святых Удмуртской митрополии обсуждалась в Ижевске

30 октября 2015 г. по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина в Комитете по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики состоялось общее собрание епархиальных комиссий по канонизации святых Удмуртской митрополии.
В работе собрания приняли участие: священник Георгий Харин, председатель комиссии по канонизации святых Ижевской епархии, священник Сергий Князев, председатель комиссии по канонизации святых Глазовской епархии, священник Владимир Минеев, член комиссии по канонизации святых Глазовской епархии, Ерастов Виктор Сергеевич, председатель комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии, Загребин Алексей Егорович, доктор исторических наук, директор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, Лапин Николай Яковлевич, воткинский краевед, Тойкина Наталья Владимировна, председатель Комитета по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики, Шкляев Владимир Вениаминович, историк, зам. руководителя миссионерского отдела Ижевской епархии, Шумилов Евгений Федорович, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения; руководители и специалисты Центрального государственного архива и Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики.

В начале собрания о. Георгий Харин доложил об истории канонизации и нормативных документах, регламентирующих работу епархиальных комиссий в области канонизации святых, фиксации актов обновления икон, мироточения и иных явлений, могущих считаться чудесами.
Наталья Тойкина рассказала собравшимся о документах, находящихся на хранении в фондах государственных и муниципальных архивов Удмуртии.
Виктор Ерастов поделился планами работы комиссии по канонизации Сарапульской епархии:
- Возможной канонизации просветителей удмуртов: митрополита Вениамина (Пуцек-Григоровича); протоиерея Михаила Елабужского; протоиерея Стефана Крекнина; иерея Николая Блинова; иерея Иоанна Васильева; иерея Григория Верещагина; Андреева Кузьмы Андреевича; Ильминского Николая Ивановича.
- О священномучениках первых лет Советской власти – братии Сарапульского старцевогорского Иоанно-Предтеченского монастыря. В городских легендах и церковных преданиях сохранилась душераздирающая история, как убивали монахов, не желающих покидать родную обитель: связанных монахов за волосы привязывали к оглоблям и окунали в прорубь на Каме до тех пор, пока вода не замерзнет, и человек не превратится в ледяной столб.
- Подготовка к 85-летию «церковного бунта», который имел место быть в марте 1930 г. вокруг храма Михаила Архангела в Малой Пурге из-за его закрытия в январе 1930 г. «постановлением граждан». Это событие упомянуто в книге Е.Ф.Шумиловав «ПРАВОСЛАВНАЯ УДМУРТИЯ»: «Священника Александра Нагорных соответственно раскулачили, отобрали дом, а через несколько дней арестовали за агитацию против закрытия церкви. Возмущенные прихожане числом до 250 (в основном удмуртки) собрались утром 30 марта перед исполкомом, штурмом взяли его, избили активистов-безбожников. В течение семи часов люди выкрикивали требования открыть храм и восстановить разграбленный иконостас. Звучали призывы: «Долой жандармов! Восстановите церковь! Отдайте ключи!» Милиционеры и красноармейцы разогнали толпу верующих, арестовали заводил. За главного бунтовщика приняли сельского батюшку Александра Нагорных. 19 мая «тройка» ОГПУ приговорила его к расстрелу, а двух монашек-удмурток к заключению в концлагерь на три года».
Учитывая то, что события, происходившие в сёлах Малая Пурга и Юкаменское, было едва ли не последним в Советском Союзе массовым протестом православных против закрытия храмов, для подавления которого привлекалась не только милиция, ОГПУ при СНК СССР, но и армия, приходом Михайловской церкви с привлечением специалистов Малопургинского районного краеведческого музея, учителей истории, школьников и любителей-краеведов проводятся исследования в целях: составления поимённого списка участников «церковного бунта», их биографий и фотографий; установления всех фактов протестного движения.
Настоятель храма о. Александр Нагорных и две прихожанки-удмуртки были осуждены Особой тройкой ОГПУ. Причем, о. Александр Нагорных – расстрелян.
Предполагается использовать собранные материалы для формирования постоянной музейной экспозиции, доклада о проведённом исследовании на II Епархиальных Рождественских чтениях 25 ноября с. г., и публикаций, с введением в научно-церковный оборот событий в Малой Пурге - знаковых не только для села, епархии и митрополии, но и всей полноты Русской Православной Церкви.
- О пострадавшем во время репрессий в 30-е годы XX века - Архиепископе Алексие (Кузнецове).
- О местном почитании на Малой родине архиепископа Ювеналия (Килина) – в Покровский церкви села Арзамасцево возобновились богослужения.
- О святых, уже прославенных Русской Православной Церковью и включенных в Собор Сарапульских святых: Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский; Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский; Священномученик Онисим, епископ Воткинский; Священномученик Николай, епископ Ижевский и Воткинский; Святой Праведный Иоанн Кронштадтский; Святая Преподобномученица Великая Княгиня Елизавета; Священномученик Алексий Канцеров; Священномученик Павел Дернов.
О. Владимир Минеев рассказал о подготовке к канонизации святых в Глазовской епархии и имеющемся местном почитании людей, в лике святых не прославленных.
Алексей Загребин предложил использовать для популяризации работы комиссий и распространения информации ресурсы Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской Академии наук.
В завершении встречи члены собрания договорились сделать подобные совещания регулярными и проводить их ежеквартально, а уже к декабрю подготовить публикации в сборнике о готовящихся к канонизации святых Удмуртии, о возможностях привлечения ресурсов Церкви для пополнения архивов Удмуртии.

Пресс-служба Сарапульской епархии
Церковьверасвятыняисториякраеведение