Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск


Встреча при «странных» обстоятельствах

История села Юкаменское

О непростой, порой очень тяжелой, но очень насыщенной и интересной жизни сельского прихода поделился с нами настоятель
Свято-Троицкого молитвенного дома, священник Сергий Лобанов, молодой и очень живой в общении батюшка.

О встрече с о. Сергием Лобановым из Юкаменского мы договорились заранее. Вот уже и подходит нужное время. Вдруг телефонный звонок. Батюшка звонит и говорит, что не успеет подойти в назначенное место. Договариваемся о другом месте в Ижевске. И вот встреча… в кафе.
«Странно как-то, - думаю. - Какое там интервью – там грохочет диско-музыка». Подхожу и вижу: о. Сергий заказывает себе обед, оправдывается, что здесь очень недорого, что он проголодался.
Садимся за столик – я пью чай и слушаю молодого батюшку Сергия, который обедая, рассказывает мне о том, как он учился еще в школе и ходил в храм, как за это его там просмеивали, а потом вместе с ним на клиросе пели. Как он паломничал и трудился в Троице-Сергиевой Лавре, как служил алтарником. О том, как неожиданно Владыка Николай посвятил его в священнический сан.
Слушаю батюшку, и рисуется мне картинка о том, как горящий верой человек идет Господними путями, как он один на весь Юкаменский район мотается пешком, без машины. Вот и здесь, в Ижевске, батюшка бегает пешком по разным учреждениям с документами на котельную, бегает, ищет материальной помощи для своих сельчан…
«Да это же мы странные, тут в городе живущие на всем готовом», - думаю я после знакомства с о. Сергием...

05 апреля 2007

Наш разговор с батюшкой продолжился в квартире главного редактора газеты.
- О. Сергий, расскажите об истории прихода.
- Первый приход в Юкаменском был образован в 1774 году. Был построен первый деревянный храм. Приход возобновил свою жизнь в 1993 году, официально с 1997 года.
Первый молитвенный дом был устроен в бывшем книжном магазине. Затем, в 2003 году, был открыт новый молитвенный дом благодаря пожертвованию предприятия «Удмуртэнерго». На ту сумму, которую выделило это предприятие, наш приход переехал в добротное, уютное здание, которое было приведено в опрятный вид. Покрыли крышу, покрасили стены, сделали ремонт внутри здания. Это здание бывшего продовольственного магазина.
Также хочу отметить, что «Удмуртэнерго» выделяет средства на содержание Свято-Троицкого молитвенного дома. Еще раз хочу подчеркнуть, что только благодаря «Удмуртэнерго» был переоборудован молитвенный дом. А в старом здании уже рушились стены, и проваливался пол.
Юкаменский молитвенный дом освящен в честь Святой Троицы. По истории известно, что храм, который находился в селе, был в честь Преображения Господня. Село носило название Юкаменское Преображенско-Богоявленское, но это уже всеми забыто.
По истории, сам населенный пункт как село стал только с 1929 года. Юкаменское было прихрамовым комплексом, где находилось четыре дома священнослужителей, приходская воскресная школа, гимназия и дом церковного причта. Всего было 11 домов и помещений, которые принадлежали Православной Церкви. Также в этом церковном поместье был сад с прудом. В саду каждое воскресенье играл духовой оркестр, который привозили из Вятки. Место это, получается, было освященным. Службы совершались в храме ежедневно, служили в селе четыре священника. Обычно раньше сначала образовывалось село, а потом строили церковь. А в Юкаменском сперва построили храм, а уж потом образовалось село (можно сказать, что церковное поселение).
- Как и чем сегодня живет приход?
- В наши дни, с Божией помощью, наш приход увеличивается. На Рождественской службе в этом году было около 80 человек. Для нашего села это очень много. Немало молодежи стало ходить в наш храм. Есть у нас воскресная школа, которую посещают дети наших прихожан - разных национальностей. Постоянно посещаем дом пожилых людей, где служим молебны, общаемся с бабушками и дедушками, проводим чаепития, беседуем. Помогаем малообеспеченным и семьям, где много детей. Если бы у нас были возможности, мы смогли бы помогать большему количеству нуждающихся, которых в районе очень много. Многие семьи живут на грани выживания, в селах безработица.
В центре Юкаменского есть место, где можно построить храм. Ранее построенный храм был разрушен в свое время и на этом месте стоит здание почты. Есть проект храма, есть место для строительства. Храм нужен, чтобы возродить историческую ценность села, чтобы вернуть историческую справедливость. По проекту, себестоимость храма - 18 млн рублей. Храм нужен именно в районном центре, для того чтобы народу было удобнее посещать храм.
- О. Сергий, в селе вам ближе народ, чем в городской среде, а какое отношение лично к вам в селе? В этом году произошли всем известные трагедии с сельскими батюшками.
- Народ у нас в селе очень хороший. Характер у народа свой, северо-удмуртский. В основном у нас живут удмурты, татары, бессермяне. В районе находятся три мечети. Есть сектанты. А из православных священников только один я.
- В ближайшее время какие работы планируются в молитвенном доме?
- В ближайшее время необходимо приобрести уголь, затем довести до конца проектную документацию по газовой котельной. Есть желание переделать котельную на газ.. На содержание угольной котельной уходит в десять раз больше средств, чем если бы она работала на газе. Тем более что вот уже два раза взрывался котел. Планируем в этом году поставить новый крест, который будем покрывать сусальным золотом, чтобы он светился и его было видно издалека.
Также, по благословению Владыки Николая и по указанию Президента Удмуртии Александра Александровича Волкова, в нашем Юкаменском районе, в селе Ежово, восстанавливается храм, освященный в честь Двенадцати Апостолов. Идут восстановительные работы кровли и купола, отделочные работы внутри храма. Думаю, что уже в августе, с Божией помощью, совершим первое богослужение.
- Кто еще помогает в жизни прихода?
- Я хотел бы поблагодарить тех людей, которые помогают нашему приходу. Благодарю семью Бушмакиных и Петра Петровича Агафонова, которые постоянно оказывают нам помощь. Благодарю также супругу Петра Петровича - Анну Аркадьевну Агафонову, которая ведет бухгалтерию. Большую благодарность хочу выразить Михаилу Александровичу Дралину, генеральному директору ОАО «Удмуртэнерго», который оказывает нам хорошую финансовую помощь. Михаил Александрович является депутатом Госсовета от нашего района и старается всячески помогать жителям района.
- О. Сергий, как можно назвать благодетелей вашего прихода – благотворители, спонсоры или меценаты?
- Точнее всего будет назвать их спонсорами. Благотворители, по старой традиции, жертвуют без каких-либо прошений, в тайне. А спонсоры извлекают из своей доброй деятельности определенную общественную пользу. Хотя некоторые предприятия, такие как «Удмуртэнерго», сейчас можно назвать и благотворителями, потому что всегда, когда ни попросишь о чем-либо, всегда помогают.
- О. Сергий, вопрос, может быть, не в тему нашего разговора, но очень важный. Сейчас в России появились очень богатые люди – миллиардеры, миллионеры. По сообщениям местных СМИ, которые ссылаются на налоговую инспекцию, только в Ижевске несколько тысяч миллионеров. А из них, может быть, один–два благотворительностью занимаются. Скажите, с церковной точки зрения, нужна ли состоятельным людям благотворительная деятельность? С социальной-то точки зрения понятно, что нужна.
- Это необходимо состоятельным людям обязательно. Если взять и посмотреть дореволюционную практику тех меценатов и благотворителей, которые много помогали Церкви, то мы увидим, что их дела, производства только крепчали. Как говориться – не оскудеет рука дающего, а рука скупого оскудеет. Человеку, который помогает Церкви, поможет Господь. А которые живут сами для себя – за них даже помолиться некому. Такие люди, которые с виду добропорядочные, успешные, но никому они не помогают - лишены любви к ближнему, к Богу. Даже если такие люди верующие, в храм ходят, поклоны кладут, но не делают дел милосердия, не помогают обездоленным, страждущим, не помогают храмам – такие люди уподобляются фарисеям, которые имели закон, все знали, но ничего из этого не делали.
Россия всегда была крепка добрыми людьми и милосердием, любовью к ближнему, любовью к Богу. Как наш Господь сказал в ответ на вопрос одного из учеников, который попросился похоронить своего отца? Господь сказал, что пусть мертвые погребают мертвых. Это про тех людей, которые живут, ходят, делают свои дела, работают, кушают, но не делают добра – это мертвые люди.
- У состоятельных людей есть мнение, что бедные это те, кто не работает. Хочешь жить, умей вертеться – это их любимая поговорка.
- Господь всегда в России устраивал так, что были бедные и богатые. Богатые раньше всегда помогали бедным, которые молились о своих благодетелях. Поэтому и процветала Россия. Сейчас же, после советской уравниловки, вновь произошел всплеск, когда общество раскололось на очень богатых и очень бедных. Сегодня происходит духовный и финансовый развал государства, потому что каждый живет сам для себя. Богатые не жертвуют, а бедные не молятся.
- О. Сергий, сохранились ли какие-либо святыни от старого храма?
- Все сравняли с землей. Мы искали святыни. От Юкаменского храма ничего не осталось. Есть старые иконы, оставшиеся от Верх-Унинского храма, они находились в местном музее. Но их судьба сейчас неизвестна.
- Говорят, что Россия живет селом. Так живет ли сегодня Россия?
- Не живет, а выживает. Народ в селе всячески сегодня угнетается. Люди на селе выращивают скотину, картошку – этим и выживают.
- Некоторые говорят: чтобы верующему спастись – нужно уходить жить в леса. Может быть, им просто в деревню идти жить? Там ведь сегодня не легче, чем в лесу.
- Да. Какие там леса? Вот из-за ИНН начали… Слава Богу, у меня в приходе такой смуты нет. Люди просто работают, делают свое дело, молятся Богу, а там, когда придет время, Господь Сам направит, куда и каким путем человеку идти.
Храм сегодня живет приходом, люди помогают друг другу.
- Как относятся к Православию в сельской школе? По истории знаем, что раньше сельский храм был центром духовной и культурной жизни.
- Преподаватели относятся хорошо, часто приходят в храм.
Контактируем с местными врачами. Приглашали освятить родильное отделение в больнице. Врачи сами об этом побеспокоились, все организовали.
Интеллигенция сельская начинает ходить в храм. Приходят сотрудники администрации, работники торговли. Стали приходить в храм просто хорошие люди, и, слава Богу!
Конечно, с трудом многим людям это дается. Но вот, например, на отпевании скажешь проповедь – глядишь и в храм кто-то зашел, просто посмотреть. Господь, видимо, вложил в них искорку! В первую очередь это зависит от священника – как он поведет себя, как он обратится к этому человеку.

Александр Чураков

В конце нашего разговора о. Сергий попросил сделать обращение к читателям газеты, которое мы и публикуем:
Приход Свято-Троицкого молитвенного дома нуждается в деньгах. Оказать помощь можно почтовым переводом. Отправлять по адресу: 427680 село Юкаменское, ул. Первомайская, д. № 4, священнику Сергию Лобанову
.

История села Юкаменское

В последнее время обновляется население Юкаменского, чаще стали переезжать сюда на постоянное жительство из окрестных деревень. А знаем ли мы, благодаря чему и кому возникло село Юкаменское? Село появилось благодаря православным крестьянам, населяющим здешние места, и благодаря родникам, чистой ключевой воде.

Еще в декабре 1775 года выборные от крестьян обратились за разрешением о постройке церкви, т. к. ближайшая церковь была в селе Укан (ныне Кировская область) в семидесяти-восьмидесяти верстах, и весной и осенью из-за бездорожья «лишаемы бываем церковного слова».
Разрешение на строительство церкви во имя Богоявления Господня было дано указом Священного Синода № 2443 от 24 октября 1776 года и определено место: в казенном селении при речке Солшурке, но место оказалось для жилья непригодным, да и речка зимой перемерзала. Священнослужители Уканской церкви пишут прошение Епископу Вятскому и Великопермскому Лаврентию, где предлагают другое место для строительства, а именно: «на каменном заделье, лежащее между реками, называемыми Лякмой и Ю, и сверх того ключ с горы течет... и того ради Вашего преосвященства покорнейше просим изтребовать на оную землю владенную выпись под названием села Ю-Каменского-Богоявленского». На средства прихожан была построена деревянная церковь с двумя престолами: главный во имя Богоявления Господня и придельный во имя равноапостольных Константина и Елены. Иконостас был спроектирован Ф. М. Росляковым, российским губернаторским архитектором г. Вятки.
Первым настоятелем в новом храме стал Неофит Ильич Мышкин, предки его, Мышкины, еще во времена Иоанна IV Грозного появились на Вятской земле, служили в храмах Котельнича, Укана, Мотовилова. После окончания семинарии Неофит Ильич недолгое время служил дьяконом в Укане, а в 1794 году был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем Юкаменской церкви. За дальностью лет никто нам уже не расскажет, какого характера был этот человек, как он относился к прихожанам, но то, что о. Неофит знал «вотский» язык, растил 9 детей, взял к ceбe из Укана немощных родителей, то, что правительством был отмечен наградой - крестом за 1812 год, все это говорит о том, что это был неординарный человек, неравнодушный к проблемам своих прихожан и к событиям в родной своей стране. Стараниями того же Неофита Ильича через 30 лет после освящения деревянной Богоявленской церкви закладывается уже каменная! Строительство велось также на средства прихожан примерно 13 лет. Но до окончания строительства о. Неофит не дожил, он умер в 1831 году и похоронен был в ограде возле каменной церкви. Надпись на гранитном памятнике говорила об уважении и почтении прихожан к своему пастырю: «Здесь покоится прах священноиерея Неофита, основателя сего села, имеющего крест за 1812 год». Двадцати шести лет молодой священник, Неофит Мышкин принял на себя управление приходом и последующие 37 лет до самой смерти трудился на благо православных и во славу Божию. А каменный храм, большой, просторный, величественный, с оригинальными башенками трехэтажной колокольней, был окончательно отстроен в 1837 году. Его главный престол был освящен во имя Святой Новоначальной Троицы, два придела: во имя Богоявления Господня (в память о первой деревянной церкви) и во имя Святых Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев. Деревянная церковь два года стояла «заштатной», а затем юкаменцы пожертвовали ее в новооткрываемое село Святогорское (ныне Красногорское}.
Надо сказать, что почетное название «село» присваивалось до революции только в том случае, если в данном населенном пункте строилась церковь. У нас же храм поставили на отдельно выделенном участке. Около сотни десятин государственной земли были переданы церкви на особых условиях: исключительно на нужды церкви: здесь разрешалось строить храм, дома для церковнослужителей, отводились земли под огороды и покосы тех же служителей церкви, устраивались престольные праздники. Никакого другого использования государством не разрешалось, даже кирпичный заводик для производства кирпича на нужды храма располагался вне села, на окраине.
Таким образом, более 150 лет Юкаменское было религиозным центром, православные съезжались сюда со всей округи. Первоначально приход был довольно большой по территории. Впоследствии из него выделились приходы: Святогорский, Курьинский, Дебинский, Пышкетский и Верх-Унинский. Со строительством церкви и почетным званием «села» местные жители приобретали право на престольные праздники с ярмаркой. Крестьяне и торговые люди подъезжали не только с родного прихода, но и соседних - из Глазова, Святогорья, Уней (Кировских).
Село было не только религиозным, но и образовательным, культурным, торговым центром. Священнослужители выступали наставниками, просветителями для своих прихожан. О священнослужителях Юкаменского храма осталась добрая память. Известно, что о. Иоанн Утемов организовал хор, послушать который приезжали из других приходов. А.Флоров составил и послал в Императорское Русское географическое общество научный труд «Этнографическое описание о селе Юкаменском и прихожанах оного относительно народного быта». О. Петр Мышкин вел большую просветительскую работу среди местного населения. И, конечно, ежедневно возносили они молитву Богу за своих подопечных, за своих прихожан.
В 1844 году в селе открыто приходское начальное училище (среди первых по Вятской губернии). В 1872 году при церкви открыто церковноприходское попечительство, которое оказывало помощь неимущим и больным деньгами, дровами, в устройстве на работы, а способных детей - на учебу.
В памяти старожилов из близлежащих деревень дореволюционное Юкаменское осталось чудесной картиной. На вершине холма возвышается светлый величественный храм, звон колоколов которого далеко возвещает радость - праздничный день, кругом него - зеленое море: липы, березы, кедры, сосны, лиственницы, яблони. Внизу родники, пруд со множеством рыбы - излюбленное место гусей, уток, нередко здесь видели лебедей и цапель. Сейчас это невозможно себе представить, так как ничего этого уже нет.
Свято-Троицкая церковь была закрыта на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома от 1 февраля 1930 года. В церкви разместили библиотеку, народный дом (клуб, и МТС (гараж для тракторов). Два раза верующие пытались вернуть себе свое имущество: на Пасху 1930 года и на день поминовения усопших. Для верующих эти дни имели большое значение. Оба раза возле церкви собиралось более 600 человек. Храм, конечно, им не вернули, но власти предержащие, видимо, были напуганы. Особой «тройкой» без юридического оформления документов и привлечения прокурора священник Федор .Алексеевич Тукмачев 60-ти лет был арестован за «подготовку мятежа» и через несколько месяцев расстрелян (17 августа 1930 года). Был расстрелян также «кулак» В. А. Болтачев, а дьякон Андрей Кириллович Лекомцев и староста Михаил Никифорович Малых получили 10 и 5 лет концлагерей. Родные были высланы, имущество «реквизировано».
Партийно-хозяйственным активом Юкаменского ероса (района) было решено снести церковь до основания, что и было сделано в 1936 году.
С тех пор Юкаменское постоянно строится и перестраивается. Мы построили много симпатичных зданий: просторный, современный дом культуры, небольшой, но уютный сбербанк, нарядное, розовое здание казначейства, внушительное здание милиции с мощной стальной дверью. Но при этом мы снесли до основания прекрасный неповторимой красоты храм, вырубили сады и рощи, загадили пруд.
Мы чтим память воинов гражданской войны в лице Василия Николаевича Родионова и Германа Быкова, случайно оказавшихся в наших местах, возлагаем на их могиле цветы и венки, а могилы своих родных дедов и прадедов - затоптали.
Было на Юкаменской земле четыре храма, четыре свечи, поставленные обществом Господу нашему, Творцу, и смотрел Он на Юкаменскую землю милостиво. Затушили свечи, и сколько ни будем биться за улучшение жизни, тщетны будут усилия. На наших глазах Юкаменское хиреет, превращается в обыкновенную большую деревню. Один за другим отпадают признаки административного центра: налоговая инспекция переведена в Глазов, военкомат - в Красногорье, уезжают жители. Если не поставим новую свечу-храм, то и опустеет Юкаменская земля.

Иерей Сергий Лобанов
 

(Home)

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13