Home Статьи, публикации Актуально Трезвенная деятельность - насущное дело Церкви - епископ Глазовский Виктор

Пожертвуйте на газету

PayPal
Яндекс.Деньги

Анонсы

Пожертвуйте на газету

PayPal
Яндекс.Деньги

Помощь для газеты и сайта

Web Money
Эл. кошельки WM: R165213634514 и Z638670055915
Счет Visa Electron: карта №4276868018974690
Почтовый перевод
Банковский перевод

Voice-Love

Трезвенная деятельность - насущное дело Церкви - епископ Глазовский Виктор

Рубрика Архиерей

Еписком Глазовский Виктор

На тему утверждения трезвости беседуем с управляющим Глазовской епархией Удмуртской митрополии епископом Глазовским и Игринским Виктором (Сергеевым)

По данным Роспотребнадзора, в России пять миллионов больных алкоголизмом, на официальном учете состоит всего 1,7%. Ежегодно от алкоголизма умирает около 500 тыс. человек. Многие дети начинают пробовать алкоголь в 13 лет. При этом одна треть парней и одна пятая девушек в возрасте с 13 до 18 лет пьет водку, пиво и другие слабоалкогольные напитки ежедневно. Церковь не осталась в стороне от этой проблемы. По ее инициативе в стране было ограничено время продажи спиртного и повышены акцизы. В епархиях и на приходах созданы группы взаимопомощи и общества трезвости, куда ежегодно обращаются несколько тысяч человек. 25 июля 2014 года Священный Синод утвердил Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, которая содержит основные принципы по борьбе со злоупотреблением спиртного.

- Всем известно – есть пьяный человек, есть трезвый. Что такое трезвость в духовном смысле?

Епископ Виктор: - Действительно, и в среде трезвенников, и в христианской среде вообще, есть понятие трезвости физиологической и трезвости духовной. Каждый кандидат во священный сан при подписании ставленнической присяги обязуется «...проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе целомудрия, смиренномудрия и кротости, и своим добрым примером руководствовать других к благочестию», т.е. быть образцом для окружающих людей.
Святитель Иоанн Златоуст в «Слове против упивающихся...» указывает на то, что пьянеть человек может не только от вина, но и от похоти, гнева и чревоугодия, тем самым утверждая, что причиной пьянства является духовно-нравственное состояние человека.
Духовная трезвость или трезвение относится к категориям аскетическим. К трезвению христианина призывает Священное Писание и святые отцы в своих трудах.
Трезвение – это христианская добродетель, состоящая в непрестанном бодрствовании над собой, молитве, внимании, благоговении, хранении себя от всякого грешного помысла, чувства и желания. Святые отцы именуют трезвение также хранением ума, хранением сердца, вниманием, мысленным безмолвием. Священное безмолвие, о котором пишут святые отцы, это то состояние, в котором христианина оставляют скверные и нечистые мысли.

- Если человек не пьет спиртное, является ли он трезвым?

Епископ Виктор: - Не факт. Он может быть злостным курильщиком или заядлым игроком, сквернословом или наркоманом, обжорой или шопоголиком. Трезвый может быть просто скверным человеком. Вокруг мы можем увидеть людей, которые ведут, казалось бы, трезвый образ жизни (не употребляют алкоголь), но при этом окружающим не всегда комфортно рядом с ними. И бывает так, что такие «трезвенники» осуждают и откровенно ненавидят всех нетрезвых людей. Священное Писание и святые отцы в таких случаях призывают следовать принципу православной аскетики: «Ненавидь грех, но люби грешника», который не позволяет отождествлять человека с его злыми делами. В противном случае ты не сможешь ему помочь. Надо стараться привести грешника к жизни праведной. Каким образом? Силой – не заставишь. Только личным примером! Свою миссию православные трезвенники видят в свидетельствовании о Христе радостью трезвой жизни.

- Как Вы относитесь к выражению «культурное употребление спиртного»? Как говорится, «употребляю по праздникам»? Или после трудового дня – пивко, мол «имею право».

