Home Статьи, публикации Актуально Монастырь в селе Каменное Заделье возвратился в лоно канонической Русской Православной Церкви

Пожертвуйте на газету

PayPal
Яндекс.Деньги

Voice-Love

Монастырь в селе Каменное Заделье возвратился в лоно канонической Русской Православной Церкви

Покровский монастырь

14 октября 2014 года, в праздник Покрова Божией Матери епископ Глазовский и Игринский Виктор совершил Божественную литургию в храме Покрова Богородицы Покровского женского монастря с. Каменное Заделье, - сообщает пресс-служба Глазовской и Игринской епархии.
У дверей храма Владыку приветствовали насельницы монастыря. За богослужением молились многочисленные паломники из Ижевска и Глазова.

Его Высокопреосвященству сослужил архимандрит Силуан (Бояров), духовник монастыря.
По окончании богослужения Преосвященнейший Владыка обратился к пастве с архипастырским словом, - сказано на официальном сайте Глазовской и Игринской епархии.
О чем это свидетельствует? Монастырь после тяжелых времен расхождений с официальной канонической Русской Православной Церковью возвращается к верующим. Об истории этого монастыря рассказывает Владимир Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии.

Под Покровом Божией Матери

Покровский женский монастырь близ села Каменное Заделье Балезинского района стал первой монашеской обителью в нашей епархии новейшего времени. Первый епископ, приехавший на удмуртскую кафедру после восстановления Ижевской и Удмуртской епархии, Палладий (Шиман) думал основать в этом тихом уединенном месте обитель для одиноких священников, ушедших на покой. Поначалу здесь трудились пять монахинь, перебравшихся из Вятской епархии, и несколько послушниц. Новая община в те годы жила подобно древним монахам: несколько прихожан храма преподобного Трифона Вятского, заброшенная земля вокруг, одинокая избушка священника, скудность во всем. Зимой сюда можно было пробраться только на лыжах. Начали с освоения земли и с постройки помещения для монахинь.
В 1993 году новый владыка Николай (Шкрумко) благословил здесь строительство Покровского женского монастыря. Вот что писала республиканская пресса через год после официального открытия обители.

Монастырские истории

Вы скороходы Владыки Бога, и ваш бег не по земле, но от земли до неба; зрители не люди, а сонмы Ангелов и Святых; раздаятель венцев - Сам Господь, и венцы неувядаемы. Блаженны вы, что вступили в сие поприще состязания, приняв схиму.
(Св. Феодор Студит).

Немного о монастырях

На сегодня в Удмуртии один официально открытый монастырь - Покровский женский, расположенный на берегу Чепцы у села Каменное Заделье Балезинского района. Очень важно, что этот монастырь создан вновь, то есть времена преподобного Сергия Радонежского, времена духовного возрождения как бы повторяются.
Всю христианскую историю сопровождает чудо. Так было и будет. Вот и здесь чудодейственной Божией благодатью без каких-либо внешних предпосылок возник монастырь.
Не было ни источника финансирования, ни материально-технического снабжения, ни транспорта, большая отдаленность от крупных городов. Но при всем этом за несколько лет возник поселок с почти тридцатью постройками, несколькими гектарами цветущей земли, плоды которой в большом количестве отправляются уже и за пределы обители, со скотным двором, появилась кое-какая техника. Сюда съезжаются многочисленные паломники со всех концов света. А прихода почти совсем нет – несколько человек. Что же есть?
Есть Божие благословение. Это место благословлено преподобным Трифоном Вятским, предсказавшим появление здесь монастыря еще около 350 лет назад. И вот в XX веке вырос сначала красивый деревянный храм с престолом св. Трифона Вятского (1912 г.), а теперь и монастырь Покрова Божией Матери.
До нашего времени сохранилось предание о том, как он появился в каменоломне на берегу Чепцы в тот момент, когда мужики, заготавливавшие камни для мельничных жерновов, не могли отвалить очень крупный камень и отдыхали. К ним подошел старец и предложил помощь, а когда они посмеялись над его немощью, отвалил камень от берега и уплыл на нем против течения. В этих местах появился ключ, именуемый Свято-Трифоновским. Вода в нем чистая, холодная, вкусная, а главное – целебная. Об этом знали местные удмурты, исцелявшиеся здесь от трахомы, об этом знают в наше время многие христиане: едут с Украины, Дальнего Востока, из Прибалтики, из Москвы. При обливании зимой вода из источника как-то по-особенному согревает...
Да, материальных предпосылок для возникновения монастыря как будто бы не было. Зато были духовные - благословение, освящение, предание, молитва, послушание и труд.

