Home Статьи, публикации Актуально Острые вопросы Сарапульскому Архиерею

Пожертвуйте на газету

PayPal
Яндекс.Деньги

Voice-Love

Острые вопросы Сарапульскому Архиерею

Епископ Сарапульский Антоний (Простихин) 

Если приход бедный, порой виноваты сами батюшки - епископ Сарапульский Антоний (Простихин)

Самые актуальные вопросы мы задали управляющему Сарапульской епархией Удмуртской митрополии РПЦ МП, епископу Антонию (Простихину).

Владыка Антоний в интервью объяснил вопросы хозяйственно-экономической деятельности епархии, рассказал о проблемах построения общинной жизни в приходах, поделился планами на предстоящие труды и на предстоящие мероприятия. Высказал мнение об отношении Церкви и государства.

- В каком состоянии находится хозяйственно-экономическая составляющая епархии, приходов? Связаны ли хозяйственно-экономическая составляющая приходов и проблема создания живых, действующих общин в приходах?

Епископ Антоний: - Что касается финансирования епархии – оно складывается из приходских взносов из собранных пожертвований. Пожертвования – это все что собрано приходом - от реализации продукции до обычных треб. По Уставу Церкви приходы обязаны часть этих средств отдавать епархии. Суммы эти различны – в каждой епархии свои. Где-то это определенные суммы, где – проценты – от 10 до 30 процентов. В Сарапульской епархии мы пошли по такому пути – определили сумму каждому приходу. В настоящее время это – меньше 10 процентов, но в сумме - больше чем было ранее. Это связано с тем, что сейчас непростое время и всюду финансовые трудности. В настоящее время в епархии нет полноценного епархиального управления, нет также архиерейской резиденции. Городские власти нам передали здание, которое требует ремонта. Также нет автотранспорта. На все это требуются средства. На епархиальном совете это обсуждалось, и большинство священнослужителей поддержали нашу инициативу, понимая, что средства эти действительно реально необходимы для епархии. Епархии уже два года, но все равно сейчас идет только лишь установление епархиальной жизни. В месяц мы сейчас собираем около 700 тысяч епархиальных сборов.
К сожалению, в церковной жизни пока еще не налажена финансовая прозрачность в приходах. Порой мы не знаем в епархии – что делается на приходе, информацией никто не владеет - кроме настоятеля - батюшки и матушки. Мы будем постепенно эту систему налаживать.
Епархия у нас неоднородная. У нас есть очень бедные сельские приходы. Кроме того, что батюшки служат, они еще и свои личные средства - пенсии вкладывают в приход. Например – приходы в селах Мостовое, Мазунино, Кигбаево мы освободили от взносов вообще. Порой в том, что приход бедный, виноваты сами батюшки. Привыкли, что прихожан десять человек. Говорят, что мол прихожан в храме нет... Вот недавно мы освободили одного священника от настоятельства. Храм расположен удачно – в курортном месте на берегу Камы. Летом там бывает до тысячи человек, а батюшка говорит, храм – пустой. Теперь новый настоятель в том храме говорит, что прихожан – около восьмидесяти человек. По современным меркам – это как в городском храме. Многое зависит от активности священника.
Многие наши батюшки не привыкли платить взносы в епархию. Или платили совсем мизерные налоги. Например, помню, что из Глазова платили в епархию всего пять тысяч. Основные отчисления были от больших Ижевских приходов. А сельские приходы вообще не трогали, - лишь бы служили батюшки. Сейчас приходят к пониманию, что взносы платить надо. Да и епархия также платит взносы, определенную сумму в Патриархию на общецерковные расходы.

- Есть небольшие наблюдения, с которыми я поделюсь. Понимаю, что сельские храмы часто бывают днем закрыты, так как люди все на работе и в храм никто не идет. Храм стоит с амбарным замком на дверях. Однако мне непонятно, почему нет на храме никакой информации – как найти священника, время и расписание богослужений, когда открыт храм. Ведь бывают случаи, когда необходимо срочно найти батюшку – заболел кто, или скончался.

