Home Проект "Ижица" Христианство Актуально Епископ Глазовский Виктор: Мы должны возвращаться к базовым ценностям

Основные темы сайта

Епископ Глазовский Виктор: Мы должны возвращаться к базовым ценностям

Епископ Глазовский Виктор

Острые вопросы Архиерею: о государстве, культуре, приходской работе, о ситуации в образовании...

В феврале 2016 г. на собрании Клуба друзей газеты «Православные Вести. Ижица» обсуждались актуальные вопросы, ответы на которые хотели бы получить активные общественники и прихожане. Среди тем вопросов был проведен рейтинг. Поэтому самые первые вопросы - из числа самых рейтинговых, самых актуальных.
Эти вопросы мы будем задавать всем архиереям Удмуртской митрополии. Первого на острые вопросы мы попросили ответить епископа Игринского и Глазовского Виктора.

Уважаемые читатели, вы также можете участвовать в формировании интервью с Архиереем. Ваши вопросы присылайте на эл. адрес редакции с пометкой «Вопрос Архиерею»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

- Может ли, должна ли епархия (Архиерей, священник) давать нравственную оценку каким-либо решениям местных чиновников (например, в области ЖКХ, формирования соц. выплат), а также личным поступкам чиновников у власти?
Поясню: мы часто видим такую картинку в масс-медиа – когда священноначалие пожимает руки главам, власть имущим, и создается впечатление – что у нас все в порядке. Но ведь какие-то вопросы на других уровнях застревают и не решаются.

Епископ Виктор: - Прежде всего, Церковь исходит из того, что исторически 20 января 1918 года Декретом Совнаркома Церковь была отделена от государства. Это положение было закреплено в Конституции СССР 1977 г. В Конституции РФ написано, что «Российская Федерация – светское государство». Что такое светское государство? Святейший Патриарх об этом говорит следующее: «Церковь не вмешивается в дела государственного управления, а государство не вмешивается в дела Церкви, но при этом обе стороны находятся в соработничестве, направленном на благо людей». То есть Церковь имеет определенную независимость от светской власти. Церковь – это не учреждение государства по духовному ведомству. Но давать нравственную оценку каких-либо действий власти или чиновников Церковь имеет право. Кстати, в мире немного государств, которые конституционно определили себя как светские. В Европе таких, кроме России, всего два – это Турция и Франция.
Мне запомнилась проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, где он говорит, что слово «министр» в переводе с латинского означает «слуга», а глагольная форма этого слова переводится как «служу, управляю». Часто можно видеть, как во время предвыборной кампании власть вспоминает про существование пресловутого «электората», про Церковь. А после выборов, когда поделены портфели, к чиновнику даже по записи не попасть, он отгородился секретарем, турникетом с охраной и уже не помнит, что он – «слуга народа» и что содержится он на деньги налогоплательщиков. Этот перекос необходимо устранять. Об этом должна говорить Церковь. Более того, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви четко сказано: «Долгом Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп...»
Например, в 90-х годах ХХ века, когда в России было очень тяжелое экономическое положение, Святейший Патриарх Алексий II неоднократно на весь мир говорил о том, что в стране многие месяцы не выплачивается заработная плата сотрудникам и работникам предприятий, пенсии и другие социальные выплаты. Даже в Рождественских и Пасхальных посланиях этой теме выделялось значительное место. Его Святейшество напоминал, что обиды и горести утесняемых вопиют к Богу о правосудии и что при пренебрежении земными законами - в вечности каждому придется отвечать по законам Божиим.
Надзирать за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека поставлена Прокуратура, а Церковь призвана давать нравственную оценку. Устав Русской Православной Церкви требует соблюдения государственных законов. При этом хочу обратить внимание на то, что Минюст России регистрирует религиозные организации (в просторечии – секты), которые в своей практике идут на нарушение законодательства. Например, Свидетели Иеговы своим адептам запрещают переливание крови, а ведь это – прямая угроза жизни и часто единственная возможность спасти человека.
Церковь должна оставаться в законодательном поле, но «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении», - говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.
В отношении выборов: из года в год, во время предвыборных кампаний к батюшкам подходят прихожане с вопросом: «За кого голосовать?» На этот вопрос отвечает Святое Евангелие: «По плодам их узнаете их». Священник не имеет права использовать церковный амвон для политических дискуссий, но совет прихожанам может дать именно такой.