История первая. Молитва

«Просите и дано будет вам: ищите и обрящете...».
(Лк. 11-9).

Монахи – это, прежде всего, молитвенники. Во всякое время и на всяком месте они обязаны приучить себя к молитве. Совершенные творят ее даже во сне.
Когда создавался Покровский женский монастырь, он был маленькой, еще не признанной светскими и духовными властями общиной из нескольких мирянок, последовавших в эту глушь за священником Бога ради. Они были разного звания, образования и возраста, но единило их одно – великая сила духа, вера в Бога, упование на то, что их горячие молитвы будут услышаны: тогда, пять лет назад, надеяться больше было не на что. Среди леса стоял храм и один домик, забытая дорога проходила мимо полузаброшенного поля. Теперь молитвами и трудами монахинь здесь уже целый поселок со своей размеренной и сравнительно обеспеченной жизнью. Молитвами здесь творятся чудеса ежедневно. Вот одно из них.
Во второй половине июня стояли сплошные дожди. Они были некстати: начался сенокос, надо продолжать строительство нового храма, много другой работы. По обыкновению настоятель храма отец Владимир с монахинями после литургии стали служить весьма продолжительный молебен о бездождии, на окончание которого – коленопреклоненные молитвы – мы успели приехать. Отслужили, все пошли по своим послушаниям. В тот день в обитель приехали гости, чтобы ознакомиться с ходом строительства нового храма Покрова Божией Матери. Ходили по фундаменту под дождем, в шутку спрашивали: «Через какое же время монашеские молитвы доходят до неба?» А оно было сплошь хмурым, шел дождь при безветрии, ничто не предвещало прояснения. Батюшка пошутил, что молитвы уже дошли, но письмо еще не подписано. И через малое время поднявшийся ветер разогнал тучи и установилась ясная солнечная погода! Этот случай - для монастыря обычный; председатель местной сельхозартели как-то говорил, что в его угодьях после появления монахинь установился благоприятный микроклимат...
Среди православных хорошо известен случай, когда молитвами священника и матушек спаслась от неминуемой смерти (лейкемия!) девушка, приехавшая сюда с мамой для спасения души. Теперь обе они монахини в этой обители.
Сильна здесь общественная молитва. Богослужения проводятся ежедневно. Круглые сутки читается неусыпаемая псалтирь, за чтением которой идет поминовение о здравии и упокоении души всех, кто об этом просил, и благодетелей обители с их близкими.
Монашеская молитва намного сильнее мирской, монахини имеют и ночное молитвенное правило. Говорят, одна монахиня может отмолить грехи нескольких поколений в своем роде. Здесь сбываются пророческие слова псалмопевца Давида: «Господь слышит призывающих Его» (Пс. 4-4).

