Home Статьи, публикации Актуально Смыслы информационной деятельности Церкви

Электронная подписка на газету

Теперь Вы можете подписаться на электронную версию газеты!

Сперва выбери "Способ оплаты", затем нажми на кнопу "Оплатить".

В открывшемся окне заполни необходимые данные для подписки! Укажите в комментарии, в каком виде Вы хотите получать газету: стандартно - на бумаге, или электронно, в виде PDF на Ваш электронный ящик . Благодарим!

Voice-Love

Смыслы информационной деятельности Церкви

Епископ Антоний: Церковь призвана менять вектор интереса человечества...

Одной из самых актуальных сфер в жизни личности, семьи, общества, государства и Церкви является информационное поле. Как тело человека нуждается в пище, так же и ум нуждается в информации. Информация – это пища для ума. Информация может быть полезной, доброй, а может быть и отравленной, как ядовитые грибы или наркотики. Информационное поле порождает дух, который затем руководит жизнью человека и целого общества. Этот дух также насаждает соответствующие себе формы на информационном поле в обществе.

Епископ Антоний

Поэтому самым важным и первым делом для Церкви является информационная деятельность. Этому вопросу мы посвятили нашу беседу с епископом Антонием (Простихиным), управляющим Сарапульской и Можгинской епархией Удмуртской митрополии РПЦ МП.

- Информационная деятельность Церкви. В чем её смысл?

- Епископ Антоний: - В Евангелии мы слышим следующие слова: «…когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея, гл. 6.). И действительно, в православии не особенно принято громко говорить о своих трудах. С другой стороны, мы живем в обществе, наполненном информацией. И в такой ситуации мы просто обязаны участвовать в создании информационного продукта, в предоставлении человеку возможности получить знания о Церкви, о ее опыте другого подхода к существованию человека на земле. Сама жизнь заставляет нас не только делать, но и говорить о добрых делах, показывая этим пример всему обществу. При этом не надо забывать того, что эти дела делаются также и для души втайне, а не только напоказ, для подражания. Людям это интересно.
Слава Богу, что сегодня Церкви многие люди еще пока доверяют, прислушиваются к Ее голосу. Необходимо показывать жизнь Церкви, рассказывать о праздниках, богослужениях, о добрых делах. У нас в стране большинство православных людей, именно для них и нужно рассказывать о жизни Церкви. Но реально церковных среди них – пять, десять процентов. Это те, которые живут жизнью Церкви, не только причащаются и исповедуются, но и руководствуются в своей жизни заповедями Божиими. Задача Церкви исполнить слова Христа: «Идите и проповедуйте всему миру». Вот мы стараемся и в информационной сфере это воплотить, идем во все структуры и проповедуем. Используем площадку Интернета – Фейсбук, Вконтакте. Везде, где есть молодежь – мы стараемся использовать все возможности. Время не стоит на месте, люди меняются. Было время, когда основным инструментом для проповеди были газеты, журналы. Сейчас это в основном – Интернет, это касается в основном молодежи. Молодые люди большую  часть своего времени проводят в Интернете, минимум 2-3 часа в сутки. Церковь должна использовать эту возможность, чтобы рассказать в Интернете о заповедях Божиих, донести весть о Христе, ответить на возникающие вопросы. Это всегда было. Мы знаем из истории, как апостол Павел шел в Ареопаг, где люди собирались побеседовать на различные философские темы. Апостол рассказывал там о Христе.
По своему опыту знаю, что если присутствуешь в Интернете – обязательно у людей, ищущих ответы, возникают вопросы. Люди могут делиться своими трудностями, переживаниями, они хотят получить советы.

- Теперь более конкретный вопрос. Владыка, как Вы считаете, для кого Церковь делает информационную работу, кто является получателем новостей, сообщений. Кто является целевой аудиторией?

- Епископ Антоний: - Делаем или должны делать? Скорее всего, так надо спрашивать. В настоящее время мы делаем новости в основном в расчете на своих, церковных людей, что также необходимо. Но все-таки, если мы хотим, чтобы миссия была действенной, информационная работа должна быть направлена на людей, которые еще вне Церкви. Рассказывать нужно на том языке, который доступен таким людям.
Нельзя замыкаться в самих себе, в междусобойчик, превращаться в подобие гетто. Прежде всего, наше слово должно быть обращено к тем, кто возможно в будущем придет в Церковь. Поэтому важно работать со всеми СМИ, в том числе светскими и государственными, а не создавать только свои (журналы, газеты). Мы стараемся размещать информацию не только в церковных СМИ, но и в светских, чтобы донести весть о Христе, о Церкви всем людям.

- Является ли информационная деятельность проповедью, миссией, или это просто отчет о проделанной работе?