Епископ Антоний: - Совершенно верно. Я как архиерей порой не могу найти священника. Был случай, когда я в сельский храм не мог попасть несколько раз. Приезжаешь – храм закрыт, висит замок. Нет никакого объявления. У нас в епархии, у секретаря, конечно, есть вся информация о батюшках. Но и мы не можем дозвониться. Уж если секретарь епархии не может найти батюшку, что уж говорить о простых людях. А потом они еще и говорят, что нет прихожан в храме, нет дохода никакого. А откуда это все появится? На последнем епархиальном собрании я потребовал, чтобы хотя бы те храмы, которые расположены вблизи автотрасс, в будни днем были открыты. Если они будут закрыты и на храме не будет никакой информации – я буду наказывать. Все зависит от человека. Если священник деятельный – у него и приход будет процветать. А если только интерес от службы до службы, кассу снял и убежал – что там будет хорошего?
Как я и ранее говорил – есть кадровая проблема. Не хватает деятельных священников. Поэтому просьба к прихожанам – воспитывайте своих чад для служения в Церкви. Сейчас, конечно, появилась возможность через учебный комитет выписывать выпускников – священников, но там есть проблема – их надо обеспечивать жильем. Наверное, будем снимать для них жилье. Служить они будут обязаны два года, поэтому возможна будет текучка кадров, а может, кто и приживется у нас.

- Не превращаются ли храмы в некое «бюро духовных услуг»? Может быть, поэтому прихожане, «заплатив» за услугу и получив ее, как услугу или товар в магазине, больше ничем не интересуются? Получается, что прихожане превращаются в потребителей.

Епископ Антоний: - К сожалению, общинная жизнь у нас не налажена. В нашей епархии всего несколько приходов есть, где хоть как-то налажена общинная жизнь, где прихожане участвуют в жизни храма. Мы привыкли так: пришли в храм, - Богу отдали - свечечку поставили, грехи свои «сдали», Причастие «съели» и со спокойной душой ушли. А батюшка пусть сам крутится, вертится. А мы еще и требовать будем – почему в храме холодно, почему не убрано. А поинтересоваться у батюшки – чем нужно помочь – это уже не про нас. Начать с элементарного надо – остаться после богослужения и помочь сделать уборку в храме, чтобы потом самим же в чистый и убранный храм прийти.

А кто заботится о наших прихожанах – стариках? Кто будет заботиться о них кроме нас? Мы часто ругаем протестантов и католиков – что они такие, сякие. Однако у них нет такого, чтобы были брошенные старики. Интересуются их здоровьем, чем помочь. Какими бы еретиками они не были, а в этом плане христианской жизни они ушли далеко вперед. Конечно, этим и священники должны заниматься в первую очередь. Но на священниках сейчас столько обязанностей, что они физически все не успеют сделать. На них - богослужения, хозяйство, финансирование... Они порой и духовной деятельностью не успевают заниматься. Здесь должны быть активными сами прихожане, необходимо организовываться. Например - в Москве развивается волонтерское движение. Люди сами собираются в общества. То, что они участвуют в Патриарших богослужениях, поддерживают порядок – это только видимая часть.
Они занимаются широкой социальной работой: посещают детские дома, дома престарелых людей. И у нас есть такая необходимость – создавать общины, волонтерские общества. Нельзя просто сидеть, надо стараться. Времена прошли, когда нас было много, и этим довольствовались.
И проповедовать надо не только батюшкам, но и мирянам. Слова Христовы, которые направлены не только к архиереям, они относятся не только к священникам – а ко всем верующим: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Св. Евангелие от Матфея 5:16). Каждый христианин должен так светить миру своими делами. Не обязательно христианам свидетельствовать словами. Недавно мы вспоминали святых Жен Мироносиц. Они ничего не говорили, не совершали проповедей словесных. Они смиренно, терпеливо жили и служили Иисусу Христу, а потом – его ученикам апостолам, служили нуждающимся людям, людям, которые собирались вокруг них. Именно за это в христианстве уважают женщин – за их смиренное служение.
В современном мире это все сейчас переворачивают, часто встречается, что мужчины - слабые и безвольные лентяи, не способные заработать на хлеб, а женщины берут на себя обеспечение семьи – тащат на себе всю семью. Сказываются на нашем обществе западные «ценности» - гендерные права, феминизм.

