Home Статьи, публикации Актуально Епископ Сарапульский и Можгинский Викторин о молодежном служении Церкви

Пожертвуйте на газету

PayPal
Яндекс.Деньги

Анонсы

Пожертвуйте на газету

PayPal
Яндекс.Деньги

Помощь для газеты и сайта

Web Money
Эл. кошельки WM: R165213634514 и Z638670055915
Счет Visa Electron: карта №4276868018974690
Почтовый перевод
Банковский перевод

Voice-Love

Епископ Сарапульский и Можгинский Викторин о молодежном служении Церкви

В праздник Сретения Господня прошел Съезд православной молодежи Сарапульской и Можгинской Епархии

15 февраля 2015 года, в праздник Сретения Господня, в культурно-спортивном комплексе «Свет» прошло открытие I Съезда православной молодежи Сарапульской и Можгинской Епархии.

Утром 15 февраля участники съезда молились за Литургией в Михайловском соборе г. Можги.

Епископ Сарапульский Викторин

Церемонию открытия съезда возглавил епископ Сарапульский и Можгинский Викторин.

В форуме приняло участие более 200 человек. Делегатами стали представители всех приходов епархии - молодежные лидеры, благочинные церковных округов и их помощники по работе с молодежью, представители администраций муниципальных образований.

Со вступительным словом к собравшимся обратился руководитель Отдела по делам молодежи Сарапульской и Можгинской Епархии протоиерей Дмитрий Ангелич.

От имени руководства города Можги участников съезда приветствовал заместитель главы Администрации по социальной политике С.Е. Грачев.

Сотрудник Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви Н.В. Тихомирова зачитала приветствие председателя отдела епископа Выборгского и Приозерского Игнатия к участникам съезда.

К участникам съезда обратился епископ Сарапульский и Можгинский Викторин: «Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Наталья Владимировна, дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на I съезде православной молодежи Сарапульской и Можгинской Епархии. Это значимое событие проводится впервые, и, отрадно, что мы нашли поддержку у городских властей, за что выражаю им искреннюю благодарность.

В этом зале сегодня собрались представители активной молодежи со всех приходов нашей епархии. Это именно те люди, которые на местах ведут активную работу среди молодежи, помогают священнослужителям в осуществлении катехизического и социального служения Церкви. То, что сегодня при храмах огромная работа стала проводиться именно силами молодых людей, говорит и о переменах в жизни всего общества.

Церковь никогда не забывала о молодежи, потому что ее миссия в первую очередь была направлена именно на молодое поколение, на тех людей, которые подают большие надежды и способны своими инициативами принести пользу.

Все мы здесь – православные, верующие люди. Нашу аудиторию составляют в большинстве своем молодые люди, активисты церковного молодежного движения. И поэтому речь у нас должна идти не о том, какой должна быть молодежь вообще и православная молодежь в частности, а о задачах, стоящих сегодня перед молодыми, деятельными православными людьми.

Что такое церковная работа с молодежью сегодня? Это прежде всего миссия среди молодых людей. Причем не среди тех кто уже ходит в храм, но в первую очередь среди молодых людей, ищущих Истину. То есть среди подавляющего большинства молодежи, все еще далекой от Церкви. Именно их мы и должны привлечь.

Сразу скажу, что самая страшная ошибка, которая нас может подстерегать, это пойти путем нравоучения и назидания молодежи. Мы сразу встретим бурный протест! Сразу же произойдет рефлекторное отторжение такого рода проповеди. Также не стоит загружать молодой ум схоластическими идеями и цитатами на церковнославянском языке. Прежде всего мы должны научиться разговаривать с современной молодежью на понятном и доступном ей языке.
Каждый человек должен оставаться самим собой, и когда я говорю о необходимости научиться говорить на языке, понятном для молодежи, я имею в виду не сленг и не жаргон. Я говорю о способности проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем нового поколения и ответить на них на основании Слова Божия. Очевидно, что слово должно быть искренним, проникнутым любовью к этим людям, вне зависимости от того, насколько они приятны или открыты для общения. И если молодые люди почувствуют, что Церковь обращается к ним с искренней любовью, что наши чувства открыты, что мы можем с дружеской готовностью протянуть руку и не имеет ничего общего со стремлением навязать наш собственный выбор другим людям, вот тогда эти молодые люди будут нас слушать.