- Епископ Антоний: - Конечно, информационная деятельность должна быть миссионерской. К сожалению, в реальности это часто бывает не так. Где был архиерей, где служил, неплохо уже, если скажут то, о чем он говорил. И все это на дорогой бумаге, красиво издано. Для миссии нужна другая информация. Наверное, сейчас не хватает сил, возможностей и таланта для этого. Вся деятельность Церкви, Ее служение – должна быть миссионерской и направлена вовне. Вначале я привел Евангельские слова. Но эти слова направлены не только к священникам, но ко всем современным христианам. Каждый христианин обязан проповедовать примером своей жизни.
Отчасти я могу оправдать перечисление богослужений тем, что само по себе православное богослужение, его красота, благолепие – является проповедью Христа. Если человек, пришедший в храм, за внешним благолепием увидит сокровенное в богослужении, почувствует и прислушается – это уже является миссией и проповедью. Не зря ведь наши предки, выбирая для себя веру, побывав во многих странах, посетив в Константинополе собор Софии, были поражены величием и благолепием православного богослужения. Рассказ о богослужении является отчасти миссией. Нужно рассказывать о жизни Церкви ярко, интересно, современно. Может быть, давать богословские материалы. Люди приходят в Церковь с разными уровнями знаний, – кто-то с философским образованием, а другой с обычным средним образованием, поэтому каждый должен иметь возможность узнать о Церкви на доступном ему языке.

- Вот такие мысли, Владыка, если Вы не согласны – поправьте. Вы уже сказали, что необходимо рассказывать о жизни Церкви для круга воцерковленных людей и для внешних – тех, кто еще не в Церкви. Наша газета в последнее время распространяется в основном среди прихожан, для воцерковленных, и это я считаю особо важным моментом. Для прихожан важно знать, что происходит в митрополии, в епархиях, людям необходимо чувствовать стабильность. Хотя в газете обязательно публикуются материалы и статьи, которые будут интересны и внешним людям. К сожалению, наша газета священниками мало используется как миссионерская – для распространения вовне храма. Одной редакции с этим не справиться.

- Епископ Антоний: - Что касается Сарапульской епархии, вместе с епархией Глазовской мы активно сотрудничаем с Вашим изданием. Возможно, есть какие-то недочеты, готовы исправляться. Мы активно реагируем на какие-то замечания в свой адрес, лишь бы они были конструктивными.

- И еще одна недоработка, присутствующая во всех епархиях митрополии, – очень плохо налажено сотрудничество со светскими СМИ. По нашим данным, в настоящее время в приходской жизни присутствует тенденция к изоляции, мол, нам тут одним хорошо, и больше ничего не надо. Эту ситуацию надо менять – начинать неформально общаться с главными редакторами и журналистами светских СМИ, потихоньку подтягивать их к жизни Церкви. Иногда светские СМИ сообщают о крупных праздниках, но это бывает очень редко и этого явно недостаточно.

Теперь вопрос: чего желают люди, и чего желает Церковь? Человек питается, одевается. Информация – это тоже пища для человека, для его ума.

- Епископ Антоний: - Во все времена люди хотят хлеба и зрелищ. Слава Богу, у нас в стране хлеба хватает всем, нет голодающих. Конечно, есть небольшое количество людей, лишенных куска хлеба по тем или иным причинам. Виноваты они в этом сами или нет – другой вопрос. Остается потребность зрелища. Беда будет, если мы духовную, сокровенную жизнь превратим в зрелище. Если вспомнить начало 90-х годов 20 века, времена, когда Церковь получила свободу, все что происходило в Церкви, телевидением превращалось в шоу: в храмы шли депутаты, президенты не для того чтобы помолиться, а поучаствовать в «зрелище», в телешоу. Депутаты и политики так себя пиарили, чтобы показать, какие они хорошие. Верующие таких людей стали называть «подсвечники». Это время ушло, и большинство из современных политиков, которые сейчас посещают храмы – действительно верующие, благочестивые люди. Они идут не ради показухи, а потому что их в храм зовет сердце.
Нельзя идти по пути угождения людям. Если давать людям то, что хотят только они – то Церковь может вообще прекратить свое существование. Задачи и цели Церкви противоречат тому, чего желает людской мир. Когда пришел Христос, от Него ожидали, что вскоре на земле Он устроит Свое Царство, покорит иудеям весь мир, и они будут править в этом Царстве. Даже апостолы в Сионской горнице ожидали, когда же будут каждый иметь свое место в этом новом Царстве. А Он оставляет им мир. “Мир оставляю вам, мир мой даю вам; не как мир дает, я даю вам”(Ин., 14, 27).
Мир – в церковнославянском языке имеет два понятия. Один мир – это Вселенная, все что окружает нас. Другое понятие мира – мир в душе, состояние покоя в человеке, присутствие Божие в жизни человека. Христос пришел для того, чтобы принести духовный мир и покой в душе человека. А про второй мир Христос  сказал, что пришел, чтобы разделить его, что Он принес не мир, а меч. Меч делит людей на тех, кто верит в Христа, и на тех, кто не принял Его. Церковь в своей информационной деятельности должна доносить до людей то, что ведет к спасению, а не то, чего желают люди. Церковь призвана менять вектор интереса человечества. Сам Христос меняет человека своим посещением, и уже Он своим пришествием многое в корне поменял. Что было для иудеев смерть? Это был конец всего, ад, мучения. Пришел Христос и дал людям надежду на вечную жизнь за порогом гроба, Он победил смерть. Он научил людей тому, что уже сегодняшнюю свою жизнь необходимо менять человеку, жить не только для своих удовольствий, как древние римляне, а делать добро.

