Home Статьи, публикации Актуально Управляющий Ижевской епархией выступил против строительства крематория в Ижевске

Основные темы газеты

Вести Вконтакте

Анонсы

Пожертвуйте на газету

PayPal
Яндекс.Деньги

Помощь для газеты и сайта

Web Money
Эл. кошельки WM: R165213634514 и Z638670055915
Счет Visa Electron: карта №4276868018974690
Почтовый перевод
Банковский перевод

Управляющий Ижевской епархией выступил против строительства крематория в Ижевске

Митрополит ВикторинМитрополит Ижевский и Удмуртский Викторин обратился к Главе Удмуртской Республики Соловьеву А. В. с обращением о недопустимости строительства крематория в Ижевске, - сообщает пресс-служба Ижевской епархии.
«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики» - говорится в обращении управляющего Ижевской епархией.

По словам Владыки, Церковь может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего в том случае, когда погребение усопшего в земле не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, но считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

  «Празднуя в этом году 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, мы отдаем дань уважения погибшим на полях сражения, замученным в неволе, сожженным в крематориях в концентрационных лагерях фашистской Германии – память об этом, я уверен, вызовет среди старшего поколения только негативное отношение к планам строительства крематория на территории города Ижевска».

Напомним, что 5 мая 2015 года, на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, был утвержден документ «О христианском погребении усопших» (журнал № 30), в котором говорится, что «Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле». Упомянутый документ выражает официальную позицию Русской Православной Церкви по отношению к кремации.

О кремации также высказались известные православные священнослужители

«Оправдано ли, на ваш взгляд, сопротивление кремации, или же этот вопрос следует оставить на волю самого человека и его родни?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «лучше соблюдать наш традиционный обычай погребения». «Кремация - это действительно нечто новое и нежелательное с точки зрения православного человека, - пояснил он. - Должна быть могила, на которой установлен крест. Здесь есть еще воспитательный момент - разница между могилой того, кто прожил достойно и погребен по традиции, и могилой самоубийцы, которого даже не хоронят на кладбище вместе со всеми. Так вот, кремация нивелирует это до нуля. В этом случае все равно, как ты прожил жизнь, итог один – прах в маленькой урне и все».
«Потом, - продолжил отец Сергий, - у нас есть традиция приходить на кладбище, как заповедано было святыми. Видимо какая-то связь сохраняется между душой покойного и теми молитвами, которые возносятся на кладбище. Причем это объединяет родственников: они могут жить в разных местах, а на кладбище собираются все вместе по поминальным дням. Где же им собираться в случае кремации? Где урна будет? В доме у кого-то или еще где – непонятно».
«Да, есть особые случаи, когда православные умирали в путешествии, в походах, в морском плавании. И печалились они, предвидя свою смерть и понимая, что их не похоронят достойно. Но это все же редкость, - полагает он. - В основном люди живут в памяти предков, и могилы их достойно сохраняются. Особенно могилы военачальников, царей. Например, у нас в Рязани восстановили захоронение генерала Скобелева, рядом храм восстановили, народ приезжает, поминает этого человека в храме и на могилке. Но не видно чтобы такие вещи совершались у Кремлевской стены, где хранятся урны с прахом».
«У нас в России действительно нет особой проблемы с землей. Бог нам дал достаточно просторов. Другое дело, что нарушен православный подход к земле, и люди любят комфорт в большом городе, где как раз возникает проблема нехватки земли. А ведь Россия жила всегда более широко - на земле, и православные люди всегда предусматривали место для захоронения, чтобы можно было сохранять связь поколений: мы ходим на могилы наших предков и надеемся, что последующие поколения будут приходить на наши могилы и так же о нас молиться. Так что тут важный психологический и педагогический момент в сохранении традиционного погребения», - заключил пастырь.