В чем причина того, что большинство верующих людей относится к пожилому возрасту? Почему процент верующих среди молодежи ниже, чем процент верующих в других возрастных группах? В молодом возрасте человеку порой представляется, что он будет жить если не вечно, то бесконечно долго, что у него такой колоссальный запас времени, что он даже не думает об отдаленном будущем.

В молодом возрасте центр жизни человека по большей части заполняет его собственное «я». Но ведь то, что находится в центре нашего существования, определяет и образ нашей жизни. Если в центре жизни пребывает Бог, значит, человек живет религиозной жизнью. Если же Бог не занимает центрального места, такая жизнь определяется как нерелигиозная. Человек формально может считаться верующим, быть крещенным и даже ходить в Церковь, однако если в центре его существования нет Бога, то он живет нерелигиозной жизнью. Это и есть случай большей части молодых людей, даже воцерковленных. И по той же причине верующих среди молодежи меньше, чем среди людей старшего возраста. Потому так важно в работе Церкви с молодыми людьми опираться на их верующих сверстников.

Религия — дело сильного человека, вопреки имеющему хождение представлению о ней как уделе слабых, верующих от беспомощности. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое «я» и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать «нищим духом», что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы.

Когда же такой выбор делается в молодые годы, то это значит, что мы имеем дело с людьми особенными. Религиозные молодые люди заслуживают нашего уважения, а их талант мы должны использоваться в полной мере. Этот духовный потенциал молодого поколения ни в коем случае не должен быть потерян. И потому я думаю, что если мы действительно озабочены вопросом развития работы с молодежью в лоне Церкви начиная от прихода, благочиния и епархии, то нам нужно в первую очередь научиться замечать духовные таланты в среде молодого поколения.

Ключевая роль здесь принадлежит священнику, который должен быть очень внимателен к своей пастве. Одновременно священник не должен рассуждать так: приходят юноша или девушка в храм, молятся, причащаются — ну и славно, хорошие ребята. А ведь их тяга к духовной жизни свидетельствует о многом. На них следует обратить пристальное внимание, их нужно поддержать, к ним нужно проявить заботу. И подумать о том, как способствовать тому, чтобы привлечь их к с служению на благо Церкви.

Верующие молодые люди — это нравственные, целостные и чистые личности. Конечно, не бывает пути человека без искушений и падений. Церковь объединяет людей поверх всех границ. Здесь судят о человеке не по диплому, не по месту работы и должности, не по имущественному положению, не по национальной принадлежности. Поэтому нельзя проходить мимо молодых людей, стремящихся к познанию Бога. Я обращаю этот призыв не только к священникам, но и к активистам молодежного православного движения, которые здесь присутствуют. Если вы постоянно встречаете того или иного молодого человека в храме, познакомьтесь и побеседуйте с ним после службы, постарайтесь вовлечь его в свою работу, потому что такие люди представляют собой духовный потенциал Церкви, ее будущее.

Сегодня нравственный аргумент должен стать главным в нашей проповеди к молодежи. Люди в человеческом обществе способны жить вместе только на основании нравственного закона. Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала.

С другой стороны, апостол Павел говорит: «Язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» (Рим. 2: 14-15). И потому какой-нибудь бабушке в деревне не нужно иметь дома юридических кодексов — достаточно будет одного Священного Писания. Живя по совести, люди никаких законов не нарушат.

Но возникает вопрос: каким образом поддерживать эту нравственную составляющую? В основу современной светской морали, которая сейчас утверждается в обществе, положены принципы либерализма, главный из которых — «Моя свобода ограничена только свободой другого человека». Это означает, что человек не может вести себя так, чтобы его поведение нарушало права и свободы другого человека, но если оно не нарушает ничьих прав и свобод, то все, что совершается, законно и праведно, ибо является личным делом того или иного человека.

Опасность заключается в том, что в либеральной идее отсутствует понятие греха. Согласно этой идее, в сфере личной, семейной или общественной жизни человек вправе поступать так, как он считает нужным, без какого бы то ни было соотнесения своего выбора с понятием греха. У нас иногда люди с ужасом говорят о том, что в Европе официально разрешены однополые браки. А с точки зрения либеральной морали, ничего страшного здесь нет. Это одно из неотъемлемых прав свободной личности. Если кто-либо хочет так жить, это его дело. Нарушает ли чей-то однополый брак вашу свободу? Нет. Вот и молчите, не возмущайтесь и принимайте как должное.

Верующий человек знает, что грех — это смерть. Зло никогда не остается в рамках, заранее определенных для него. Зло всегда стремится к экспансии — такова логика его существования в мире, таковы законы его бытия. Зло не успокаивается, пока не достигает своего апогея, торжества небытия. Значит, мир, живущий по закону греха, не имеет будущего.

Если человечество не добьется перелома в состоянии общественной нравственности, то мир ожидает печальное будущее. Взгляните на опустевшие храмы в Западной Европе. Почему из них ушли люди? Да потому, что они теперь живут в мире, где грех больше не считается злом, где он перестал быть проблемой человеческого существования. А если греха ни на ком нет, то излишне и покаяние, и Церковь не нужна. Греховная жизнь в глазах общества получает санкцию добропорядочности. И в храмы приходит все меньше людей.

Светский гуманизм претендует на то, чтобы подменить собой религию в современном секулярном обществе, адаптировав ее нравственные императивы к эгоистическим потребностям падшего человека. Однако светский гуманизм, в отличие от религии, не способен поддержать нравственное самостояние личности. Нравственное общество и нравственный человек невозможны вне понятий греха, покаяния, воздаяния за грех. Именно это имел в виду Достоевский, когда говорил, что если Бога нет, то, значит, все дозволено. Ибо если Бог есть, то Он накажет грешника: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор. 32: 35).

Обо всем этом следует очень ясно говорить молодежи. Молодость всецело принадлежит жизни, причем по большей части жизни не сегодняшней, а завтрашней. Все надежды, устремления, мечты и планы молодого человека описываются в категории будущего времени.

Теперь хочу сказать о прикладных, практических вопросах молодежной работы.

Молодые люди приходят к нам в храмы. Подавляющее большинство не знает структуры, последования и содержания богослужения, но главное — не понимает языка, на котором оно совершается. А между тем им говорят и они знают сами, что в храм ходить надо, что это полезно для души и для жизни, что это хорошо и правильно. Пришедшие в храм напрягают внимание и слух, стараясь что-то усвоить из происходящего у них на глазах, при этом одно понимают, другое не улавливают, а в итоге многие покидают храм разочарованными.

Что мешает нам во внебогослужебное время общаться с молодыми новоначальными прихожанами? Ведь в нашей повседневной жизни мы разговариваем на одном и том же современном русском языке. Нам говорят: мы не понимаем Священного Писания, мы не понимаем смысла проповеди. Так давайте читать и толковать Священное Писание вместе с этими молодыми людьми. Давайте под руководством опытного священника сравним наши собственные толкования и сообща придем к истинному пониманию Слова Божия, постаравшись при этом увидеть, как оно соотносится с нашей собственной жизнью. Важно избегать опасности формального толкования Библии, но, напротив, стремиться выявить с помощью Слова Божия духовный смысл привычных для молодого человека жизненных ситуаций. Только тогда Словом Божиим освятится жизнь молодого человека, только тогда оно сделается для него актуальным и насущным.

И это только один из путей к душе и разуму молодого человека. Но разве православному возбраняется играть на гитаре или петь? В последние годы создано немало замечательных современных песен и романсов духовного содержания. Почему мы не можем исполнять их вместе с нашими молодыми прихожанами? Нам говорят: слова православных молитв малопонятны, непривычны. Что ж, давайте попробуем для начала помолиться своими словами, каждый о своем. Только сумев открыть молодежи красоту и истину Православия, мы удержим ее в наших храмах.

Если мы начнем с малого, но реального — православных молодежных собраний, то люди потянутся к нам сами. Я знаю, о чем говорю, потому что могу оценивать опыт возвращения людей к Православию из всевозможных сект. Эти люди говорят нам: почему ничего подобно у вас раньше не было, когда мы искренне пытались войти в православную жизнь, но нас никто не поддержал? Сложись все иначе, может быть, мы никогда и не ушли бы от православных.

Внебогослужебные собрания с православной молодежью способны привнести христианские идеи и ценности в жизнь молодого человека, вовлечь его в процесс познания и осмысления христианского наследия, если, конечно, духовным наставникам и их помощникам удастся избежать однообразия, формализма, статики. Не обязательно сидеть на одном месте — можно вместе отправиться, например, в недалекое паломничество. Можно попить чаю или напечь блинов, вместе поиграть в мяч и послушать музыку. Иными словами, от нас требуется гибкость и даже изобретательность в работе с молодежью. Это тем более важно, что во внебогослужебном общении мы способны добиться результатов, пока что недостижимых в рамках нашей богослужебной жизни.