- Видите, Владыка, казалось бы, обычный жизненный вопрос имеет глубокий философско-богословский смысл. Да, люди в большинстве думают только в плоскости сегодняшнего дня, а Церковь говорит о завтрашнем, направляя взгляд человека в будущее.
Я наблюдаю за информационной деятельностью наших епархий в митрополии. Вы, Владыка, один из архиереев, кто активно использует соцсеть Фейсбук. Вообще соцсети – виртуальное сообщество, которое сегодня может во многом формировать общественное мнение, и Вы об этом уже говорили. А стоит ли духовенству больше осваивать соцсети? И всем ли это можно?

- Епископ Антоний: - Главное чтобы не утонуть в этом виртуальном море. Я не так уж активно пользуюсь Фейсбуком. Использую в основном для общения с друзьями, которые далеко, и куда дорого звонить. Это удобно и бесплатно. Также иногда пишу о том, что происходит в епархии, выкладываю фотографии. Также люди, пользующиеся Фейсбуком, обращаются с вопросами. Как они меня находят – я не знаю, но каким-то образом находят и спрашивают. Повторюсь – я не особо активный пользователь соцсетей, да и компьютера в целом.
Есть люди, которые активно используют соцсети, пишут проповеди, новости, свои размышления.
Главное – всегда помнить, что ты - священник, где бы человек ни присутствовал – соцсети, форумы. Надо вести себя как священник. Бывает печально видеть общение в Интернете некоторых священников между собой – когда пишут в оскорбительных тонах, с эпитетами. Это не миссия – это антимиссия. Наоборот, священникам необходимо всякие ссоры и разделения тушить, врачевать. Пример – Святейший Патриарх, у которого есть свои странички в Фейсбуке и Вконтакте. Думаю, что он сам лично не сидит и не пишет, но то, что он говорит, его мысли записываются и выкладываются в соцсетях. Тем не менее – это его прямые цитаты, его высказываний по тому или иному поводу.
Так правильнее – чем с кем-то спорить, дискутировать, провоцировать ссоры. Если нет сил сдерживать себя, свои эмоции, не скрывая своего священства – лучше вообще воздержаться от соцсетей. Ели вспомнить Иоанна Златоуста, который мог эмоционально дискутировать и высказывать нелицеприятные эпитеты – то это было другое время и в ограниченной среде. Сейчас другие времена и информационные возможности. Надо быть сдержаннее.

- Наше время парадоксально. В век информационных технологий и больших потоков различной информации человек теряется. Найти действительно полезную и нужную информацию становится все трудней. Меня удивляют иногда молодые люди, которые на любой вопрос ищут информацию в Гугле. А ведь там можно найти совершенно искаженную информацию. В информационной деятельности Церкви нужно акцентировать и направлять людей к первоисточникам информации – Святому Писанию, высказыванию святых отцов, к настоящим историческим данным.
Вопрос: Как обстоят дела в сфере информационной деятельности в Сарапульской епархии?