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, подчеркнул, что «кремация противоречит фундаментальным христианским понятиям о теле человека как о доме Божьем». «В Библии говорится: "Земля еси и в землю отыдеши", - напомнил он. - Священник действительно не вправе отказывать в отпевании, если умершего собираются кремировать. Однако возникает проблема: что делать с прахом? Люди брезгливо и с опаской относятся ко всему, что связано с умершими. А если нет возможности захоронить прах, как быть? Держать его дома?»
«Просторы нашей страны позволяют нам не то что годы - столетия не задумываться над вопросом захоронения умерших. Если речь идет о больших городах, - например, Москве, Санкт-Петербурге, можно выносить кладбища далеко за пределы города. Да, это не совсем неудобно, очень далеко (быть может, 30, 40, а то и 50 км от города), но так будет правильно. Мы на дни поминовения усопших обязательно ходим на кладбище, а иначе получится, что идти некуда. В ветхозаветные времена народы, населяющие горные территории, где земля была огромной земледельческой ценностью, покойных хоронили в горах в гробах "горного типа". Эти пещеры-гробы были многоразового использования. Люди так выходили из положения, но ни в коем случае не кремировали своих умерших. К телам умерших относились с трепетом», - сказал отец Александр.
«А еще следует сказать, что место погребения – память для будущих поколений. Всегда к могилам праведников, да и просто знаменитостей, люди ходили поклониться, благоговели перед ними. Есть и другие примеры. Так, мощи святого Саввы, архиепископа Сербского были не просто христианской святыней - можно сказать, общенациональной идеей. Турки сожгли их, чтобы лишить народ места и символа единения. Так что могилы - это больше, чем просто захоронение, с ними связано очень много важных моментов для живых. Поэтому кремация не только нежелательное явление для христиан, но и недопустимое», - заключил священник.

Протоиерей Константин Головатский, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что владыка прав. «Если построят крематорий, кто-то захочет воспользоваться его услугами даже не из-за своих предпочтений или непонимания - родственники будут кремировать своих усопших, потому что это дешевле и проще, - пояснил он. - Сейчас в больших городах на кладбищах земля дорогая, а это более простой и доступный способ. Священнику сложно бывает объяснять людям, что с христианской точки зрения это неправильно, если у них попросту нет возможности заплатить за место на кладбище и все, что связано с похоронами».
«К сожалению, - продолжил он, - похоронное дело давно превратилось в прибыльный бизнес, на этом зарабатывают большие деньги. Так что проблема действительно существует. Возможно, ее следует решать на государственном уровне - любой человек должен иметь возможность похоронить своего усопшего родственника, как подобает по православному обычаю, без чрезмерных затрат. Человек, конечно, вправе выбрать кремацию как способ захоронения – Церковь может только объяснить свою позицию по этому вопросу – что священнослужители и делают. Когда люди приходят отпеть усопшего, они же приходят как православные, - и им, конечно, нужно объяснить, что традицию следует соблюдать и в вопросе выбора способа погребения. Бывает, что люди заблуждаются, берут с кого-то пример, а впоследствии жалеют, что кремировали усопшего, а не похоронили его в соответствии с православным обычаем».