Уверен, что мы должны всячески поддерживать молодежь, занимающуюся спортом. Я говорю не о профессиональном спорте. Имеются в виду занятия физической культурой, которые обеспечивают выход преизбыточествующей энергии молодого организма, тренируют тело и дух. Свидетельствую об этом с полным основанием, потому что сам, будучи молодым, активно занимался спортом. Серьезные и осмысленные занятия спортом формирует волевые качества человека. К сожалению, эта столь важная в жизни современного человека сфера всецело отдана нами на откуп языческому миру. И потому столь необходимы наши усилия, направленные на воцерковление людей, занимающихся спортом.

Взгляните на опыт воскресных школ. Кого там больше — мальчиков или девочек? Конечно, девочек. А где мальчики? Они бегают по улицам, играют в футбол, катаются на роликах, на скейт-бордах, на лыжах. Но почему бы в таком случае не создавать спортивные кружки при храмах, чтобы и мальчишки оказались в сфере заботы и внимания православных молодежных активистов? Мы не знаем, кто работает с мальчиками в светских спортивных секциях и какие идеи им прививает. Так пусть дети получают спортивные навыки у нас, в непосредственном общении с церковными людьми. Мы сумели бы одновременно воспитывать их как физически развитых людей и как добрых христиан.

Высшей ценностью человеческой жизни является любовь. Тема любви имеет чрезвычайно важное значение в жизни молодых людей. Однако современному человеку навязывается такое понимание любви, которое к этому чувству никакого отношения не имеет. Сегодня именно Церковь способна и обязана учить молодых людей тому, что любить — значит отдавать себя другому человеку. Вне взаимного принесения себя в дар другому любви нет. А что такое отдавать? Это всегда жертвовать. Кто такой хороший муж? Тот, кто отдает супруге время, заботу, разделяет с нею материальные средства. А плохой муж — тот, у которого нет для жены ни времени, ни денег, тот, чьи интересы и заботы ориентированы вовне. То же самое можно сказать о хорошей или плохой жене в зависимости от их отношения к мужу.

Мы должны помочь молодым людям понять, что любовь и доброта то, что напрямую связано с образом жизни. Подготовить людей к счастливой семейной жизни — значит подготовить к жизни вообще. Кроме того, это означает сделать счастливым следующее поколение людей, которые вырастут в религиозных семьях, окормляемых Церковью. Но ради счастья людей и полноты их бытия Церковь и работает, потому что начавшееся на земле подлинное человеческое счастье не обрывается за гробом. Оно уходит в вечность и становится жизнью в Царстве Божием».

Далее участникам съезда была показана видеозапись выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи, прошедшего в ноябре 2014 года в Москве.

После перерыва работа возобновилась показом презентации о деятельности Синодального отдела по делам молодежи. Сотрудник отдела Н.В. Тихомирова рассказала об основных принципах работы с молодежью на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.

Затем епископ Викторин ответил на вопросы участников форума.

В завершение с концертной программой выступил творческий коллектив «Бабушки из Бураново».

Молодежный съезд

Вечером того же дня работа съезда продолжилась в храме святителя и чудотворца Николая г. Можги, где Н.В. Тихомировой был проведен тренинг для помощников благочинных по работе с молодежью и лидерами молодежных приходских активов.

Пресс-служба Сарапульской епархии

Комментарии   

 
0 #1 Валерий 20.03.2015 10:14
Большой комментарий, к сожалению, нельзя опубликовать... что ж, уложусь в пару слов.
Пока читал статью понял, что "Святой деятель" вовсе не святой. И крайне плохое понимание понятий добра и зла. Лишь поэтому умные люди понимают всю не конгруэнтность таких "Святых Отцов". Остальных конечно же жаль...
Цитировать
 

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Смыслы информационной деятельности Церкви
Смыслы информационной деятельности Церкви

Епископ Антоний: Церковь призвана менять вектор интер

Отсутствие людей и денег - не главные проблемы церковной благотворительности
Отсутствие людей и денег - не главные проблемы церковной благотворительности

17 декабря 2015 года в Москве в рамках курса обучения церк

В Таджикистане запретили празднование католического Рождества и Нового года
В Таджикистане запретили празднование католического Рождества и Нового года

Епископ Душанбинский Питирим рассказал, что эти новов

Об участии верных в Евхаристии
Об участии верных в Евхаристии

Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской П

Закладки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru