Home Великий Пост. Как поститься?

Основные темы сайта

Великий Пост. Как поститься?

Великий постВеликий пост в 2019 году начинается 11 марта

Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения.

Великий пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоан. 6, 53-56).

Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину (т. е. десятую часть) из всего, что они приобретали, и делая так они имели благословение во всех делах своих.

Как поститься в Великий пост?

Святые пребывали в непрестанных подвигах поста и молитвы, постоянно стояли в духовной страже за собой. Но нас, своих немощных членов, Церковь только временно ставит на эту стражу.

Как воин, когда он находится на посту, не ест и не пьет, бдительно наблюдая за своим постом, так и мы в дни постов, назначенных Церковью, должны отказываться от излишеств в пище, питии и вообще удовольствиях плоти, бдительно наблюдая за собой, охраняя и очищая себя от греха.

В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а, напротив, сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования. Время для ежедневного принятия пищи в постные дни, по древнему обычаю, назначается позднее обыкновенного, большей частью вечернее.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: "Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковию. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".

Существует пять степеней строгости поста...

1) полное воздержание от пищи;

2) сухоядение;

3) горячая пища без масла;

4) горячая пища с маслом (растительным);

5) вкушение рыбы.

Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи.

В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания – растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу.

Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться: так, например, в Московской Духовной семинарии учащимся благословляется рыба чаще, чем 2 раза в пост. Поэтому обычно православные испрашивают благословения священника и определяют с ним меру своего поста.

Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

Относительно поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Но при этом надо обязательно посоветоваться с духовником и, даже если он благословит ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи»

Церковь напоминает, что основной смысл поста заключается в более глубокой духовной жизни, в чистосердечном покаянии в грехах, в более частом посещении Богослужений, причастии Святых Христовых Таин и молитве.

«Главное – надо поститься духовно, не обременять себя новыми грехами, когда мы будем каяться», – Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. 

По слову святых отцов: “Если увидишь нищего, подай ему милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. …Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?” Недаром апостол Павел предупреждал нас: “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом”.

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми.

Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд.

Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, – состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень – не страх, а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Пока мы неспособны говорить в таких категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы все еще язычники, вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, и приход Его – мрак и ужас для нас; и суд Его – не искупление, но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним – страшное событие, а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем»

Творчество

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!

Впервые в Ижевске состоялось открытие уникального бла

Свет души вплетается в слова
Свет души вплетается в слова

В суете повседневной жизни мы часто забываем о душе. Бы

Публицистика разума

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции

Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име

Промысел Божий. История понятия
Промысел Божий. История понятия

Для молодого поколения Промысел Божий можно объяснит

Бизнес

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
О благотворительности и бизнесе
О благотворительности и бизнесе

Специальная статья исключительно для АКТИВНЫХ людей,

Реклама издания
Реклама издания

"Вести. Ижица". Просветительское издание. На сайте - пу

Подписка на инф.курс Gen Energy

Краеведение

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Священник Николай Чернышев и его дочь Варвара
Священник Николай Чернышев и его дочь Варвара

К 97-летию мученической кончины «Благословляю верных р

Труп Гитлера... нацистов мы закопаем!
Труп Гитлера... нацистов мы закопаем!

В моей семье долгое время хранились легенды о моём де

Яндекс.Метрика