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сказал: «Православный епископ должен свидетельствовать позицию Церкви по важным вопросам. А общество должно понимать, что позиция Церкви может не совпадать с общепринятыми взглядами на процессы, происходящие в современной России. Церковь верует в бессмертие души и в телесное воскресение. Отношение христиан к погребению продиктовано этой верой. Следует отметить: две другие традиционные религии России - иудаизм и ислам – также полагают, что погребение в земле – единственный достойный способ захоронения человека».
«Кремация - это часть других религиозных традиций – языческих, индуистских, буддистских, - отметил он. - В Советском Союзе кремация считалась исключительно светским способом захоронения, но в ней все равно есть некий религиозный смысл. Желание родственников кремировать усопшего противоречит православной вере, потому что символизирует неверие в телесное воскресение, символ которого - захоронение неповрежденного тела. Поэтому Церковь и приняла этот документ. Кремация уместна лишь когда иной способ захоронения затруднителен. Потому Церковь и не отказывает в христианском отпевании и погребении праха кремированных».
«Во многих случаях кремация - не осознанный выбор усопшего при жизни или такое же желание родственников, а совершается либо по недомыслию, либо вынужденно, - полагает игумен. - Зачастую причины этого выбора продиктованы экономическими соображениями. Ритуальные услуги - это большой бизнес, значительная часть которого уже поделена между предпринимателями, ну а то, что осталось, достается крематориям».
«Желание властей сократить расходы на содержание кладбищ и обустройство новых понятно. Однако нельзя навязывать людям кремацию – нетрадиционный для нас способ погребения. Нельзя делать христианское погребение экономически затруднительным, тем более использовать богословскую неграмотность многих наших граждан. Поэтому Церковь не может одобрять строительство крематориев и выбор кремации как способа погребения. Полагаю, свидетельствовать о вере Церкви, об отношении к телу усопшего после его смерти - обязанность епископа», - подчеркнул игумен.

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что «для России нехватка земли не проблема – у нас ее столько, что конца и края не видно, вдобавок много пустующих, заброшенных полей».
«Понятно, - продолжил он, - что кремация – доходный бизнес. Да и спрос рождает предложение – наверняка есть желающие воспользоваться услугами крематориев. Но Церковь не может не высказаться по этому вопросу, не предостеречь человека от ошибок. Прислушаются ли к ее голосу – другой вопрос. У нас по сей день убивают детей в утробе матерей – это даже не средневековье, а дикость. Так что люди, скорее всего, будут поступать, как считают нужным. Господь воскресит человека из праха. Покоится ли он в земле, или кремирован, душа его отправится к Богу – для Него нет ничего невозможного. Но у нас есть своя, русская традиция – хоронить предков в земле, чтобы приходить на это место, возносить молитву. Почему мы перенимает все западное, причем, не очень удачное? Лично я против кремации. Но выбор, конечно, за человеком».

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, предложил провести четкую границу. «Церковь свое слово сказала: этот упомянутый документ поставил точку в церковном христианском взгляде на кремацию как на явление нежелательное, но с которым приходится мириться в силу нынешних обстоятельств, - отметил он. - За кремацию никого не проклинают и не лишают христианской заупокойной молитвы, но напоминают, что с точки зрения Православия это неправильно. А дальше остаются церковно-общественные и церковно-государственные отношения. В какой мере Церкви верить, акцентировать позицию или смириться с тем, что государственная власть имеет другие приоритеты - это вопрос практический, применения церковного взгляда к церковно-общественным отношениям».

По материалам пресс-служба Ижевской епархии и сайта ruskline.ru

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Заключенные нуждаются в молитве о них, в общении – иерей Валерий Лысов
Заключенные нуждаются в молитве о них, в общении – иерей Валерий Лысов

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все

Матушки
Матушки

«Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть б

«Мы должны быть христианами во всем» -  епископ Сарапульский Антоний
«Мы должны быть христианами во всем» - епископ Сарапульский Антоний

22 января 2016 г. Сарапул. Интервью главному редактору газ

Патриарх Кирилл призывает противопоставить ИГИЛ религиозное просвещение
Патриарх Кирилл призывает противопоставить ИГИЛ религиозное просвещение

Москва. 11 декабря 2015 г. Патриарх Московский и всея Рус

Закладки

Яндекс.Метрика

Теперь Вы можете подписаться на электронную версию газеты!

Сперва выбери "Способ оплаты", затем нажми на кнопу "Оплатить".

В открывшемся окне заполни необходимые данные для подписки! Укажите в комментарии, в каком виде Вы хотите получать газету: стандартно - на бумаге, или электронно, в виде PDF на Ваш электронный ящик . Благодарим!