- Может ли, должна ли епархия (Архиерей, священник) давать оценку различным культурным явлениям в искусстве, литературе (кино, книги, спектакли, музыкальные произведения)? Вспоминаются недавние скандалы с театрами.

Епископ Виктор: - За все время лишь дважды меня приглашали на премьеры спектаклей, где ждали услышать моё мнение, именно как священнослужителя.
Однако, чаще всего, современные деятели культуры – это люди с собственным мнением, и мнение Церкви их интересует в последнюю очередь. До поры, пока не придет время скорбей.
Вспоминается премьера в Удмуртском национальном театре. Хотя сам спектакль напрямую не касался Церкви, но режиссер меня пригласил, хотел узнать мнение священника. Посадили в первый ряд, дали наушники с синхронным переводом, а затем попросили сказать слово. Как духовное лицо, я объяснил то, что увидел и услышал, и отметил, что все с интересом слушали – и режиссер, и актеры, и зрители. Припоминается также праздник студентов в День святой мученицы Татианы, на который меня направил покойный ныне Владыка Николай. Праздник проходил в ДК «Аксион», где собрались студенты УдГУ. Мое выступление было посвящено мученице Татьяне, я старался рассказать живо и ярко, после рассказа получил овации. Затем я покинул праздник, так как участвовать в последующем шоу считаю неуместным. Тем более, что мне необходимо было посетить болящего человека. Возвращаясь домой, я увидел этих, уже подвыпивших студентов, они зашли в троллейбус, узнали меня, стали восторженно приветствовать. На следующий год я, увы, не нашел в себе силы вновь пойти на этот праздник. Наверное, это была моя ошибка, надо было бы идти... На всю жизнь запомнил наставление митрополита Николая: «Если куда-то зовут, надо обязательно идти – в любую аудиторию, даже если там будут ожидать провокации...»

- Каким образом епархия сотрудничает, и есть-ли таковое взаимодействие в области искусства и культуры с театральным обществом или другими культурными сообществами в Удмуртии?

Епископ Виктор: - Добрые отношения у нас сложились с Детской школой искусств № 3 «Глазовчанка». Нас приглашают практически на большинство значимых событий в школе. Ранее у нас установились тесные контакты с православным театром «Странник» из Ижевска. Мы их принимали, наши прихожане с радостью посещали их спектакли. Несколько лет подряд приезжал вокальный квартет «Притча» Раифского Богородицкого мужского монастыря. К сожалению, в Глазове есть сложности со сценическими площадками. Большие площадки нам предоставляют, обставляя сложными условиями, а маленькие площадки использовать неэффективно. Мы возлагаем большие надежды на то, что в будущем у нас появится духовно-просветительский центр со своей сценической площадкой.
К сожалению, единодушия с большинством творческих коллективов у нас пока не налажено. Сотрудничество есть только тогда, когда есть встречный интерес. В Глазове есть театр «Парафраз», в названии последнего спектакля «Дуры мы, дуры» в подтексте присутствует эпатаж. Это видно и в рецензиях на сайте: «Многие ожидали, что в новом спектакле мы вновь услышим «крепкие словечки», как это было в «Королях и капусте». Но их нет, новый федеральный закон не позволяет этого». И если честно, то идти на такое мероприятие желания нет. Вспоминаются слова псалмопевца Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе».
У нас есть добрая традиция, мы проводим Пасхальные и Рождественские концерты с участием коллективов города. В последнее время мы начали устраивать праздники для детей совместно с Александро-Невским братством «Трезвение». Все участники выступают на благотворительной основе. Эти ключевые праздники вызывают в сердцах людей добрые отклики.

- На каком уровне культуры находится население?

Епископ Виктор: - В настоящее время я учусь в Санкт-Петербургской православной духовной академии, бываю в Санкт-Петербурге несколько раз в году, также часто бываю по делам в Москве – есть с чем сравнивать. Насыщенность мероприятий, тематика и выбор весьма значителен. Хотелось бы, чтобы у нас также были подобные мероприятия. Например, я был на концерте, проходящем в Дни славянской письменности и культуры на Красной площади. Да, такие мероприятия очень затратные. По милости Божией в Ижевске бывает с выступлениями хор Данилова монастыря и другие именитые исполнители и коллективы. В Глазове с этим намного сложнее. Я считаю, что в этом плане мы значительно обделены, будь то Москва или Ижевск.
Недавно мы встречались с активом православной молодежи, во время встречи озвучены были идеи – почему бы не начать ставить свои театральные постановки. Если вспомнить дореволюционное время – во многих провинциальных, уездных городках (и в Глазове тоже) были свои театральные студии, коллективы. В те времена накал духовной и культурной жизни был выше. Современное телевидение, интернет во многом обкрадывают человека.

- По нашим наблюдениям, в народе присутствует тяга к настоящей культуре. Например, на конкурс «Православная инициатива» очень много заявок по направлению «Культура». Люди ищут образы, которые могли бы помочь в жизни, может быть, разрешить какие-то вопросы. Однако мы видим, и Вы, Владыка, подтверждаете, что местные театральные сообщества подсовывают людям аморальную псевдокультуру. Народ такую «культуру» не желает и не идет в театры, а театральные сообщества еще больше эпатируют, чтобы привлечь публику. Чем больше народ тянется к культуре – тем антикультурнее становится театр, чем аморальнее театр – тем меньше идет публика. Получается замкнутый круг.

Епископ Виктор: - Выдающийся итальянский драматург Карло Гоцци утверждал, что все, что происходит в жизни человека, может укладываться в тридцать шесть схем. Будучи еще молодым человеком, я не упускал возможности посещать различные театральные площадки и постановки. Мне всегда нравились постановки русских классиков, произведения которых одухотворенны и высоконравственны. Сейчас я понимаю, что моя душа испытывала дефицит духовности. Мне никогда не был интересен эпатаж. Молодежь, которая составляет значимую часть зрительской аудитории, воспитывается сегодня в духе эпатажа. Пожилым людям, имеющим жизненный опыт, это неинтересно. Надеюсь, что придет время, когда и эпатаж набьет оскомину. Вспоминаются перестроечные времена, когда стали появляться программы духовной и церковной направленности. В одном из интервью министр культуры (тогда еще все во власти были коммунистами) сознался, что читал Библию. Затем после паузы он сказал, что Библия – это памятник мировой культуры. «Каким же я буду министром культуры, если не знаю Библии?» – добавил он. А ведь в Библии есть все сюжеты, которые мы видим на киноэкранах. Там есть вообще все.

- Каким образом священники общаются с прихожанами (помимо участия в богослужениях, проповеди в храмах)? Ведется ли общинная жизнь в приходах? Знают ли священники нужды и чаяния верующих прихожан в своем приходе (кроме постоянных бабушек)?

Епископ Виктор: - Вопрос интересный. Также считаю, что этот вопрос очень важный. Этих вопросов мы касались на Рождественских чтениях в 90-х и в начале 2000-х годов. На Архиерейском совещании в феврале 2015 г. Святейший Патриарх Кирилл об этом прямо сказал, что если мы хотим сохранить Церковь, преемственность - при приходах необходимо создавать общины, возвращаться к общинной жизни. Я об этом стараюсь каждый раз напоминать нашим священникам, но многие батюшки к этому не готовы. Не хватает опыта и знаний, а порой и желания что-то менять в своей привычной жизни. Наверное, должно пройти какое-то время, может быть, смениться поколение, чтобы то, о чем сегодня говорит патриарх, проявилось в полной мере.
Есть попытки возродить общины, но там возможны ошибки, если люди объединяются по принципу «Против кого, ребята, дружите?». Например, объединяются по принципу «Право жить без ИНН». Сейчас эта проблема отошла на задний план, но, сколько людей ушло в православные секты, разрушили свои семьи, уехали в глухие деревни, ушли в леса. Можно подумать, что в лесу или в землянке можно спрятаться от антихриста? Это абсурд.
Мы пытаемся работать в рамках внебогослужебных занятий. У нас есть успешно работающее Александро-Невское братство «Трезвение». Вот недавно, перед Великим постом мы собирались, помолились, а затем беседовали, делились планами. Я отвечал на вопросы братчиков.
Наши батюшки – о. Николай Середа, о. Михаил Поскрёбышев стараются после богослужений устраивать с прихожанами чаепитие, доверительные беседы. В Глазове в рамках огласительной практики также проводятся подобные встречи и беседы. Сам лично я открыт для общения, если у прихожан есть вопросы, люди могут приходить без предварительной записи.
Кстати, многие прихожане в отношении священников к людям сразу видят, кто из них требоисполнитель, как говорится: «Не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Я ввел практику приезжать в приходы на великопостные богослужения. Оказывается, на буднях постом многие настоятели не служили. С удивлением обнаружил, что после богослужений выходит кто-то из прихожан и начинает восхвалять священника. Выяснилось, что это срежиссированные священником «похвалы» в свой адрес перед архиереем. Думаю, что все это искусственное и вскоре уйдет в прошлое.
Считаю, что если есть жалобы прихожан, то это хорошо. Потому что есть над чем работать. Это - своеобразная обратная связь на местах.

- Ведется ли какой-либо неформальный учет прихожан, по которому можно отследить тенденцию увеличения или уменьшения числа людей, посещающих храмы?

Епископ Виктор: - Не первый год введены в обращение богослужебные журналы, в которых все подробно учитывается – сколько крещаемых, причащающихся, исповедовавшихся и прочее. Затем все эти сведения через отчет архиерея подаются в патриархию. По этим записям можно определить тенденцию. Но хочу совершенно определено сказать, что начиная с 2012 года число прихожан в храмах сократилось примерно вдвое. Это произошло после информационных атак на Церковь и на Патриарха. Понятно, что ушли люди, не утвержденные в вере. Про них сказано в Священном Писании, что они были с нами, но они не были нашими. Можно сказать, что это наш брак, наша недоработка. Тем и ценны усилия Святейшего Патриарха Кирилла, что он это брак пытается устранить.
Очень важно священнослужителю быть честным, открытым, чтобы не вызывать у прихожан соблазн к осуждению. Мне запомнилась статья протоиерея Андрея Юревича «Дом священника стеклянный». Действительно, какие бы стены дома не были, прихожане про батюшку знают всё!
На сегодняшний день сильно сократилось количество крещаемых у нас в храме. И одновременно выросло число крещаемых в тех храмах, где священники отказываются заниматься оглашением крещаемых, или же оглашение проводится формально. Мы делаем замечания таким священникам, журим их, а если серьезно – надо таких священников запрещать в служении. Оглашение крещаемых – это не очередная блажь архиерея, это – постановление Священного Синода, древняя церковная практика и прямая обязанность пастыря.

- Может быть, людям, принявшим крещение и затем потерявшимся, чем-то напоминать о Церкви, например – открытками, газетами?

Епископ Виктор: - По статистике, если приход более 200 человек, священник не может всех охватить вниманием, и ему приходится перепоручать это своим помощникам. А если таких нет – люди, не находя внимания, теряются из вида. Постановлением священноначалия, на каждом крупном приходе - у настоятелей, в благочиниях – у благочинных, должны быть помощники по миссионерской, катехизаторской, молодежной и социальной работе. Кроме того, Концепция миссионерского служения настаивает, чтобы у каждого прихожанина было свое миссионерское поручение. Через этот институт помощников можно и даже необходимо реализовывать эту идею.
Посмотрите, как действуют сектанты: первые полгода нового человека не оставляют без внимания ни на один день. Ежедневно по будням - пять дней в неделю - они приходят надом под видом изучения Священного Писания, а два праздничных дня субботу и воскресение - человек обязан приходить на общие собрания. Таким образом, человек затягивается в организацию.
Я изучал положительный опыт Екатеринбургской епархии, где с новоначальными проводится двенадцать занятий, и отнюдь не формально. Встречаются каждую субботу, общаются, затем участвуют во Всенощном бдении в храме, также им рекомендуется посещать воскресные богослужения. Таким образом за три месяца человек постепенно готовится к Таинству крещения. А после крещения продолжается дальнейшая работа по воцерковлению. Конечно, многое зависит от личности священника. У нас есть опыт проведения встреч с людьми вне стен храма. Мы общались, просматривали фильмы. В народе есть тяга к духовной жизни, но если священник подходит к делу формально, перегорел душой – люди перестают посещать подобные встречи. У потухшего костра не обогреешься. Священник-миссионер Георгий Максимов подсказывает, что неугасающим огнем является наш Господь Иисус Христос! И задача - возжечь пламя веры, в первую очередь, в собственном сердце!