Епископ Виктор: - Для трезвенников этот вопрос абсолютно ясен. Это страшное зло, которое формирует запрограммированность общества на употребление алкоголя.
Выражение «имею право» - историческое. В результате нетрезвых указов царя Петра I на Руси в большом количестве появились запойные люди. Даже была учреждена специальная чугунная медаль - «За пьянство» - с цепями весом в полпуда. Многие купцы из-за частых путешествий в Европу, возвращались оттуда также уже запойными алкоголиками. В 1807 году был принят устав Российской купеческой гильдии, где указывалось, что всякий русский купец имел право на отдых «по болезни души». По случаю малой болезни можно было «отдыхать» неделю, на большую отводился месяц. Поэтому на упреки запойный отвечал: «Имею право».
А сейчас о каком праве на пьянку можно говорить? Применительно к церковной среде такие понятия вообще нельзя применять. Вот, например, разговаривал на тему трезвой жизни с одним священником. Он сослался на Типикон, на праздники, и при этом также сослался: «Имею право».
Действительно, в большие праздники Типикон – церковный устав – разрешает, но не предписывает, по одной чаше вина, но две или три — это уже по «нужде», при условии, что молящийся участвовал в положенных уставных богослужениях, а это около восьми часов ночных молитв, пощений, поклонов, и, если еще остались силы – можно выпить чашу разбавленного вина. А если же этого не делается, какое ты имеешь право тянуть руку к чаше с вином? И если рассматривать предписания Типикона с такой точки зрения, тогда я согласен. Важно, чтобы наши немощи не начинали превращаться в наши прихоти – это уже не христианское дело.
Надо помнить, что Типикон писался тогда, когда еще в природе не было крепленого вина. Вино было естественного брожения. В зависимости от сахаристости виноградного сока, оно получалось слабым, средним и крепким. Древние греки использовали для смешения вина с водой специальный сосуд - кратер, так как неразбавленного вина греки не пили. Степень разведения вина могла быть разной от 1:3 до 1:7. В максимально разбавленном виде смесь представляла собой соотношение 1:20, о чем сообщает Гомер в «Одиссее». И чем такое вино будет отличаться от традиционного кваса? А чтобы опьянеть от такого кваса, получается надо выпить целое ведро? Это физически невозможно.
У древних греков существовало понятие «напиться - это значит стать рабом». Неразбавленным вином напаивали рабов. Спартанцы показывали опившихся рабов своим детям, чтобы воспитать отвращение к пьянству. У древних пьянство считалось крайне безнравственным.

- Каковы глубинные причины пьянства, алкоголизации личности?

Епископ Виктор: - В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви ясно сказано: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров...», это попытка нашего современника убежать от проблем, которые его окружают. Церковь указывает, что «...наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». Алкоголь – это самообман, это бегство в наркотический дурман, в никуда. Но алкоголь, как и любой наркотик, никаких проблем не решает. Алкоголь эти проблемы создает.
В Притчах Священное Писание об этом говорит: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид...». Есть поговорка: «Вошло вино - вышла тайна». Пьяный человек становится развязным на язык, на поступки, а упившийся и вовсе превращается в скотину. Мы это наглядно видим, а специалисты давно объяснили это явление. В первую очередь алкоголь разрушает тонкие нервные функции человека. Тонкая чувствительность, духовность утрачивается, человек теряет совесть. Об этом говорят и святые отцы. В продолжение разговора с нетрезвящимся пока священником я вспомнил посещение монастыря преподобного Давида Эвбейского на острове Эвия (по-древнегречески – Эвбея). Преподобный Давид в шестнадцатом веке посещал Россию и очень ее любил. Я беседовал с нынешним настоятелем монастыря, схиархимандритом Давидом (Псаракисом). Он также бывал в России: в Оптиной, у преподобного Сергия Радонежского, в Дивеево и к русским очень хорошо относится. Я задал ему вопрос о наболевшем: «Греция – винодельческая страна, повсюду произрастает виноград, производится много вина, но я не вижу пьяных. В России все наоборот. Пьянство – наш бич. Как это объяснить»? Ответ был краткий и очень простой: «Сердца ваших людей далеки от Бога».

- Есть ли последствия пьянства, алкогольной страсти, даже если человек «завязал»?

Епископ Виктор: - Последствия безусловно есть. На физиологическом уровне, страдают все органы. При употреблении алкоголя в нервно-функциональной системе, которая регулирует всю жизнь человека, происходит дисбаланс. Организм перестает вырабатывать необходимые гормоны, которые в течение длительного времени заменялись химическими веществами. При внезапном прекращении употребления алкоголя человек может впасть в глубокую депрессию, так как организм разучился работать сам. Но в процессе реабилитации баланс восстанавливается. На это уходит порядка 3-4 лет. Анонимные алкоголики считают, что алкогольная зависимость сохраняется у человека всю жизнь. Для реабилитанта есть ключевая фраза: «Сегодня я – трезвый». Ведь никто не знает, что с ним будет завтра. Для примера – отсидел человек в местах заключения несколько лет. Предположим, он там не пил и не курил, не употреблял наркотики. Физиологически полностью восстановился. Но приходит время выйти на волю, и он первым делом «обмывает» свою свободу или ищет наркотик. И многие после этого просто погибают. Это произошло, потому что у человека остается психологическая зависимость.
Наша задача – объяснить это людям и научить человека жить без алкоголя. Мы приглашаем страждущих на занятия в школу трезвения, где объясняем механизмы зависимости. Даем инструменты для преодоления зависимости. Кроме того, мы стараемся сопровождать человека в обществе трезвости для его социализации, так как у людей за время многолетних запоев утрачиваются все социальные связи, рушится семья, теряются профессиональные навыки, такие люди даже работать не могут.
На собраниях общества трезвости люди вначале участвуют в совместной молитве. А для чего? Например, на молебне в акафисте пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» страждущий рефреном повторяет слово «Радуйся». Человек должен воспитать в себе это стремление к радости, радости трезвой жизни. Скорби позади, и нужно радоваться. Общая молитва – это уврачевание души человека. Затем все усаживаются за общий стол и за чашкой чая беседуют на различные темы: о семье, о личном, об общественных вопросах. Так страждущий учится трезвому застолью. Этому действительно надо учиться, ведь многие не понимают, как можно сидеть за столом и если не выпивать, то о чем тогда разговаривать. Страждущий не знает, о чем говорить, послушают ли его, интересен ли он другим. Потом, когда страждущий встает с колен и уже крепко стоит на своих ногах, он начинает воспринимать общество трезвости как свою семью, свой приход, где он находит отдохновенье для своей души и сердца.

- Как Вы относитесь к различным обществам трезвости, которые стали появляться в России и, в частности, в Удмуртии? Например, общества «Анонимных алкоголиков» или общества при православных приходах?

Епископ Виктор: - И до революции, и сейчас существуют светские Общества трезвости. Если посмотреть выступления священномученика Амвросия, епископа Сарапульского, который ревностно выступал против ошибочных шагов Сарапульского общества трезвости, созданного по инициативе местной интеллигенции, когда вместо целенаправленной трезвенной работы, в дни больших церковных праздников на время совершения всенощного бдения назначались увеселительные мероприятия, а сами участники этих увеселений оказывались «под хмельком». Владыка Амвросий считал, что все это не способствует успеху трезвенного движения.
Активно работают на поле трезвости мусульмане, буддисты, кришнаиты, адвентисты. Средства массовой информации периодически сообщают, что под светские трезвенные общества маскируются религиозные группы харизматического толка. Православные общества в составе Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви полностью согласуют свою работу со Священным Писанием, с трудами святых отцов, церковными постановлениями, в соответствии с действующим законодательством.
Порой светские общества трезвости обвиняют Церковь в том, что в Таинстве святого Причастия она спаивает народ. В свое время известный и признанный среди светских активистов трезвенного движения профессор В. Г. Жданов сказал в полемике с своими соратниками на эту тему: «Что вы нападаете на Церковь. Никого она не спаивает». За что его подвергли улюлюканью. Это личное неприятие отдельных людей Церкви как феномена общественно-религиозной жизни общества.
Некоторые медийные структуры также стараются подогреть негативные проявления по отношению к Церкви, в том числе и в части трезвенной деятельности. Я думаю, что люди разберутся в своих приоритетах и понимание в обществе найдется.
Общество «Анонимных алкоголиков», как правило, декларирует свою независимость от какой-либо религии. Однако, процесс воцерковления посетителей этих групп, несомненно, усиливается. При Свято-Даниловом монастыре много лет работает православная программа «Метанойя», использующая принципы программы «12 шагов». Написаны и изданы книги о взаимодействии Церкви и 12-шаговых программ, из них можно упомянуть сборник статей «Страсть, грех или болезнь», изданный издательством «Даниловский благовестник». Руководителем направления по работе с алко- и наркозависимыми игуменом Ионой (Займовским) написано две книги, посвященные проблематике зависимости: «Лоза истинная» и «Странички трезвости на каждый день». Сейчас практически в каждой епархии есть церковные общества трезвости. Они были и до революции. Я уже рассказывал, как эти общества действуют. Вступая в общество трезвости, страждущий принимает обет трезвости. Есть традиция принимать обет трезвости на какой-то период. В дореволюционной России давали обеты (по сути это были зароки) даже на один день или на несколько дней, для некоторых людей и это бывало порой подвигом! В последующий период человек мог принимать обет на более длительный срок.
В нашем епархиальном Александро-Невском братстве «Трезвение» при Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова мы ориентируем человека взять обет трезвости на месяц или на три месяца. Чтобы человек примерил на себя крылья трезвой жизни. Во многих церковных обществах трезвости практикуется принятие обетов на время постов. Это удобно и правильно, так как во время поста человек призывается особо наблюдать за своей душой. В этом году я обратился к священникам нашей епархии взять обет трезвости на время Великого поста. Хотя и не все откликнулись, но были и те, кто приняли обеты трезвости. Полагаю, что это только начало.
В настоящее время общества трезвости появляются в других районных центрах Глазовской епархии. Здесь многое зависит от личности руководителя общества трезвости. Настоятелям я говорю, что если вы пока не готовы сами возглавить общество трезвости, то хотя бы не мешайте этим людям собираться, пустите их в храм. Ведь трезвенники собираются для молитв за себя, за родных и близких, за страждущих. Это долг священников – призывать людей к трезвости. До революции Церковь в течение более 50 лет проводила трезвенную работу, призывая людей в Общества трезвости. Еще в 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина...». Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 году обер-прокурором Константином Петровичем Победоносцевым, призвало духовенство учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни. В настоящее время эти требования подтверждены решением священноначалия. Так Священный Синод в ходе заседания 25 июля 2014 года (журнал №80) восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и рекомендовал архиереям и духовенству в этот день, в том числе, совершать «Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании». Данный чин и Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма были утверждены тем же решением Священного Синода. Ранее Священным Синодом был утвержден документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» (журнал № 128 заседания от 25-26 декабря 2012 года). Прошло всего два года после принятия Концепции, тем не менее можно говорить об определенных результатах. Во всех федеральных округах проведены семинары по утверждению трезвости, в епархиях появились координаторы, ведется подготовка приходских специалистов. Появилась «горячая линия» с бесплатным федеральным номером. Сегодня в Русской Православной Церкви на территории России действуют 232 православные организации, в том числе более 50 реабилитационных центров и приходов помогают алкозависимым и их родственникам. Всего в Церкви действуют более 100 обществ, братств и групп трезвения, которые проводят большую работу. На заседании Священного Синода, состоявшегося 15 июля 2016 года под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, утверждены тексты прошений о страждущих недугами пьянства и наркомании в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи для включения в богослужебные последования. Уже сложилась традиция в День трезвости совершать крестные ходы, устраивать посты трезвости, проводить семинары и конференции, а где-то День трезвости перерос в декадник или даже в месячник трезвости. Во многих местах, идя навстречу пожеланиям общества, местные власти в День трезвости прекращают торговлю алкоголем.
Отмечу, что в общении с общественными и государственными деятелями, многие из них единодушны в утверждении трезвого здорового образа жизни нашей страны. Начиная с самых верхов. Слава Богу, наш нынешний Президент не пьет! У нас счастливая страна, что у нас такой Президент! Да, на официальных приемах, в рамках правил этикета, мы видим Президента с бокалом шампанского, но никто не видит, что он тянется за вторым бокалом. Сам бывая на приемах, я вижу, что большинство высшего церковного духовенства ведет себя подобным образом. У меня в этом плане – большой оптимизм. Нашему приходскому духовенству я часто напоминаю слова святителя Иоанна Златоуста из 2 беседы о статуях: «Вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми, чтобы веселились, а не скорбели». Мы должны руководить своей жизнью, а не вино нами. Даже если человек не готов быть абсолютным трезвенником, нельзя переходить эту грань.

- Генетике северных людей противопоказан алкоголь?

Епископ Виктор: - Ученые утверждают, что «...нельзя приписать народу склонность к алкоголю из-за генов. Социальные факторы гораздо важнее, как на уровне народа или страны, так и для отдельных людей... Но уже устоявшиеся ошибочные взгляды об их «генетической предрасположенности» к пьянству трудно преодолеть». Необходимо, чтобы наши люди об этом знали. Наука о трезвости, а до революции уроки трезвости начали вести уже в приходских школах, говорит о том, что необходимо начинать воспитание в трезвости с детского возраста – предупреждать детей об опасности алкоголя. Преподавание трезвости также велось в отдельных духовных училищах и семинариях. Известно, что главные уроки ребенок получает в семье. Сегодня эта проблема еще более актуальна.
Очень велика роль стереотипов, мифов о пьянстве. Может быть, как раз противники христианства и внедряют пьяные мифы в сознание людей, чтобы отвратить их от христианства, ослабить веру.
Используемое в церковных богослужениях вино никак не способствует алкоголизации. Причащаясь Святых Тайн, человек начинает и на вино смотреть по-другому. А ведь на Руси изначально так и было. Вино не было бытовым напитком, оно считалось священным, а пьянство великим позором, пока не началось промышленное производство водки и систематическое спаивание народа. Вино же пили только те, кто мог себе это позволить - вельможи, купцы. Простой народ воспринимал вино как сакральное вещество, которое используется только в Церкви для богослужения. В «Указе о кормчах» Соборного Уложения 1649 года царя Алексея Михайловича крестьяне получили позволение варить пиво несколько раз в год — в Великий день, Дмитриевскую субботу, на Масленицу, на Рождество Христово. Причем на три дня, а если на четвертый день находили пиво, то хозяин подвергался серьезному наказанию, а найденное пиво выливалось. Пьяницы также строго наказывались, вплоть до ссылки в Сибирь. Общество было трезвым и пьянство порицалось. За курение или нюхание табака также следовало жестокое наказание. И существующий ныне миф о пьянстве русских навязан, именно навязан нашими недругами.

- Теперь – богословский вопрос. Есть люди, и в среде православных, которые оправдывают винопитие Евангельской историей – когда Господь Иисус Христос превратил воду в вино на свадьбе. Этот пример приводят в оправдание пьянства?

Епископ Виктор: - Что такое свадьба во времена земной жизни Христа? Приходили все родственники, а это – сотни людей. Господь Иисус Христос совершил Свое первое чудо на браке, превратив обычную воду в хорошее вино, ибо чудеса Христовы таковы, что они гораздо превосходнее того, что совершается природою.
Авторитетный православный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Вместимость этих водоносов была огромна, поскольку «мера» или «бат», равнялся, по нашим мерам, полутора ведрам; так что там могло быть от 18 до 27 ведер по общей вместимости, и тем разительнее чудо, совершенное Господом». И далее: «Иисус велел служителям наполнить эти водоносы водой до верха, чтобы сделать их свидетелями чуда. «Почерпите и принесите архитриклинови», т.е. начальнику пира для того, чтобы он сам убедился в истине совершившегося чуда. Чудо совершено Господом, как видим, даже без прикосновения, на расстоянии, что особенно ярко свидетельствует о проявлении всемогущей божественной силы Его. «Дабы показать», говорит св. Златоуст, «что Он Сам Тот, кто прелагает воду в винограде и обращает в вино дождь чрез корень винограда - что в растении совершается через долгое время - в одно мгновение Он делает то на браке». Не знавший откуда это новое вино архитриклин зовет жениха, словами своими свидетельствуя об истинности совершившегося чуда и даже подчеркивая, что чудесно претворившееся из воды вино было лучшего качества. Из слов его «егда упиются» совсем нельзя делать вывод, что на этом браке все были пьяны: говорится об общем обычае, а не в применении к данному случаю. Известно, что евреи отличались умеренностью в употреблении вина, которое в Палестине было обычным напитком и разбавлялось водой; напиваться допьяна считалось непристойным. Конечно, Господь Иисус Христос не принял бы участия в таком пиршестве, где были или могли быть пьяные. Цель чуда - доставить радость бедным людям, справлявшим свое семейное торжество, в чем сказалась благость Господа. По свидетельству Евангелиста, это было первое чудо, которое сотворил Господь, вступив в дело Своего общественного служения, с целью явить славу Свою, как Сына Божия, и утвердить в вере в Себя Своих учеников».
В толковании Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым.
Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) положил начало исследованиям на тему «Вино в Библии». То, что у нас в Священном Писании переведено как «вино», у древних могло быть другим напитком, не вином, в современном понимании. Древние люди считали виноградный сок кровью земли. Отношение к соку было сакральным, священным. Например, мы читаем у пророка в книге «Плач Иеремии» время осады Иерусалима Навуходоносором: «Истощились от слёз глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: «где хлеб и вино?». В этом месте младенцы вопиют к своим матерям о своих естественных нуждах, а именно о хлебе и вине. Едва ли можно вообразить, чтобы во время осады и голода маленькие дети просили своих матерей дать им опьяняющего вина. Таких примеров можно привести много. Для чего я все это говорю? Мое сознание не вмещает, что Христос был пьяницей. Я никогда с этим не соглашусь.

- В современном мире пьянство – это бизнес. Бизнесу выгодно, чтобы люди пили как можно больше и чаще.

Епископ Виктор: - С давних времён пьянство является своеобразной уздой для народа. В.В. Похлёбкин приводит широко известный афоризм в пользу алкогольной политики, который приписывается Екатерине II: «Пьяным народом легче управлять». Этот тезис использовался постоянно рядом государственных деятелей на протяжении многих веков. Многие это понимают. Когда человек трезв, разумен – с таким человеком приходится считаться.
В то же время сколько бед приносит пьянство! Посмотрите, какое количество людей погибает в дорожно-транспортных происшествиях. На дорогах столько гибнет народа, как будто идет война! Статистика преступлений говорит о том, что 80% бытовых преступлений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Статистика же показывает, что по количеству пьющих и курящих женщины догоняют мужчин. Почему? Потому что сломаны моральные преграды, сняты нравственные запреты. У женщины так устроен организм, они более чувствительные, более тонкие, поэтому и быстрее впадают в зависимость. Никотин и алкоголь в первую очередь уничтожает основную функцию женского организма – быть матерью. Курящая и пьющая девушка рискует или вообще не родить или принести неполноценное потомство. Здесь можно вспомнить Священное Писание, где говорится, что Господь Бог наказывает детей за грехи родителей до третьего или четвертого колена. Но дальше говорится, что Он творит милость до тысячи родов любящим Его и соблюдающим заповеди Его (Исх. 20:5-6). То есть имеется надежда, что Господь все исправит, если человек начинает жить праведно и честно.

- Проблема пьянства – это вопрос безопасности государства, выживания и сохранения народа в целом.

Епископ Виктор: - Да. Думаю, что наше высшее государственное руководство это понимает. Правительство прилагаются определенные усилия. Так 3 июня 2008 года Россия присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, в результате чего появился Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Еще ранее появилось Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р, озаглавленное «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». Были приняты аналогичные документы по противодействию наркотикам. И если вспомнить, какими были наши улицы десять лет назад, то можно увидеть результат усилий государства в этом направлении.
Через решение этих проблем будет выправляться демографическая ситуация в стране. Количество умных, мудрых, гениальных людей в нашем обществе увеличится. По сравнению с 60 годами ХХ века, когда мы по статистике были умнее американцев, сегодня эти позиции мы сильно сдали. Но нельзя все сделать революционно, в один день. Для этого нужна определенная работа и время. В сфере народосбережения интересы государства и Церкви совпадают. Это плодотворная почва для сотрудничества. Поэтому я смотрю на трезвенную деятельность как на насущное дело Церкви и духовенства. Вижу, что это является решающим фактором в оздоровлении жизни нашего общества и нашего государства.

Беседовал Александр Чураков

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Международный суд над колониализмом и неонацизмом неизбежен
Международный суд над колониализмом и неонацизмом неизбежен

Москва. Первый заместитель председателя Синодального

В Глазове прошли Рождественские праздники
В Глазове прошли Рождественские праздники

Сердце каждого наполнят любовь и гармония Больше дву

Миссионерская деятельность может быть частично запрещена в России
Миссионерская деятельность может быть частично запрещена в России

Религиозные деятели России возмущены проектом поправ

Закладки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru