Home Статьи, публикации Актуально Епископ Антоний: служить Господу и людям

Основные темы газеты

Вести Вконтакте

Епископ Антоний: служить Господу и людям

Епископ Сарапульский Антоний

Третий год Сарапульскую епархию возглавляет епископ Антоний. В интервью нашему изданию Преосвященный владыка рассказал о её достижениях и чаяниях, правилах жизни христианина в современном мире, а также поделился интересными моментами своей биографии. 

- Владыка, каких успехов достигла епархия за время Вашего правления?

- Предмет нашей гордости – открытие Музея истории религий и национальностей Прикамья в Сарапуле. Проект запущен и успешно действует. Нам удалось выиграть президентский грант на сумму более 10 млн руб. на реализацию проекта и освоить эти средства. При музее открыт свой храм – новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это важные и значимые объекты - как для епархии, так и для города. На данной площадке мы проводим много мероприятий –конференций, выставок, принимаем гостей со своими экспозициями. 

Хотелось бы отметить заслуги сотрудников епархии и музейных работников, активно участвовавших в реализации проекта. В том числе это его автор и куратор - епархиальный древлехранитель Виктор Сергеевич Ерастов и руководитель проекта Дарья Александровна Козлова. 

В епархии открываются новые храмы. В 2018 году уже освятили три. Первый – храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в микрорайоне «Южный» на территории  храма Серафима Саровского. Это деревянный крестильный храм с купелью для крещения с полным погружением. Другой - деревянный храм Покрова Божией Матери в дер. Чурашур Можгинского района, при котором действует монашеская женская община. Третий - храм Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в с. Пугачёво. Объект долго строился. Начали его возводить прихожане, потом после известных событий - взрывов в Пугачёво - там побывали представители власти и бизнеса Удмуртии. Средства на завершение работ выделил Виктор Геннадьевич Хорошавцев. В итоге на месте небольшого молитвенного домика вырос полноценный храм – уютный, добрый, с красивым иконостасом и звонкими колоколами. Он расположен в Малопургинском районе, где прихожане - одни из самых активных в Удмуртии, как и в Алнашском и Можгинском районах. 

В Пугачево я впервые как архиерей столкнулся с проблемой присутствия в нашей Церкви «непоминающих». Первый настоятель этого храма отказался в свое время от поминовения Святейшего Патриарха и своего правящего архиерея, в своем рапорте на мое имя заявил о том, что не признает все те Таинства, которые были совершены над ним в Русской Православной Церкви - от крещения и миропомазания до Таинства священства. Никак не получается исцелить его от таких взглядов, из-за чего приход обвиняют в безблагодатности. Сейчас там новый настоятель. Надеюсь, что он справится.

- В Удмуртии есть и представители так называемого движения царебожников… 

- Насколько мне известно, у них центр в Якшур-Бодьинском районе. Там они строят так называемый «дом для царя». Туда приезжают «паломники» из других районов республики. В Удмуртии появился и некий аферист, имеющий три судимости, и объявил себя царем. Я знаю, что его принимали в разных концах Удмуртии, в том числе в монастыре в Каменном Заделье и других местах.

Сейчас о них стало меньше слышно, но движение продолжает существовать. Основой их учения является вера в то, что мученическая смерть царя Николая II является искупительной для русского народа. Он есть «Царь Искупитель», «Спаситель России». Для православного же христианина единственным Спасителем является Господь Иисус Христос. Только Его страдания и смерть стали искупительными для всякого верующего в Него.

Представители этого учения требуют от всей Русской Православной Церкви, от всего нашего народа всеобщего покаяния в убийстве «Царя Искупителя». Но и это требование не является справедливым. Не весь наш народ и не вся наша Церковь могут быть обвинены в предательстве последнего русского царя. Многие  представители Церкви выступили в его защиту уже после Февральской революции. Вспомним священномученика Амвросия, епископа Сарапульского, который призывал к верности русскому императору. Да и после известий о трагической смерти императора и его семьи в Екатеринбурге Святейший Патриарх Тихон выступил с воззванием, в котором осудил это злодеяние.

И мы сегодня помним события далекого июля 1918 года, и Церковь Православная прославила императора Николая II и его семью в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Прославила их особенно за последние дни и месяцы жизни, когда они восприняли происходящее с ними с величайшим смирением и терпением, мужественно переносили гонения, осуждение, скорби и тяготы. 

- Как бы сам император к этому отнесся – назвал безумцами?

-Думаю, сам император точно не одобрил бы царебожников. Он был православным образованным человеком. А сектантские проявления возникают от недостаточной образованности, когда человек не имеет глубоких систематических знаний и читает в интернете высказывания сомнительных «старцев». Мнение Церкви едино: царь не может заменить Иисуса Христа.

- Каковы Ваши дальнейшие планы по развитию епархии?

- Принята новая концепция Русской Православной Церкви по работе с молодежью. Сегодня это направление, в том числе в воскресных школах, далеко от реалий нашего времени. Зачастую детям просто дают определённый объём знаний, но не приобщают к вере. Они обучаются, сдают экзамены, получают документ – и потом исчезают из жизни Церкви, нередко навсегда. 

То же можно сказать о некоторых методиках преподавания. Дети приходят к нам из светской школы. Если там они видят прогрессивных педагогов, новые подходы, уровень образования, а мы сажаем их за парты, батюшка или преподавательница  нудным голосом начинают читать труды Слободского - конечно, это несовременно и никому не интересно.

Наша епархия, к сожалению, тоже отстает – в Сарапуле нет ни одной воскресной школы, соответствующей современным требованиям.

Кроме того, дети должны воцерковляться, то есть входить в Церковь. Тогда меньше ребят будут покидать храм после окончания воскресной школы, несмотря на то, что у них наступает переходный возраст и мир влечет своими соблазнами. Мы должны не только приводить детей в храм, но и задействовать в богослужении – в хоре, алтаре, давать послушания, чтобы они знали, что их помощь нужна и в Церкви их ждут. 

- Никита Михалков называл это «духовной прививкой» от мирских соблазнов…

- Детям необходима практика церковной и духовной жизни, чтобы они знали, что такое грех и как с ним бороться, куда можно прийти за поддержкой и утешением. Это должно быть главной составляющей воскресных школ наряду со знаниями. 

К сожалению, ни при одном нашем приходе нет полноценного здания воскресной школы. Но недавно нам вернули здание бывшего духовного училища площадью около 2 тыс. «квадратов» в Сарапуле по ул. Первомайской, 24. Сейчас оно находится в аварийном состоянии. Недавно мы провели там субботник с участием прихожан, чтобы помыть помещения и привести в порядок территорию. В настоящее время епархия разрабатывает концепцию дальнейшего применения этого здания для духовно-просветительской работы, в том числе с молодежью. Надеемся найти соработников и благотворителей, которые помогут нам в этом благом деле.

Заканчивается строительство духовно-просветительского центра в микрорайоне «Элеконд» с привлечением федеральных средств. Уже полностью смонтирована кровля, выполнены штукатурно-малярные работы, напольное покрытие, практически готова котельная. Объект должен быть сдан в декабре. Для «Элеконда» – удаленного микрорайона с 35 тыс. чел. населения – это особенно важно. Следующим шагом станет строительство полноценного храма. 

- Владыка Антоний, Ваша личность неоднократно становилась предметом обсуждений прихожан. Расскажите о ярких моментах Вашей биографии…

- Я родился в Глазове в семье рабочих и служащих. Отец был слесарем, мама – контролером ОТК на Чепецком механическом заводе. Там я вырос, окончил школу, начал ходить в Георгиевский храм, который тогда был единственным и располагался на окраине города. В 1993 году в юношеском возрасте принял крещение. Появилось осознанное желание служить Церкви. Решил поступать в епархиальное духовное училище в Волгограде, где у нас жили родственники. После года учёбы стал послушником в Кременском Вознесенском мужском монастыре Волгоградской области. Он находится в живописном месте, где раньше была старинная казачья обитель. Сейчас монастырь восстановлен, а тогда на дворе стояли лихие 90-е. Мы жили в руинах при разрушенном соборе. Спали на деревянных стеллажах в амбарах, которые отапливались с помощью электрических проводов. Розетки часто загорались. Поскольку я спал около одной из них, меня несколько раз будили: одеяло горит, давай тушить! 

В 1996 году я ушел в армию, которая тогда тоже переживала не лучшие времена – разгул дедовщины, воровство, солдаты голодали… Потом вернулся домой, помогал матери. Мою кандидатуру представили Владыке Николаю (Шкрумко – прим. ред.). В 2002 году я был рукоположен дьяконом. Владыка дал некоторые назидания, которые я до сих пор иногда говорю ставленникам. Ещё через год с небольшим я был рукоположен священником.

В Глазове совмещал служение в разных приходах. Был настоятелем в храмах сёл Понино и Сёва. Последнее раньше входило в состав Удмуртии, но административно подчинялось Кировской области. Потом это недоразумение решилось, но дорог туда не было. Однажды, когда я в Страстную неделю первый раз поехал в село с главой района на УАЗе, 15 км мы преодолевали часа три! Зато там была активная прихожанка, которая очень хотела построить деревянный храм и исполнила свою мечту буквально за год. Ходила по лесхозам, ей выдавали древесину, договаривалась с мужчинами о строительстве. Приезжаю – стоит красивый деревянный храм, колокольня покрыта железом. 

Потом Владыка Николай перевёл меня на юг Удмуртии в Алнашский район. У меня было два прихода – д. Новотроицк и Асановский сельхозтехникум. 

В это время у меня уже появилось желание принять монашество. Но Владыка Николай посчитал, что мне не стоит принимать постриг, поскольку в Удмуртии нет мужских монастырей. Тогда я обратился с прошением и уехал в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. Сначала побывал там во время своего отпуска. Братья приняли хорошо. Понравились и люди, и город. Решил туда перейти, Владыка отпустил. Перед Великим постом приехал накануне Прощёного воскресенья, а в среду Страстной недели уже состоялся мой монашеский постриг. 

Я прожил в лавре шесть лет - интересных и ярких. Руководил паломнической службой, а это общение с разными людьми. В лавру приезжают не только православные паломники, но и иностранцы. Даже католики из Италии, Франции, Германии интересуются иконописью и сами пишут иконы. Для гостей мы проводили мастер-классы, они закупали и увозили материалы. 

Общаясь с иностранцами, иногда удивляешься их стойкости и активной гражданской позиции. Когда у нас были паломники из Франции, в этой стране приняли закон о признании однополых браков. Они рассказывали, какие у них были манифестации, на улицы выходили миллионы людей. Случись такое в России – не уверен, что наши граждане станут протестовать в таком количестве. 

- Ещё у иностранцев другой подход – с понедельника по пятницу священник трудится на основном месте работы, а в воскресенье служит в храме.

- У нас принято, что священнику платят зарплату, и он не должен работать где-то еще. В нашей Церкви еще только идет обсуждение вопроса занятости священников помимо прихода. За рубежом другая практика. В большинстве наших приходов на Западе зарплату священнику не платят. Он, как правило, имеет основную работу и приходит служить по выходным. Община жертвует только на содержание храма. 

Возможно, этот формат будет внедряться и в России, особенно в небогатых приходах. Но, с другой стороны, наша паства желает, чтобы священник всегда был на месте и выполнял все требы. Хотят сегодня дом освятить – надо сделать, и никого не интересует, что у священника другие труды или семейные заботы… 

Владыка Антоний- Прошел слух, что вы собираетесь уходить в другую епархию. Это правда?

- Не дождутся (улыбается – прим. ред.). Мы, архиереи, - монахи, чья жизнь близка к солдатской и офицерской. Мы не выбираем место служения. Сюда я пришел тоже не по своей воле. Святейший Патриарх и Священный Синод посчитали возможным доверить мне Сарапульскую епархию. Если они сочтут, что я больше нужен в другом месте – возможно, меня переведут. И спешу расстроить тех, кто распространяет слухи, - об этом никто не узнает до решения Святейшего Синода. Как правило, Святейший Патриарх не спрашивает мнение архиерея о переводе. Я сам узнаю о нем постфактум. 

Кроме того, я не считаю, что много сделал в Сарапуле. Работы хватает.Здесь можно вспомнить слова духовного наставника Святейшего Патриарха Кирилла - Владыки Никодима: «Никогда ничего не проси и никогда ни от чего не отказывайся». Я сам следую этому принципу и не прошу перевода ни у Патриарха, ни у Бога. Если на то будет воля Патриарха – не откажусь. Но это не значит, что моя новая кафедра окажется лучше сегодняшней. Многие епархии по условиям жизни хуже Сарапульской.

- Многие люди отмечают, как вы внимательно и заботливо относитесь к нуждам епархии…

- Спасибо за похвалу. Приятно, но не полезно.

- Сегодня в нашем обществе активно насаждаются различные фобии. Современный человек окружен страхами. Нас пугают террористами, извращенцами, сектантами. Куда ни посмотри – всюду враги. Чего нужно бояться, а чего – нет?

- С одной стороны, мы живем в непростое время. Обычному человеку сейчас трудно – терроризм, экономические кризисы, которые в первую очередь бьют по бедным. В капиталистическом обществе не грех нажиться любыми путями. У современных бизнесменов нет таких моральных ценностей, как у дореволюционных купцов, одного слова которых было достаточно для заключения миллионных сделок. 

Сейчас мы всего боимся. Иногда даже на улицу выходить. И бывают страхи обоснованные. Но все же основная цель насаждения страха – запугать человека, чтобы им было проще управлять. Все тоталитарные общества держатся на страхе – внешних врагов, внутренних предателей, просто на страхе что-либо сказать или даже подумать. Опасно думать – за тебя думает великий вождь и учитель. 

Многие СМИ принадлежат богатым людям, которые формируют негативную информационную повестку. Вспомните последние сюжеты о Церкви – все они критические. Никто не пишет о хорошем – например, о создании детских приютов при монастырях. Монахини отдают малышам последнее, ничего не боясь. Хотя сейчас еще подумаешь, погладить ли ребенка по голове, чтобы не обвинили в педофилии. Но почему я должен всего бояться? Кто-то скажет плохо? Ну и пусть!

У нашего народа свой менталитет, должны быть традиции и интересы. И за них должны стоять – как государство, так и каждый человек. Господь в нашей жизни ничего просто так не делает. Если что-то плохое происходит – значит, это нужно для нашего спасения. 

Главное – чтобы было больше любви друг к другу, тогда будет меньше страхов. Все они идут от отсутствия любви и доверия. А Бог есть любовь. Кто пребывает в Боге – пребывает в любви. Тот же апостол Павел прекрасно сказал на эту тему: «Кто разлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или меч?<…> ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, <…> не может нас разлучить от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» [Рим. 8: 35-39]. Могу добавить – ничто, кроме нас самих. Поэтому давайте смело смотреть в мир, идти в будущее по жизненной дороге, взирая на подвиги Господа Совершителя. Христос же прекрасно знал свою участь. Что он бы сделал, если бы сидел и боялся? Смог бы создать и проповедовать своё учение? Да, мир во многом лежит во зле. Но Христос побеждает. 

Даже если боишься, делаешь ради того, кого любишь. А христиане больше всего любят Христа. Когда мы идем и живем ради Него, может, немного и боимся. Но и Иисусу, как богочеловеку, тоже это было немного присуще – вспомните молитву в Гефсиманском саду, когда он просил: «Если возможно, пусть меня минует чаша сия». Но за этими словами последовало твердое: «Да будет воля твоя».

5 сентября 2018, г. Сарапул
Беседовал Александр Чураков

Актуальные публикации

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Пастырь обязан проповедовать – епископ Глазовский и Игринский Виктор
Пастырь обязан проповедовать – епископ Глазовский и Игринский Виктор

В наше время массовых коммуникаций и широчайших возмо

Епископ Глазовский Виктор: Мы должны возвращаться к базовым ценностям
Епископ Глазовский Виктор: Мы должны возвращаться к базовым ценностям

Острые вопросы Архиерею: о государстве, культуре, при

Что мучает людей перед смертью?
Что мучает людей перед смертью?

"Мне не раз приходилось исповедовать людей перед смер

Закладки

Яндекс.Метрика

Теперь Вы можете подписаться на электронную версию газеты!

Сперва выбери "Способ оплаты", затем нажми на кнопу "Оплатить".

В открывшемся окне заполни необходимые данные для подписки! Укажите в комментарии, в каком виде Вы хотите получать газету: стандартно - на бумаге, или электронно, в виде PDF на Ваш электронный ящик . Благодарим!