Home Проект "Ижица" Христианство Актуально Епископ Антоний: Основы православной культуры должны стать самым важным предметом для учащихся

Основные темы сайта

Епископ Антоний: Основы православной культуры должны стать самым важным предметом для учащихся

Епископ Антоний

В школах в очередной раз начались родительские собрания по выбору будущими четвероклассниками модуля из предмета «Основы религиозных культур и светской этики». И в очередной раз у родителей возникают вопросы, на которые администрации образовательных учреждений не всегда готовы ответить.

О том, что собой представляет один из модулей предмета – Основы православной культуры и с какими сложностями встречаются родители при его выборе, рассказывает епископ Сарапульский и Можгинский Антоний.

Культура, на основе которой построена Российская государственность

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введен как обязательный во всех школах страны 1 сентября 2012 года. Родители учеников 4 класса должны выбрать один из шести модулей: «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы иудаизма», «Основы ислама» или «Основы буддизма».
Что касается Основ православной культуры, то сразу замечу, что это культурологический предмет, а не религиоведческий, как некоторые думают. Ребенка на этом предмете не учат, как нужно молиться. Ему рассказывают об основах нашей культуры. Молиться учат в воскресных школах. Там преподают религиозные знания. И это не нужно путать.
ОПК - единственный, пожалуй, на сегодняшний день предмет, который дает детям возможность узнать другой подход к жизни, другие ценности. Изучая православную культуру, дети изучают предмет, рассказывающий о культуре, благодаря которой образовалось наше государство. И культура наша, и грамотность наша, и язык русский, и ценности жизненные, и уклад и этика - все это мы имеем благодаря Православию. Это как фундамент. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки, и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции. Поэтому, я считаю, что ОПК – это настолько важный предмет, что он должен преподаваться не только в четвертом классе, а на протяжении всех школьных лет.

Почему школы нарушают закон

Еще в 2009 году Удмуртия попала в список пилотных регионов, то есть тех территорий, где отрабатывались вопросы преподавания шести модулей ОРКСЭ. К сожалению, большинство управлений образования республики пошли тогда по простому пути. Они выбрали один модуль – «Основы светской этики», и стали его преподавать во всех школах. Конечно, это проще. Представьте себе, что в одном классе дети выберут шесть модулей. Тогда появляются сложности. Один преподаватель, который должен по часу выделить в неделю на каждый модуль. К тому же нужно найти время для занятий каждой группы, разместить где-то этих детей. Возникает вопрос оплаты педагогу, так как он уже не час будет работать, а шесть часов с разными подгруппами.
Те регионы, которые пошли цивилизованным путем, то есть дали возможность выбирать – они эту практику отработали. Они создали схему, по которой все вышеперечисленные вопросы решаются.
Таким образом, сегодняшние проблемы в преподавании ОПК – это результат того, что кто-то восемь лет назад захотел упростить себе жизнь. В итоге, на некоторых территориях епархии мы имеем очень низкий процент выбора ОПК учащимися. А, например, в г. Можга эта цифра вообще равна нулю. Хотя в православном отношении этот город очень активный.
И мы знаем, почему так происходит. Управления образования, администрации школ городов и районов, где низкий процент, идут на грубейшее нарушение закона, согласно которому школа обязана предоставить каждому ученику возможность изучать выбранный им модуль.
Отработана следующая схема действий. Проводится родительское собрание, на котором может выступать священник. При этом большинство родителей соглашаются на выбор Основ православной культуры. Но как только священник уходит – к родителям обращается директор школы или классный руководитель и агитирует их за выбор светской этики, аргументируя это тем, что уже потрачены деньги на учебники и большинство хотят изучать именно этот модуль. А если кто-то из родителей пытается настаивать на законном праве выбора ребенка – на него начинается давление администрации школы и классного руководителя. Поэтому родители вынуждены соглашаться с выбором остальных.
И таким образом, мы начинаем наших детей учить уже со школы тому, что закон можно обойти. Представляете, чем это может кончиться? Кого мы воспитаем?
Во всем этом видится нежелание управлений образования работать в данном направлении и выполнять закон. Удивляет то, что, не имея опыта в решении этих проблем, чиновники не обратятся за советом в соседние регионы, где налажена такая работа. Им ничего нового придумывать уже не нужно. Есть масса примеров, когда в классе один ребенок выбирает какой-то модуль и ему преподают данный предмет. И хуже никому от этого не становится. И никто из детей не враждует между собой на религиозной почве, как думают некоторые скептики. Более того, по данным социологических опросов, в школах, где преподаются основы православной культуры, отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.

Нужно спасать наших детей

Я говорил, говорю и буду говорить и настаиваю на том, что ОПК – это самый важный предмет для того, чтобы дать правильные ориентиры детям.
Тем более в наше время, когда у нас царит такая безнравственность. Посмотрите на цифры разводов. Они зашкаливают! У нас каждый второй брак распадается. В стране преступность как никогда помолодела. Подростки вступают в половую связь уже в 12-13 лет. А статистика суицидов? Наша Удмуртия входит в число лидеров по числу самоубийств среди молодежи!
В это время как никогда важно дать детям возможность получить какие-то основы культуры. Чтобы они могли представлять, что есть еще другие варианты, как можно построить свою жизнь, отличные от того, что им предлагает интернет.
Когда священники приходят в семьи, где подростки совершили суицид или пытались расстаться с жизнью, они узнают, что ни родители, ни дети не слышали даже такого слова Бог, не знают, что такое Церковь. Более того, в таких семьях родители и дети практически не общались между собой.
Это как раз говорит о том, что в нашем современном обществе не только православная, а любая культура отсутствует, в том числе и культура общения. Поэтому сегодня важно хоть что-то доброе и настоящее в наших детей вложить.

Подмена ценностей

И не просто светской этике нужно учить детей. Мы живем в европейской культуре. И эта культура немыслима без христианства. Как невозможно представить исламский мир без Ислама, а Китай и страны Дальнего Востока – без буддизма.
Основы светской этики - это не тот предмет, который принесет детям максимальную пользу. Какие примеры добрые и светлые нам приводит светская этика? Образ средневекового рыцаря? Да, он красивый в романах, где описывается, как он сражается за дамское сердце. Но если реально описать нашим современным школьникам этого средневекового героя, то не совсем красивым будет этот пример, даже с точки зрения светской этики. Ведь известно, что эти рыцари, например, годами не мылись и гордились этим. Эти герои не скрывали, что пользовались первой возможностью, чтобы удовлетворить свою похоть, пользовались правом первой брачной ночи над своими вассалами. Разве таким примерам мы хотим научить наших детей?
Чему может научить этика без христианских ценностей? Даже гонители церкви – коммунисты свою идеологию выстраивали на заповедях закона Моисеева. «Не убивай, не укради, не прелюбодействуй...» Даже они это перенимали. Поэтому в наше время ОПК – самый важный и нужный предмет в школе, который должен пройти красной нитью через всю школьную систему.
Кто-то предлагает выбрать «Основы мировых религий». Но прежде чем изучать что-то другое, нужно знать хотя бы свое родное. Что толку изучать все религии мира, если ребенок не знает той культуры, на которой вырос его народ, государство. Какая от этого польза?
Некоторые возражают нам и говорят: «У нас школа светская, и не нужны нам эти ваши предметы».
Но ведь светская не значит – антирелигиозная. Давайте посмотрим на нашу постсоветскую школу. По большому счету она остается антирелигиозной. Посмотрите, как преподается биология. Там изучается теория Дарвина. Это единственная теория сотворения мира и его развития, которую проходят школьники. Хотя есть много других теорий. Но детям не говорят о них ни слова, а тем более о теории, которую бы предпочел услышать верующий человек.
То есть вся современная система образования пропитана антирелигиозным духом. Все предметы. Но это не значит, что это нормально. Школа не должна быть антирелигиозной. Да, светской. Поэтому мы не имеем права отбирать педагогов для преподавания ОПК. Но мы надеемся, что сама школьная система будет отбирать достойных людей. Не просто тех, кому часов не хватает для нормальной зарплаты, а педагогов, которые будут увлечены этим предметом и донесут его с интересом и до детей.

От нас зависит будущее

Чтобы переломить сложившуюся с преподаванием ОПК ситуацию, в первую очередь я призываю к активности самих родителей. Вы прежде всего заинтересованы в том, чтобы ваши дети выросли нормальными людьми, которые будут знать о традиционных, человеческих, христианских, православных ценностях. Чтобы ваши дети были достойными чадами и Церкви Христовой, и своего Отечества. Я призываю родителей не бояться отстаивать интересы детей.
К сожалению, нас часто приучают к тому, что раз мы – православные, то мы должны всех прощать, ничего не замечать, что бы с нами не делали. Нет. Свои интересы надо отстаивать и защищать. Надо вместе собираться, и активно действовать.
Я призываю все общественные организации, партии, которые есть у нас на территории Удмуртии. Нужно поддержать и Церковь, и родителей в их законном праве выбора модуля «Основы православной культуры», потому что - это наша общая забота. Это забота о наших детях, о нашем будущем. От сегодняшних школьников зависит то, как мы будем жить. И многое зависит от того, как мы их воспитаем. Или это будут иваны, не помнящие родства, или это будут люди, которые помнят своих великих предков, таких как Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Серафим Вырицкий и многих других людей, на примере которых будут строить свою жизнь и жизнь нашей великой страны.
Если мы считаем себя действительно православными христианами, если для нас слова «Бог» и «Церковь» являются не пустыми звуками - давайте на деле следовать заповедям Христовым. Давайте меняться сами и воспитывать наших детей в духе истинного добра, настоящей любви и неподдельного патриотизма, помогая им с малых лет получать все необходимое для полноценной христианской жизни.

Подготовил Дмитрий Половонистов

Творчество

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!

Впервые в Ижевске состоялось открытие уникального бла

Свет души вплетается в слова
Свет души вплетается в слова

В суете повседневной жизни мы часто забываем о душе. Бы

Публицистика разума

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции

Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име

Промысел Божий. История понятия
Промысел Божий. История понятия

Для молодого поколения Промысел Божий можно объяснит

Бизнес

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
О благотворительности и бизнесе
О благотворительности и бизнесе

Специальная статья исключительно для АКТИВНЫХ людей,

Реклама издания
Реклама издания

"Вести. Ижица". Просветительское издание. На сайте - пу

Подписка на инф.курс Gen Energy

Краеведение

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Священник Николай Чернышев и его дочь Варвара
Священник Николай Чернышев и его дочь Варвара

К 97-летию мученической кончины «Благословляю верных р

Яндекс.Метрика