Из истории Российского рукоделия

Категория: История, краеведение

РукоделиеВ настоящее время популярны различные виды рукоделия – декупаж, пэчворк, вышивка крестом, бисероплетение. Об этом говорит и растущее количество специализированных изданий, и уже сложившаяся практика проведения мастер-классов и ярмарок handmade вещей... Желая поддержать этот интерес и, вместе с тем, обратить внимание на традиционное рукоделие, неразрывно связанное с бытом и духовной жизнью нашего народа, предлагаем вниманию читателей цикл статей «Из истории рукоделия». 

Крестьянское рукоделие и церковный календарь 

Рукоделие было постоянным занятием крестьянской семьи, женщины для бытовых нужд пряли, ткали, шили, занимались вышивкой. Некоторые виды рукоделия переросли в промысел, когда готовые изделия предназначались на продажу: плетеное кружево, золотное шитье... Но самым необходимым и простым рукоделиям будущую хозяйку обучали с раннего детства. При этом женские занятия были привязаны к смене сезонов, смене хозяйственных работ в селе и, вместе с тем, к праздничному, церковному календарю.

До XVIII века год начинался с осени, церковное новолетие и теперь празднуется в сентябре. К Покрову завершалась обработка льна и с этого времени полагалось прясть. Исследовательница Т. Г. Шубина отмечает: «Прядение основано на тактильном навыке, не требует постоянного визуального контроля», поэтому пряли в темную пору года.
РукоделиеИменно с прядения начинали обучать рукоделию девочек 5-7 лет. Для них изготавливали специальную маленькую прялочку и поручали прядение льна. Существовал в крестьянской среде обычай сжигания первого спряденного девочкой клубка, имевший языческие корни...Девочке могли поручить подсобные работы во время ткачества, обучали плетению поясков. В возрасте 10-12 лет девочку сажали за ткацкий стан...
Мотать нитки, сновать, ткать предпочитали с утра, так как эти работы требуют особого внимания и хорошего освещения, тогда как для прядения повсеместно устраивались вечерние посиделки (супрядки, попрядухи).
В деревне могло быть одновременно несколько супрядок, для девушек разных возрастов начиная с 7 лет. Отдельно собирались девушки-невесты и весь октябрь и Филипповский (Рождественский) пост пряли. На супрядках применялись игровые способы стимуляции работы: например, пряли наперегонки. Работа сопровождалась пением и рассказыванием сказок. При этом исследователи отмечают, что пряли растительное волокно: лен, коноплю, прядение шерсти было занятием пожилых женщин.
Вышиванием и вязанием девушки занимались только на воскресных и праздничных беседах. У украинцев особый «вышивальный» период девичьих посиделок с рукоделием начинался с 4 декабря, дня памяти святой Варвары, которую девушки почитали покровительницей вышивальщиц: садясь за работу, говорили: «Свята Варвара золотыми нитками Исусови ризи шила и нас навчила». Начало вечорниц с вышиванием приурочивалось и к другим датам – Введению во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября ст. ст.) или памяти святителя Николая (6 декабря ст. ст.).
После Рождества в Святки рукоделием почти не занимались, однако разные виды девичьего рукоделия часто упоминаются в святочном фольклоре в связи с образом девушки-невесты.
Этнограф и фольклорист Т. А. Бернштам пишет, что «в Поморье святочная вечеринка начиналась обрядом «смотр подольниц» или «подолы смотреть»: парни с зажжеными лучинами в руках обходили сидящих девушек и заворачивали им сарафаны, разглядывая узоры на рубахах...» Подобный обряд местами бытовал и на Крещение: после водосвятия девушки выстраивались вдоль церковной ограды и выбранная несколькими парнями женщина проводила их по ряду девиц, поднимая подолы шуб, чтобы парни могли по узорам на подолах рубах выбрать себе невесту.
Прядение заканчивали к Великому посту, так как увеличение светового дня в конце зимы позволяло заняться ткачеством. А ткать заканчивали ближе к Пасхе, поскольку после Светлой седмицы начинались полевые работы». Однако если в семье было несколько дочерей на выданье, нуждавшихся в приданом, - пишет Т. Г. Шубина, - ткать продолжали и летом».
Весной девушки тоже собирались на посиделки. Т. А. Бернштам отмечает, круг девушек для таких встреч формировался на Благовещение: выбирали старшую, принимали новых подросших девиц, и обязательным участием в таком кругу было умение прясть и вышивать. Девушки Великим постом занимались вышиванием, низанием жемчугом головных уборов, убрусов, подвенечных покрывал... Для них, будущих невест, в кругу женских рукоделий отводились наиболее художественные (надо отметить, что выйдя замуж, женщина уже не вышивала, бытовала поговорка: «жених на двор – пяльца на стол»).
Украинские девушки Постом вышивали рушники для украшения хаты к Пасхе, хрустки (платки), в которых на Праздник освящались писанки и крашенки. Но главной целью рукодельных посиделок и домашних занятий девушки была подготовка приданого: помимо необходимых в быту предметов (полотенец, подзоров, рубах...), которые готовились на всю ее дальнейшую жизнь, нужно было подготовить и дары будущим сватам, жениху... Только полотенец девушке нужно было до 40, чтоб одарить новую родню, нужны были полотенца-ширинки для украшения свадебного поезда, для дружки... и, конечно, свадебный наряд, о чем следует рассказать отдельно.

Вышивка – «женская летопись»

Я сидела, красна девица,
Да во левой руке держала пялечко,
Да во правой ручке держала иголочку,
Да уж я шила, красна девица,
Да не по плису шила, не по бархату...
И не цветами да не лазоревыми,
А дорогим своим умом-разумом.
(Свадебная песня)

Русское рукоделие

«Женской летописью» вышивку назвала исследовательница Т. А. Бернштам, подразумевая, что вышитые предметы обихода из века в век воплощали в себе представления женщин разных сословий о прекрасном и, вместе с тем, несли в себе особую ритуально-мифологическую и социально-бытовую информацию, представленную в виде символов и образов.
Удивительно, но в истории известны примеры, когда вышивка в прямом смысле была повествованием: в Лондонском музее Виктории и Альберта хранится образец для рукоделия (сэмплер), выполненный юнойЭлизабет Паркер (1813-1889 гг.), в котором вместо алфавита вышита ее краткая биография. Повествование начинается так: «Поскольку мне некому написать о своей жизни, я вывожу эти слова легко и свободно здесь, словно говорю с человеком, чьей доброте и расположению могу полностью довериться». Из сэмплера мы узнаем, что девушка родилась в 1813 году в семье чернорабочего и учительницы воскресной школы и жила с родителями, десятью братьями и сестрами до 13 лет. И о том, что в дальнейшем она поступила на работу няней и жила печальной одинокой жизнью (www.paraskeva.ru/sampler.htm).Однако, это, конечно, исключение. В русской вышивке встречаются вышитые тексты – песен, пожеланий, молитв, - однако в данной статье речь пойдет о вышивке в связи с жизнью девушки-крестьянки.
Вышивка – древнее рукоделие, появившееся, очевидно, еще до Крещения Руси, веками сохранявшее символы языческого происхождения, со временем переосмысленные в христианской традиции. Археологические исследования говорят, например, о наличии вышивки на територии Владимирской области в X-XI веках. До нашего времени сохранились вышитые предметы преимущественно XVIII-XX вв., хотя в музейных коллекциях известны единичные примеры вышивок XV-XVI вв., например, столешники (скатерти) XVI века и более древние образцы, украшенные вышивкой, однако это уже предметы церковного искусства, о котором следует рассказать отдельно.
В крестьянской же вышивке, имевшей самое широкое распространение, использовалось домотканое льняное полотно и льняные или хлопчатобумажные нитки преимущественно красного, черного, реже зеленого и синего цветов. Цвета вышивки различаются по территории их бытования: в большинстве районов России в народной вышивке XVIII-XIX вв. доминирует огненно-яркий красный цвет, с вкраплениями синего и черного - в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, черный цвет доминирует в тамбовской вышивке, каргопольская вышивка была многоцветна...
Для крестьянской вышивки были характерны несколько видов швов: набор, роспись, счетная гладь, тамбурный шов... (подробно см. Н. Сотникова. Русская вышивка). Особенно популярны были двусторонние швы. При этом мастерицы сочетали вышивку с кружевом, кумачом, тесьмой.
Удивительно, но любимый нынешними рукодельницами шов «крестик» появился в русской деревне поздно, лишь в середине XIX века его место в вышивке на рубахах, полотенцах становится заметным. Конечно, сам по себе этот шов, верояно, древний, простой ряд крестиков мог украшать и рубаху в XVIII веке, однако узоры из крестиков появились позднее, и это понятно: для вышивки крестом лучше подходило не домотканное, а фабричное полотно. Расцвет вышивки крестом пришелся в России на XIX – начало XX века, был связан в большей степени с городской культурой и распространением печатных схем для вышивки, которые ранее были исключительно привозными (немецкими, французскими, австрийскими), дорого стоили и передавались в семье от матери к дочери.
Узоры, имевшие древнее происхождение, со временем видоизменялись, но удачные, излюбленные мотивы переходили от рукодельницы к рукодельнице, переносились с одного вышитого предмета на другой.Девушка могла взять для образца вышивку подруги, соседки... на тех же супрядках-посиделках, поэтому территориально узоры тоже различались.
Отметим, что в западноевропейской вышивке бытовал особый жанр, упомянутый выше, – сэмплер (лат. exempla - пример). Изначально это был лоскут-образец с примером вышивки алфавита и узоров, который хранили просто в сундуке, а со временем стали оформлять в платки и в рамы, чтоб продемонстрировать умения барышни. В настоящее время семплер отдельный вид вышивки, особым образом компанующий отдельные мотивы на определенную тему.
Мастерство девушки высоко ценилось в обществе, особенно в связи с ее статусом невесты. Исследовательница коллекции русской вышивки Эрмитажа Е. Ю. Моисеенко отмечает, что заготовленное приданое – сотканное, сшитое и вышитое, - порой перечислялось в «сговорных грамотах» при выходе замуж. Особенно важен был личный вклад невесты в его подготовку. Этнограф Т. А. Бернштам приводит сюжет популярной белорусской песни о богатой и бедной невестах: последнюю выбрали в жены, а богатую обошли, потому что ее пышные дары (родне жениха) были сделаны чужими руками, в песне девушка оплакивает их:
Подарки ж мои тоненькие,
Рушнички ж вы мои беленькие,
Разве мне вами горы выслати,
Разве мне дубравы одарити,
Не хотят люди меня брати...

И. О. Чурина, к.и.н. Санкт-Петербург
культуратрадицияисториякраеведениестатья