- Почему в Удмуртии такой маленький процент школьников, изучающих ОПК?

Епископ Виктор: - Поскольку я занимался этим вопросом, то выяснил следующее – есть определенное давление со стороны отделов образования, для них это – головная боль. Руководители начинают ссылаться, что вслед требований православных родителей, мусульмане начнут требовать свое, что нет преподавателей, нет учебников, средств на оплату труда педагогов. Мы знаем, что есть требования Закона. Но реальность жизни такова, что в отдельных местах родителям проще учебники по Основам православной культуры покупать самим. Учебники – дорогие. Знаю некоторые приходы, которые сами организовали приобретение учебников ОПК для школ.
Есть мнение, что преподавание ОПК в одной четверти учебного года в одном классе ничего не дает. Школьники быстро все забывают. Необходим сквозной курс через всю школьную программу, об этом говорит и Святейший Патриарх Кирилл. И если обратить внимание на последнее выступление Президента России В.В.Путина на эту тему, где он говорит, что для России базовой ценностью является патриотизм. Ведь многие десятилетия понятие патриотизма размывалось, стиралось. Учебные заведения пытались воспитывать абстрактных граждан мира. Слово «патриотизм» стало в одном ряду с ругательными выражениями. Также из системы образования России были убраны элементы воспитания. Образование стало давать некую сумму знаний. А воспитанием стало заниматься телевидение, средства массовой информации, интернет, улица, жизнь. Откуда были эти посылы – Европе были нужны «рабочие руки». Европейскому сообществу не нужна Россия в том виде, в котором наша страна видит себя в своем историческом самосознании. Слава Богу, сейчас в стране и в этом вопросе начинают наводить порядок.

- Владыка, что бы Вы хотели сказать или пожелать нашим читателям?

Епископ Глазовский Виктор

Епископ Виктор: - Хочу выразить это Евангельскими словами, где Господь сказал: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте». Имейте страх Божий, потому что если нет страха Божия в душе, то по слову Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет, всё позволено». Вседозволенность разрушительна для человека, для семьи, для общества, для государства. Мы должны возвращаться к базовым ценностям – вере, любви к Отечеству, трезвости, основанной на православной традиции. При этом хочу пожелать каждому воспитывать в себе трезвость не только физическую, но как аскетическую категорию – это наблюдение за своим сердцем, за своими помыслами – трезвомыслие. На это нас настраивает Великий пост. А иначе вся жизнь наша не состоится, ибо она окажется потерянной для вечности.

11 марта 2016 г. Глазов.
С благодарностью - А. С. Чураков

 

Творчество

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!

Впервые в Ижевске состоялось открытие уникального бла

Свет души вплетается в слова
Свет души вплетается в слова

В суете повседневной жизни мы часто забываем о душе. Бы

Публицистика разума

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции

Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име

Промысел Божий. История понятия
Промысел Божий. История понятия

Для молодого поколения Промысел Божий можно объяснит

Бизнес

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Реклама издания
Реклама издания

"Вести. Ижица". Просветительское издание. На сайте - пу

О благотворительности и бизнесе
О благотворительности и бизнесе

Специальная статья исключительно для АКТИВНЫХ людей,

Подписка на инф.курс Gen Energy

Краеведение

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
История Свято-Георгиевской церкви в поселке Сыга, в Удмуртии
История Свято-Георгиевской церкви в поселке Сыга, в Удмуртии

На юго-западной окраине города Глазов, рядом с поселк

Весеннее равноденствие. Веста - и другие древние традиции русского мира
Весеннее равноденствие. Веста - и другие древние традиции русского мира

Различают весеннее и осеннее равноденствие. По всеми

Яндекс.Метрика