Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск


ДОГМАТЫ ВЕРЫ

О Крещении

"Сокращенное изложение догматов веры" Архиепископа Костромского и Галичского Платона. XIX век

27 декабря 2006

Требования от приемлющих Таинства

От всех принимающих Таинства требуются вера, покаяние и благоговение к Таинству и способность в них к принятию оного. Для принятия некоторых Таинств требуется известный возраст и пол. Принятие таинств Крещения, Миропомазания и Причащения необходимо и возрастным и младенцам обоего пол. Таинство покаяния необходимо с семилетнего возраста всем. Таинство Елеосвящения преподается только больным. Таинства священства не может принять женщина, а преподается оное только лицу мужского пола, имеющему умственные и нравственные качества и лета, требуемые церковными правилами, и избранному согласно с оными. Таинство брака совершается над двумя лицами мужеского и женского пола, имеющими лета, определенные церковными и гражданскими постановленьями. Никогда не должно совершать таинства над мертвыми (VI Вселен. Соб. прав. 83 и Карфаг. 26),

Понятие о Таинстве Крещения

Крещение есть Таинство, в котором приемлющий православную веру погружается священнодействующим троекратно в воду с произнесением слов: "Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа", и через которое получает отпущение грехов и делается членом Церкви Христовой.

Божественное установление Таинства Крещения

Таинство Крещения установлено Самим Господом Иисусом Христом. Он сказал апостолам: "Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28, 19). Он прежде сего установления освятил крещение Своим примером, крестившись от Иоанна; причем Дух Святый сошел на Него в виде голубя, а из отверстых небес слышен был глас Бога Отца к Нему (Матф. 3, 13-17. Марк. 1, 10. 11. Лук. 3, 21. 22. Иоан. 1, 31-34). Святые апостолы убеждали всех принять крещение (Деян. 2, 38. 41. 9, 17. 18) и крестили уверовавших в Господа Иисуса (Деян. 8, 38. 10, 47. 48. 16, 15. 33).

Благодать, сообщаемая через Крещение

1.Через крещение человек получает прощение во грехах, как прародительском, так и произвольных, сделанных им до крещения, и вечное спасение.
"Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святого Духа" (Деян. 2, 38). "Иже веру иметь и крестится, спасен будет" (Марк. 16, 16. сл. Иоан. 3,5).
2. Через крещение люди возрождаются в новую жизнь во Христе, (2 Кор. 5, 17. Ефес. 4, 22-24), усваивают себе плоды страданий, смерти и заслуг Христовых, и из чад гнева делаются сынами Божиими.
"Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 26. 27. Сс. Римл. 6, 4).
3. Только через крещение люди становятся членами Церкви и получают все преимущества, принадлежащие члену Церкви, и право участвовать во всех таинствах ее. Не получившие крещения не имеют права принимать никакого таинства. О благодатных плодах крещения так богословствует Св. Григорий Богослов: "Крещение есть светлость душ, изменение жизни, вопрошение совести, которая от Бога (1 Петр. 3, 21). Оно есть пособие в нашей немощи, отложение (оставление. – Прим. ред.) плоти, последование духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, разсеяние тьмы. Оно есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ царства небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Оно есть лучший и величественный из даров Божиих" (Слово на Св. Крещение, т. 3, стр. 273).
4. Крещение налагает неизгладимую печать на крещаемых, которые через него навсегда посвящаются Богу; и потому Крещение, по правилам церковным совершенное, никогда не повторяется (Прав. Ап. 47).
Православные Патриархи пишут: "Нельзя говорить, что Крещение не разрешает от всех прежних грехов, но что они хотя остаются, однако не имеют уже силы. Учить таким образом есть крайнее нечестие, есть опровержение веры, а не исповедание ее. Напротив, всякий грех, существующий или существовавший прежде Крещения уничтожается и считается как бы не существующим, или никогда не существовавшим. Если Крещение есть возрождение, то все ветхое мимоходит, а это ветхое есть не иное что, как грехи. Если крещаемый совлекается ветхого человека, то совлекаются и грехи. Если он облекается во Христа, то на самом деле становится безгрешным посредством крещения" (Посл. восточн. Патриарх. о вере чл. 16).

Видимая сторона в Таинстве Крещения

Внешнюю видимую сторону в Таинстве Крещения составляют: а) вещество Таинства, б) действие при самом совершении Таинства и в) слова произносимые во время сего действия.
Вещество для Таинства Крещения есть не какая-либо искусственная, но чистая, естественная, предварительно освященная вода (Деян. 8, 36). Вода силою и действием Святого Духа освящает и омывает душу и тело. В воде крестился Сам Иисус Христос, ее же употребляла и употребляет Святая Церковь от времен Апостольских доселе, отвергая другие способы крещения, у еретиков бывшие.
Хотя в Священном Писании говорится о крещении огнем (Матф. 3,11) и кровью (Матф. 20, 22. 23. Марк. 10, 38); но крещение огнем есть не иное что, как пламенное желание принять Таинство Крещения, а крещение кровью есть мученичество за Христа. Ни то, ни другое не составляет Таинства; оба называются крещением потому, что ради их, по особенной чрезвычайной благодати Божией, приемлют прощение во грехах и удостаиваются царства небесного и, которые никак не могли принять Таинства Крещения, - как например, мученики во времена гонений на Церковь за Христа.
Крещение должно быть совершаемо через троекратное погружение крещаемого в воду. Сам Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи через погружение (Матф. 3, 16. сл. Марк. 1, 5. Иоан. 3, 23). Так крестили и Св. апостолы (Деян. 8, 37. 38). В слове Божием Крещение именуется банею водною (Еф. 5, 26. Тит. 3, 5), спогребением Христу в смерть для новой жизни (Римл. 6, 4. Кол. 2, 12). В древней Церкви крещение совершалось через погружение, как свидетельствуют многие отцы и учители Церкви. "Трижды вы, - говорит Св. Кирилл Иерусалимский, - погружались в воду и снова возникали из воды, сим прознаменуя и давая разуметь тридневное погребение Христово" (Тайн. поуч. 2, 4).
Погружение крещаемого в воду должно быть не более и не менее трех раз. "Аще кто Епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен" (Прав. Ап. 49, 50).
Допускала иногда древняя Церковь совершать Крещение через обливание или окропление водою троекратно и во имя Пресвятой Троицы совершенное, но в особенных случаях, преимущественно для больных, в виде исключения. И ныне Церковь признает, что обливание или окропление не уничтожает силы Таинства, но это уже есть отступление от Апостольского чиноположения. Православная Церковь сохраняет тот образ Крещения, которым крестился Сам Господь Иисус Христос и который по сему есть самый приличный для всех крещающихся во Христа.
При погружении крещаемого в воду совершитель крещения должен произносить слова: "Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святого Духа". Так заповедал крестить Сам Господь Иисус Христос (Матф. 28, 19). Хотя в некоторых местах Св. Писания упоминается о крещении во Христа или во имя Христа (Римл. 6, 4. Деян. 2, 38. 8, 16. 10, 48. 19, 5), но это означает крещение по заповеди Иисуса Христа, т. е. Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Св. Иоанн Дамаскин говорит о сем: "Хотя Божественный апостол говорит, что мы во Христа и в смерть его крестимся (Римл. 6, 4), однако не разумеет, что таково должно быть призывание при Крещении; а хочет показать, что Крещение есть образ смерти Христовой. Ибо в Крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гробе. А креститься во Христа значит креститься веруя в Него; но веровать во Христа невозможно, не научившись исповедывать Отца и Сына и Святого Духа. Ибо Христос есть Сын Бога живого, помазанный от Отца Духом Святым... Какие должны быть слова призывания, тому Сам Господь научил Своих учеников: "Крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28, 19) (Точн. излож. прав, веры кн. 4, гл. 9). Вся христианская Церковь совершает Таинство Крещения во имя Пресвятой Троицы.

Необходимость крещения возрастных (взрослых)

Так как все люди пали и по естеству суть чада гнева и осуждены на вечную погибель, то для получения спасения вечного всем, без различия пола, возраста и страны, необходимо возродиться в новую жизнь через Крещение.
"Аще кто не родится водою и духом, не может внити, в царствие Божие" (Иоан. 3, 5. сл. Марк. 16, 16).
От возрастных, желающих принять крещение, требуются вера и покаяние (Деян. 8. 35-38. 2, 38); необходимо им знать главные догматы веры, раскаяться во грехах, сделанных ими до Крещения, отречься от сатаны и дел его, и принять твердую и искреннюю решимость впредь жить по учению и примеру Христа Спасителя.
Из свидетельства писателей церковных известно, что с самых Апостольских времен готовящиеся ко крещению отрицались от сатаны и дел его, каялись во грехах, пред крещением исповедали свою веру и имели при крещении поручителей веры, которые называются отцами и матерями восприемными или просто восприемниками.

Необходимость крещения младенцев

Хотя младенцы не способны к (сознательной. – Прим. ред.) вере и покаянию, не способны и изъявить твердую решимость жить по вере Христовой; но необходимо их крестить.
Апостолы крестили семейства и всех принадлежащих к семействам, а в числе их, конечно, были и дети (Деян. 16, 32. 33); Иисус Христос заповедал апостолам крестить всех без изъятия (Матф. 28,19). Недостаток же в младенцах требуемого для крещения от возрастных заменяется при крещении верою родителей, восприемников их, совершителя Таинства. Видим из Св. Писания, что ради веры родителей получали исцеление больные (Марк. 9, 20), воскресали мертвые (Лук. 7, 13). Св. Церковь всегда удостаивала Крещения младенцев, и это есть предание Апостольское, как открывается из самых древних свидетельств и из постоянной практики Церкви.

Восприемники

Восприемниками называются те, которые принимают крещаемых от купели, исповедуют веру и дают обеты за их крещаемых, которые сами не могут говорить по возрасту или болезни (Карф. соб. 54), обязаны наставлять их в вере и благочестии. Посему не могут быть восприемниками ни иноверные, ни малолетние, а должны быть православные и разумеющие истины веры (Кормч. кн. 2, гл. 50. Книга о должностях пресвитеров гл. 3, п. 8).

Крещение, совершаемое мирянами православными

Хотя совершители Таинства Крещения суть епископы и пресвитеры, но Вселенская Церковь, не желая, чтобы кто-нибудь погиб, не получив Крещения, допускает, как исключение, в случае опасности для жизни крещаемого, когда нет священника, крестить диаконам (так диакон Филипп крестил многих. Деян. 8, 12. 13, 38), клирикам, мирянам, даже женщинам, с непременным соблюдением правил и постановлений Церкви касательно совершения Крещения. Но если крещенный мирянами останется жив, то священник, как законный совершитель Таинства, довершает над крещаемым священнодействие молитвами, положенными при Крещении без погружения в воду, и помазует крещеного Св. миром (Ном. 204. 205).

(Home)

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13