История вторая. Послушание

«Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа, ибо такова есть Воля Божия».
(1 Петр. 3, 15)

Главное монастырское правило учит, что послушание даже выше молитвы. Без послушания духовным наставникам человек рискует впасть в высокоумие и гордость . Монастырская жизнь ежедневно подтверждает важность послушания. Вот одна из историй, рассказанных паломниками.
- Это было в один из первых моих приездов сюда. Монастыря еще не было, домов тоже – один монашеский корпус. Ночевали мы в домике игумена. Утром собирались ехать в Балезино: надо было выписать доски, бревна, произвести оплату. По утрам в Балезино ходит автобус - в 8 часов утра. Если опоздаешь – ехать больше не на чем. Обратно он возвращается только в 5 вечера. А батюшка поутру стал угощать нас горячим чаем на травах да на меду: пить невозможно, только ложечкой хлебать. Хлебаем, между тем время подходит к 8 часам, пора на дорогу выходить. Попросили у батюшки благословения, но он ничего не ответил, только чай велел допивать. А где уж тут допивать – автобус отходит, казначея под окном руками размахивает – опоздаем!
Стали мы искушаться: вот, мол, хоть и монах, а как же не посмотреть с утра на часы! Так никуда не успеешь! И во второй раз, когда мы вопреки всем правилам попросили благословения в дорогу, батюшка не благословил. Пришлось допивать чай. На автобус, конечно, опоздали...
И вот стоим на дороге среди леса с казначем: неизвестно, на чем поедем в Балезино. А на душе удивительное в этой ситуации спокойствие, просто какая-то детская безмятежность! Примерно через полчаса видим белую Тойоту – едет сам директор леспромхоза. Остановился, поинтересовался, что это мы тут стоим. «Да вот, на прием к вам опоздали». «И слава Богу, - говорит, - что опоздали, я сегодня до вечера в разъездах. Давайте ваши бумаги – здесь подпишу». Подписал, велел позвонить в бухгалтерию, чтобы сделали все, что надо. Дозвонились. Через 1 час 20 минут явились к батюшке, а должны были вечером приехать. Он только спросил, удачно ли съездили, и послал нас работать на сенокос...
Так, не отходя от обители, мы «съездили» в Балезино. А если бы не послушались, могли успеть на автобус, но это был бы единственный наш успех. Послушание в монастыре имеет не только духовное, но и прикладное значение. Послушанием называется и любая работа: монашество - это прежде всего постоянный тяжелый духовный и физический труд. Здесь на деле реализуется древний монастырский принцип orare et laborare - молись и трудись. Когда поближе познакомишься с жизнью монастыря, поневоле напрашивается сравнение монахинь с трудолюбивыми пчелками, только их рабочий день намного продолжительнее – с 5 утра, когда пчелы еще спят, и иной раз летом до 24 часов, когда пчелы уже спят! Они выбирают, подобно пчелам, только благоухающие цветы в поисках нектара Божией благодати, в отличие от нас, мирян, подобно мухам, жужжащих над всем без разбора...
Сегодня обитель переживает новый этап в своей жизни – строительство красивейшего деревянного храма. Есть проекты еще нескольких зданий, есть и соучастники строительства и благоукрашения обители.
Чудеса являются составной частью жизни монастыря, народа, страны. Отличие только в том, что монахи их видят и на них крепко надеются, а мы, грешные, даже и не замечаем, как не замечаем живительного кислорода: мы к нему привыкли. Наш иссохший рациональный ум в лучшем случае склонен называть эти чудеса совпадениями. Что ж, будем радоваться хотя бы этим совпадениям и посильно помогать тем, кто для нас вымаливает их у Бога: ведь любая помощь монастырю – это труды, ведущие нас в Царствие Небесное. Тем более, здесь, в обители самой Царицы Небесной!

+++

Невоцерковленные люди не могут понять, почему иноки, оставив все, что имели в миру, удаляются в пустынные места. Вот что сказал об этом преподобный Серафим Саровский: «Не наше дело судить других. А удаляемся мы из общества не из ненависти к нему, а более для того, что мы приняли и носим чин ангельский, которому невместительно быть там, где словом и делом прогневляется Господь... Мы избегаем не людей, которые одного с нами естества, но пороков, ими творимых».
На удмуртской земле появился женский монастырь Покрова Божией Матери – духовная крепость, воюющая с порочным «духом века сего». Это значит, что Пресвятая Богородица по святым монашеским молитвам покрывает нас от всякого зла честным своим омофором.

Газета «Городской стиль». 15 июля 1994 г.

+++
Прошло несколько месяцев с момента открытия монастыря, когда монахиня Афанасия (Адамова) и еще несколько монахинь из Каменного Заделья по благословению владыки Николая переехали в село Перевозное, чтобы основать там новый монастырь – Свято-Успенский. А Покровская обитель в 90-годы бурно развивалась, шло большое строительство, появилась своя техника. К окончанию ХХ века завершили строительство нового деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Все более возрастал поток паломников и трудников, десятки людей организованно приезжали сюда на сенокос, на заготовку дров, на уборку урожая. А в Великий пост пришлось установить даже очередность, так много оказалось желающих помолиться здесь с игуменом и матушками вдали от городской суеты.

Монастырь в наши дни

Первое десятилетие нового века стало временем больших искушений в жизни Покровского монастыря. Об этом немало писала пресса, ходило много разных слухов. С февраля 2012 года ворота монастыря вновь открыты для всех паломников и их становится все больше. Митрополит Николай благословил тогда всех желающих посещать эту святую тихую обитель, поминать упокоившегося игумена Владимира (Наумова), могила которого находится у северного придела Покровского храма. В 2013 году настоятелем храма и духовником обители назначен любимый всеми прихожанами нашей епархии архимандрит Силуан (Бояров).

Покровский монастырь

В 2014 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в обители впервые служил епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев). А в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября богослужение возглавил митрополит Ижевский и Удмуртский Николай в сослужении епископа Виктора с духовенством. Владыка Николай возложил крест настоятельницы обители на монахиню Даниилу (Машкову) и возвел ее в сан игумении.
Сегодня перед монашеской общиной стоят большие задачи. Главная из них – реставрация храма преподобного Трифона Вятского, построенного по проекту самого И.А.Чарушина. Этому деревянному зданию уже больше ста лет. В 80–90-е годы он претерпел некоторые реставрационные работы, проводившиеся без проекта, «на глазок». Быть может, благодаря этому совершенно обветшавшая колокольня все еще не рухнула. Возобновление богослужений в Свято-Трифоновском храме – это насущная необходимость, т.к. маленькая Покровская церковь, построенная для монашествующих, уже не вмещает все возрастающий поток паломников.
По прошествии четверти века, с момента восстановления самостоятельной Ижевской и Удмуртской епархии у нас имеется уже три духовных монастырских крепости: Покровский в Каменном Задельи, Свято-Успенский в Перевозном и Ново-Дивеевский Свято-Серафимовский в Норье. Все эти монастыри – женские. Несколько лет тому назад начато строительство первого мужского монастыря на берегу Камы, на месте старинного села Паздеры. Такого количества монастырей никогда прежде не было на нашей удмуртской земле. Многоопытный митрополит Николай, много переживший за время своей продолжительной жизни, часто повторяет, что мы живем в благоприятное время, когда можно созидать и украшать душу и благоустраивать окружающий нас мир.

В. В. Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии
Фото пресс-службы Глазовской и Игринской епархии

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Трезвенная деятельность - насущное дело Церкви - епископ Глазовский Виктор
Трезвенная деятельность - насущное дело Церкви - епископ Глазовский Виктор

Рубрика Архиерей На тему утверждения трезвости бесе

Миссионерская деятельность может быть частично запрещена в России
Миссионерская деятельность может быть частично запрещена в России

Религиозные деятели России возмущены проектом поправ

Митрополит Иларион: Врачей нужно наказывать за склонение женщин к абортам
Митрополит Иларион: Врачей нужно наказывать за склонение женщин к абортам

Глава ОВЦС считает, что Россия будет сильной только в о

Церковь не должна замыкаться только в себе, убежден Патриарх Кирилл
Церковь не должна замыкаться только в себе, убежден Патриарх Кирилл

Москва, 4 сентября. Патриарх Московский и всея Руси Кир

Закладки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru