Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск


Пути Господни

Пройденные и предстоящие

В декабре 2006 года наши журналисты встретились с нашим правящим Архиереем Ижевской и Удмуртской Епархии Владыкой Николаем. Архиепископ Николай ответил на несколько вопросов для православной газеты. Некоторые материалы интервью были опубликованы в последнем, 12-м номере газеты. Сегодня мы публикуем полную версию интервью Владыки Николая.

31 января 2007

Владыка Николай рассказывает о святынях в Удмуртии

- Владыка, расскажите о тех святынях, которые находятся в наших храмах, в ковчежцах. Знаю, что эти святыни не везде встретишь.
- Действительно, у нас в епархии есть то, чего ни у кого нет. Это благодаря тому, что Господь привел меня долго служить в Иерусалиме. Например, крест, который находится в Александро-Невском Соборе. Мы выносим его на крестопоклонную неделю и на Воздвижение. Это деревянный, живописный, восьмиконечный крест. И вот такая история его. В нем вмонтирована частица камня Голгофы и частица Древа Животворящего Креста Господня. Этот крест пробыл больше ста лет в храме Христа Спасителя на Голгофе. Когда-то давно, до революции, афонские монахи изготовили этот крест. Готовили они этот крест к 300-летию дома Романовых. Крест изготовили и повезли в Иерусалим, чтобы там его освятили, чтобы он побывал на Голгофе, на Гробе Господнем и затем передать крест в Россию.
Но уже назревали тревожные события. В 1905 году уже были признаки революции. И монашествующие стали бояться этого, поэтому крест оставался в Иерусалиме.
Менялись люди, Патриархи, а начальник Гроба Господня передавал следующему, что это вот крест для России.
А в храме Гроба Господня, на особом прошении, на ектении Россию всегда поминают. Когда там бывал Император Николай II с семьей, они храму доставили дары. На Голгофе люстра горит, если когда кто будет там – обратите внимание, маленькая люстра, она вся золотая – это дар Николая II. Там это очень ценят. Одини раз в год, в Великий Четверг, в храме одевают облачения. Там Патриархия небольшая, всего пятнадцать Архиереев. И вот они в Великий Четверг одевают облачения черные, бархатные, шитые серебром. Это дар княгини Елизаветы. Эти облачения очень почитаются, потому что нет больше таких облачений такой работы. А сшито это в России.
И ввиду того, что я там служил долго, больше десяти лет, и покойный ныне Патриарх Бенедикт, тогда уже слабенький, 94 года было ему, мне передал этот афонский крест со словами: «Этот крест готовился для России, для русского народа и более ста лет он здесь, на Голгофе. Я передаю его вам и вы отвезите его в Россию».
В 1982 году меня отозвали из Иерусалима. И куда затем меня направляли – Почаев, Антиохия, Александрия, Америка, Канада, там, где наши русские люди, я этот крест с собой возил. Затем я привез его сюда, в Ижевск, и он здесь останется навсегда! Вот так промыслительно это было.

Об отношениях Владыки Николая со священством Русской Православной Церкви заграницей

К нашей Церкви во времена Советского Союза было отношение недоверия, где бы мы не появлялись. Я это испытал на себе. Если куда приезжаешь везде формальности: Министерства иностранных дел, государственные визы. Везде наводят справки, спрашивают, кто ты такой. И когда приезжаешь в ту страну, там уже все знают, кто ты и откуда.
Меня предупреждали в совете по делам религий, что там, мол, враги наши, они нам завидуют, если будете проходить паспортный контроль или таможню, и если вас спросят, откуда вы, Боже упаси сказать, что из Советского Союза. Если скажешь, что из Советского Союза, то сразу смотрят – где рога, а где хвост, потому что ты должен быть черт, а не человек. Это во всех странах так было. Мне советовали говорить, что вы - из России.
Помню, приехал в Канаду. Там газета, в ней снимок мой, написано, что едет от Московской Патриархии такой-то епископ, автобиография, ничего не врут. А затем такое напишут про Советский Союз, что будешь читать – себя не узнаешь.
А ввиду того, что я долго был в Иерусалиме, у меня была возможность как-то присмотреться, и ко мне также было уважительное отношение. В те времена с нашей стороны и с той стороны, Русской Зарубежной Церкви надо было быть инкогнито для общения. И мы, и они боялись. Например, был случай в 1947 году, когда на Святую Землю приехал Святейший Патриарх Алексий I. И две старенькие, еще дореволюционные, монахини подошли в храме Гроба Господня к нему под благословение. А жили они на Елеоне- Зарубежная Русская Церковь. Когда они потом со временем умерли, их не хоронили на кладбище. За то, что они подошли к «советскому», «красному» Патриарху, их похоронили за оградой кладбища. Вот такие строгие отношения были.
Тоже самое - с нашей стороны. Получишь благословение у Патриарха, а потом еще идешь в совет, а там говорят: «Если будешь там здороваться… это враги наши»! Вот такая жизнь была.
Я всегда относился к зарубежной Русской Церкви так: если даже меня спрашивали, я отвечал, что не может быть две Русских Церкви, она одна, мы едины. А разделила нас … Но, не всегда можно было тогда говорить то, что думаешь. Но однажды в Канаде, в 1990 году, меня спросили об этом. Я сказал, что нас разделило несчастье. « А какое?» – спрашивают. Не всегда я отвечал на этот вопрос, а вот тут, в Канаде, сказал, что нас разделила революция, и придет время, и Церковь будет единая. И у меня всегда были хорошие отношения с Русской зарубежной Церковью.
Мы часто молились ночью у Гроба Господня. Всегда стояли, как говорили в Греческой Патриархии - три черные тучи монахини Елеонского монастыря, монахини Гефсиманского монастыря и монахини Горненского монастыря. Они между собой в тайне дружно общались. Но этого никто не должен был видеть.
У меня были также хорошие отношения к тем людям, которые возглавляли Русскую Церковь заграницей. Помню, тогда еще был Филарет, затем Нектарий, Виталий, сейчас Русскую Церковь заграницей возглавляет Лавр. А с Лавром мы знакомы с 1972 года. Познакомились мы с ним на Голгофе, на ночной службе, Лавр был тогда иеромонахом. Еще тогда у нас была в Горненском монастыре монахиня, игуменья, старенькая очень. Ей было тогда примерно 92 года. И вот идет служба на Голгофе. Игуменья стоит рядом со мной и так легонечко локотком меня: «Владыка, стоит вон там батюшка, он очень хочет с вами встретиться, поговорить». Я монахине тихонько ответил: «Скажи, что я тоже этого жду». И все. Когда она там шепнет ему, не знаю. Мы находили время и встречались у нас в Русской миссии.
Это не просто. Этих «архангелов» (Агентов КГБ. – Прим. ред.), везде полно. Я заранее зарубежным батюшкам передавал, когда назначал встречу, чтобы они надели греческие рясы и камилавки - для конспирации. В этом отношении заграничная Церковь сохранила русскость в одежде священства. Сколько они прошли, какое горнило! Там никто их не ждал, они тяжелую жизнь прожили.
Так вот, а здесь я скажу, что ко мне придут греческие монахи. С зарубежной Церкви очень хотели посетить Русскую миссию, потому что там такое пишут в газетах, что миссия это чуть ли не КГБ.
Был такой случай. Привез я из России коврики и не заметил рисунок на них. Послал эти коврики в домовую церковь – там каменный пол, зимой холодно. На этих персидских коврах где-то был крестик. Никто бы и не обратил внимание на это. Назавтра все газеты пишут, что, мол, приходите туда, посмотрите, они по крестам ходят, гнать их надо, это нечисть, сатанизм, ленин, сталин и все такое. Или вот еще – выхожу из Греческой Патриархии, где Патриарх дал мне Крест Свято-Гробский. Выхожу, а здесь народу много стоит, Пасха. А в толпе уже кричат, мол, чего вы оскверняете – святыню такую даете, поднимите ему рясу, там же орден Ленина, а вы даете ему кресты! Вот такие были отношения.
Но потом, благодаря тому, что я очень долго там служил, отношения наладились.

О приобретенных святынях для Удмуртии

Вот Греческий Патриарх передал мне афонский крест. Потом помню стареньких афонских архимандритов, они доживали там, на Святой Земле, у них были святыни. На Афоне я был первый раз в 1965 году. Был в келье Силуана Афонского. И Софроний, который еще жил при Силуане, который записывал письма Силуана, передал некоторые святые мощи, два копия, которыми пользовался Силуан Афонский.
Также в Гефсимании, в женском монастыре Русской Церкви заграницей, я застал игуменью Тамару, очень старенькая монахиня - родная племянница Императора Николая II. Эта монахиня также передала мне много святынь.
От Гроба Господня из Иерусалима я привез много святынь, например, частица камня Голгофы, частицы Животворящего Креста Господня.
Когда был в Канаде, там был такой архиерей Пантелеимон. Его история вкратце такая. Пантелеимон служил в Почаевской Лавре, перед Великой Отечественной войной его возвели в сан епископа. Началась война. Украину немцы взяли почти без боя. Оккупация застала его в сане епископа и поэтому его уже никуда не назначали, он остался в Киеве. Тем временем немцы зеленым светом дошли чуть ли не до Москвы.
Владыка на проповедях и в газетах, а он был очень красноречив, громил советскую власть. Они пережили те гонения советского времени. Тем временем, через несколько лет, советская власть снова идет. Знало духовенство, что их ждет. Владыка Пантелеимон оказался в Германии, где примкнул к зарубежной Русской Церкви. Там он находился до 1946 года, до воззвания Патриарха Алексия I с призывом к духовенству возвращаться в лоно Матери Церкви. Он один из первых и вернулся в родную Церковь, но его оставили в Канаде, под юрисдикцией Московского Патриархата.
Мы с Владыкой Пантелеимоном встречались в Иерусалиме, когда они с делегацией бывали на Святой Земле. Но никто тогда не предполагал, что мы встретимся в Канаде. И вот в 1985 году меня направляют в Канаду, еду и думаю, что там есть знакомые. Но Пантелеимон тогда уже умер. Остался его келейник, старенький архимандрит. У них там есть домовая церковь. И вот келейник говорит, что мы так ждали, что кто-то приедет, чтобы передать святыни. Он уже плохо себя чувствовал тогда. Во время войны они увезли с собой много святых частиц мощей Киево-Печерских святых.
В Канаде эти мощи хранились в этом домовом храме, в скромных мощевичках. Конечно, здесь эти святыни нельзя было оставлять. Такого отношения к святыням, как у нас, в Канаде нет.
Например, кафедральный Собор в Эдмонтоне, это епархиальный город правящего архиерея. В этом Соборе есть святыня – рука великомученицы Варвары, хранится на престоле. Очень красивый ковчежец, мощевик серебряный, сделанный еще до революции в России. И в день великомученицы Варвары святыню выносят на середину храма. Икона Варвары и рядом на аналое ковчежец стоит с мощами. Этим я хочу сказать об отношении к святыням – вот если подойдут к помазанию сто человек на всенощной, то они к иконе приложатся, а если из них пять человек к мощам приложатся - еще ничего, а то просто так поклонятся и все.
Так вот, когда я уезжал, мне передали мощи Киево-Печерских святых, я их там не оставил.
Еще хочу сказать о Владыке Ювеналии (в схиме Иоанне), который покоится здесь, в Свято-Троицком Соборе. Он также много ездил. В 1952 году был назначен сюда. Он очень много привез святых мощей. Например, в Троицком Соборе есть частицы мощей Ангелины Сербской, частицы одежды Спиридона Тримифунского, Симеона Верхотурского. Хранились они так: был сделан деревянный мощевик, мы его потом реставрировали. Затем, когда уже в Патриархии стали изготавливать специальные мощевики, мы заказали. И такие редкостные святыни, как частицы камня Голгофы и другие, которые привез Владыка Иоанн и которые привез я, поместили в них.
Есть частицы мощей Серафима Саровского и Александра Невского. За этими мощами я обращался к Святейшему Патриарху. Это было, когда мы стали восстанавливать Александро-Невский Собор. Через Святейшего – к Владыке Петербургскому Иоанну, ныне покойному. Мы с ним учились в академии. Также через Святейшего обращался за мощами Серафима Саровского к Владыке Николаю Нижегородскому, ныне также покойному.
Много частиц святых мощей Киево-Печерских святых есть в Перевозном, в Норье есть святыни. А в домовом храме Марии Магдалины в Норье есть ковчежец с частицами мощей Киево–Печерских святых, которые я привез из Канады, о чем я уже рассказал.
Когда был в Антиохии, спрашивал у Патриарха Николая, есть ли у них русские святыни. Да, есть, отвечает. Их привозили иммигранты. Мы можем их отдать. И мне их отдавали.
Так вот Господь сподобил, что ведомыми и неведомыми судьбами побывал везде и привез много святынь.
- Владыка, в этом году будет совершено воссоединение двух Русских Церквей. Мы знаем, что в советское время тяжело пришлось как зарубежному духовенству, так и духовенству в России. Что бы Вы сказали об этом грядущем событии?
- Что говорить о репрессиях? То было. Почему я так хорошо относился к зарубежной Церкви. Я встречался с этими иерархами. С Митрополитом Виталием, он уже скончался в августе 2006 года. Ныне Русскую Церковь заграницей возглавляет Лавр. Знал старичков архимандритов, которые жили на Святой Земле, на Иордане. Это еще то, дореволюционное духовенство. А вот те молодые батюшки, которые родились и воспитывались на Западе, эта молодежь против воссоединения. К примеру - нынешний Германский епископ Марк.
С 1984 года знаком с епископом Илларионом – сторонником воссоединения церквей. Тоже инкогнито встречались с ним в Канаде. Он был генеральным секретарем в Синоде Русской Церкви заграницей. Его родители жили в Канаде, они были нашими прихожанами. Это держалось в тайне. Если бы в зарубежной церкви узнали, что его родители наши прихожане, то никогда бы не дали ему что–либо возглавлять. Потом мы вместе с ним хоронили его родителей.
Не просто было тогда общаться. Вот мы однажды договариваемся о встрече. Я говорю, что лучше встретиться у меня. Я жил в Канаде – в особнячке, не очень видном месте. В доме два входа – центральный и там, где мусор выносят. Договариваемся, что во столько-то часов эта калиточка на заднем дворе будет открыта, и он шнырнет ко мне в дом. Вот так встречались, и иногда он оставался у меня ночевать. Мы откровенно говорили. Он говорил, что эти старые, русские батюшки мечтают, что как бы не умереть в этом расколе, как бы дожить до воссоединения.
И вот когда я еще встречался на Святой Земле с Марком, со старыми архимандритами – в монастыре преподобного Герасима на Иордане, у Мамрийского дуба в Хевроне, в Гефсимании, на Елеоне, – они тоже говорили, как бы дожить до воссоединения и не умереть в расколе.
А молодым батюшкам это не нужно. Зачем, они думают, им Патриарх, Патриаршая власть? Им нужна свобода, им не нужна власть, а отвечают пусть те, кто сделал этот раскол, - вот так они думают и говорят. Поэтому молодое духовенство там против воссоединения.
Но теперь от воссоединения уже не уйти. Дай Бог, чтобы так было!
Когда уже Владыка зарубежный Виталий отошел от дел, а это был очень неплохой архиерей, но он уже был очень стар, да и ничего не решал. И я тогда переживал, кто придет на его место. Если придет Лавр, а я знаю его с 1972 года, что если зарубежную Церковь возглавит Лавр – воссоединение будет. Об этом мы еще говорили в те времена, тридцать лет назад, когда он был еще иеромонахом. Я знал, что он хороший батюшка.
Наверное, он тогда еще и не думал, что будет возглавлять зарубежную Церковь. Господь так устроил, что его избрали. Я не сомневался, что воссоединение Церкви будет.
О преподавании православной культуры
- Владыка, во многих регионах России в школах ввели преподавание православной культуры. Почему этого не происходит у нас, что мы можем сделать для этого? Что нужно сделать, чтобы была хотя бы одна православная гимназия?
- Надо организовываться! Но чтобы только не навязывать, потому что можно только напортить. А Церковь, конечно, за то, чтобы было такое преподавание. Мы всегда это поддержим.
- От кого это должно исходить?
- От вас. От народа. Везде, где только не закрывают перед носом двери, – идти. Многие говорят, что их воспитывали бабушки. Да это еще те бабушки, первой половины XX века, которые были сами воспитаны в приходских школах. Они и нас воспитали. А сегодняшние бабушки уже не те. Их постигло то, когда веру вытравливали от груди матери, начиная с яслей, детсадов, школ и на работе. Все, что есть чистое, святое, – вытравливали. И вот они сейчас стали бабушками. И многого они детям не дадут.
Поэтому Церковь призывает батюшек и народ, и, слава Богу, такие батюшки есть. Идти не только туда, где нас просят, а туда, где только можно! Если не закрыли дверь перед носом, - значит, мы должны идти и нести Слово Божие. Это должен сам верующий народ!

С Архиепископом Николаем говорили Александр Чураков, Наталья Телегина
 

(Home)

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13