- Епископ Антоний: - Мы стараемся быть активными. У нас есть страничка на Фейсбук, Вконтакте, есть официальный сайт. Сотрудничаем с межепархиальной газетой «Православные Вести. Ижица». Пока не вижу смысла создавать свое епархиальное издание. Стараемся сотрудничать со светскими СМИ – с местным ТВ, с местными газетами. Не хватает интереса к епархии на республиканском уровне. Ведь республиканские СМИ – ТВ, газеты читают и смотрят не только в Ижевске, а по всей Удмуртии, в том числе и в Сарапуле. Наша епархия по численности населения около 340 тысяч человек, и, конечно, эти люди должны получать информацию о жизни своего района, своей епархии.
Возможно, что в республике сохраняется еще советская тенденция – когда некоторые структуры очень тяжело перестраиваются, оставаясь в прошлой идеологии. Это касается в первую очередь системы образования, поэтому буксует введение ОПК в школах Удмуртии. Например, в соседних регионах – как в Мордовии – 90% выбрали преподавание ОПК. В Ленинградской области – тоже почти 90%, в Санкт-Петербурге – поменьше.
Система педагогики до сих пор остается атеистической. Если посмотреть все, что преподается в школах – понимаешь, что все еще находится в атеистическом духе.
Например, происхождение мира рассматривается как один единственный вариант – в духе материализма, теории Дарвина. Другой взгляд просто человеку закрыт. Этим нарушаются основные конституционные права человека.
То же самое – армия, очень трудно идет на сотрудничество, на внесение чего-то нового.
Почему такое отношения светских республиканских СМИ Удмуртии к Церкви, к нашим епархиям – я не знаю. У нас нет ни одной телепередачи, где рассказывалось бы о Православии. А ведь у нас есть что рассказать. В других регионах такие передачи – уже норма. Эту политику, это отношение к Церкви надо менять. Мы ищем человека, который мог бы войти в эти структуры. Казалось бы, область журналистики должна быть открытой структурой. На самом деле они сейчас очень закрыты и с трудом идут на контакты, на какое-то сотрудничество.

- Полностью согласен с Вами, Владыка. Эту ситуацию надо менять. Может быть, организовать какой-нибудь проект - семинар, мероприятие на эту тему и привлечь светские СМИ? Хотел бы отметить, что приложение Сарапульской епархии в газете, созданное по нашему проекту в 2014 г., удивительно легко вошло в жизнь. Создавать новые проекты в СМИ – очень тяжело. Но благодаря митрополиту Викторину, и сегодня – Вашему благословению, издание Сарапульской епархии продолжает свою жизнь. 

- Епископ Антоний: - Замыкаться на своем – считаю неправильно. Созданы в Удмуртии маленькие епархии, но мы не можем сидеть и вариться в собственном соку. Полезно иметь также общеепархиальные ресурсы, например как Ваша газета, в которых делиться своими мнениями, событиями, чтобы было общение не только в богослужении. Важно, чтобы это видели люди во всей митрополии.

- Воспользовавшись газетой, может, Вы пригласите заинтересованных молодых людей потрудиться в епархии в сфере информационной деятельности? Это – интересная работа.

Епископ Сарапульский Антоний (Простихин)

- Епископ Антоний: - Я не могу обещать золотых гор. Однако с другой стороны всегда интересно создавать что-то новое с чистого листа. Тому, кто заинтересуется, придется много делать на новом месте. Это очень интересно и в каком-то плане легче, чем приходить туда, где уже что-то есть, и переделывать. Когда приходишь на место, где уже что-то сложилось, приходится ломать или переделывать так, как ты задумал, а это – сложно. Ели бы у нас получилось – это был бы задел для епархии, для всей митрополии. У нас есть основания, чтобы быть впереди. Ведь Сарапульская епархия – старейшая на территории Удмуртии. Первое викариатство, затем первая самостоятельная епархия, с 1918 года. Конечно, мы не можем соревноваться с Ижевской епархией, так же как Сарапул с Ижевском. Но если нас поддержать, сотрудничать с нами – мы могли бы потягаться. Есть задел, есть о чем рассказать, епархия наша интересная, у нас достаточно разнообразной деятельности, конечно, есть и то, чего еще не хватает. Много над чем надо трудиться.
И если найдется неравнодушный человек, мы его поддержим. Манны небесной я не обещаю, но то что посильно – мы поддержим. Это нужно для нашей епархии, для ее восстановления, для людей, живущих на этой земле. Человек не может жить только хлебом единым. Сейчас другие времена. Населению сейчас стало полегче. Трудами руководства республики возрождается сельская жизнь. Надеюсь, что с внешним благополучием будет возрождаться и духовная жизнь.

С благодарностью Александр Чураков.
Опубликовано в газете "Православные Вести. Ижица" 28 июля 2016 г.

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Епископ Сарапульский и Можгинский Викторин о молодежном служении Церкви
Епископ Сарапульский и Можгинский Викторин о молодежном служении Церкви

В праздник Сретения Господня прошел Съезд православно

За что уволили протоиерея Всеволода Чаплина
За что уволили протоиерея Всеволода Чаплина

Во внутриполитической и общественной жизни страны гла

В Глазове прошли Рождественские праздники
В Глазове прошли Рождественские праздники

Сердце каждого наполнят любовь и гармония Больше дву

Закладки

Яндекс.Метрика