- Владыка, Вы уже узнали все вопросы и освоились в епархии, какие перспективы и планы епархии на ближайшее время?

Епископ Антоний: - Есть уже традиционные мероприятия. Думаю, что мы более торжественно будем отмечать память нашего святого – епископа Сарапульского Амвросия. Предполагаю, что мы будем совершать богослужение где-то на площади. На этот праздник будем приглашать больше гостей, архиереев из других епархий, и не только нашей митрополии, а из Башкирии, Татарстана, из Кировской области. Мы будем рады всем, кто пожелает приехать. Это должно стать знаковым мероприятием. Еще одно немаловажное мероприятие, это ежегодный крестный ход с иконой святителя и Чудотворца Николая из села Николо-Берёзовка Нефтекамской епархии. В этом году мы уже начали готовиться к нему, и сейчас согласовываем с Нефтекамской епархией организационные вопросы и сроки пребывания иконы в Сарапульской епархии.
К сожалению, у нас пока нет полноценного молодежного служения, слабо развита образовательная часть деятельности. Не хватает священников и помощников – мирян. Трудов предстоит много.
В планах в Сарапуле открыть подворье Мало-Дивеевского Серафимовского женского монастыря, который в селе Норья, в настоящее время ведется подготовка всех необходимых документов. У нас уже есть монахини, а матушка Зоя, настоятельница монастыря, будет окормлять наших сестер, чаще здесь бывать. Вместе с развитием монастыря будем поднимать социальную деятельность. Одно дело монахиням в селе жить и молиться, другое дело в городе – здесь другая жизнь, нужно быть активнее.

Надеюсь, что со временем нам отдадут Благовещенский монастырь. К счастью, сохранился монастырский храм и келейный корпус на территории Сарапульского радиозавода. Есть что возрождать. Также есть воля руководства предприятия, на территории которого сейчас расположены эти здания. На предприятии есть планы переноса производства в новые корпуса, а старые, окружающие монастырские постройки, пойдут под снос, и территория монастыря освободится. В будущем можно будет возрождать там монашескую жизнь. Сейчас необходимо искать благотворителей, которые взялись бы помочь в возрождении монастыря.
И даже не надо будет искать благотворителей и спонсоров, если наши Сарапульские предприятия просто обеспечить работой, заказами. Если бы им не мешали работать в полную силу, мы могли бы своими силами, без сторонних благотворителей, возродить духовную и культурную жизнь в Сарапуле. При поддержке наших предприятий мы могли бы сделать очень много. Надеюсь, что в будущем мы обязательно возродим в Сарапуле наш Вознесенский собор и Благовещенский монастырь, и был бы повод показать эти возрожденные в Сарапуле объекты Святейшему Патриарху. И пригласить, впервые в истории Сарапула, Патриарха.

- Связан ли экономический успех, благополучие общества и города с развитием и благополучием Церкви?

Епископ Антоний: - Если в духовной жизни человека или общества есть правильное развитие, то это скажется и на видимой, материальной части общества.
Однако есть риск Церкви стать некой страховкой, подушкой безопасности в жизни государства, неким успокоителем. Но видимо, уже так установилось в жизни Церкви - играть эту роль. Но уже от самого государства зависит, видит ли оно Церковь успокоителем общества или нет. Здесь нам надо грамотно и мудро пользоваться таким отношением государства к Церкви. Но и государство должно уважительно относиться к Церкви, не заставлять верующих делать то, что противоречит христианству.

Беседовал Александр Чураков

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Религия не тождественна нравственности - В.Р. Легойда
Религия не тождественна нравственности - В.Р. Легойда

Москва. Председатель Синодального отдела по взаимоотн

Не «за что», а «зачем»… Вера и вызовы экономического кризиса
Не «за что», а «зачем»… Вера и вызовы экономического кризиса

Очередной выпуск авторской передачи председателя Син

Об участии верных в Евхаристии
Об участии верных в Евхаристии

Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской П

Закладки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru