Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск


Правовой и духовный нигилизм общества

08.04.2008

О роли печатных СМИ в правовом и духовно-нравственном просвещении граждан России

Наблюдения и 7-летний опыт православного издания

 В январе 2008 года на II Гражданском форуме «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке», выступил тогда еще кандидат в Президенты России Дмитрий Медведев: «Россия - страна правового нигилизма, таким уровнем пренебрежения к праву не может похвастаться ни одна европейская страна. Борьба с коррупцией должна превратиться в национальную программу, - заявил Медведев. - Если власть не способна сама себя отрегулировать, то она не может получить никакой общественной поддержки. Последнее гарантировано только дееспособной и успешной властью. И так во всем мире». Мне очень запомнились эти слова, как говорится не в бровь, а в глаз. Но к чему это я, причем тут СМИ? - спросит читатель. А вот к чему.

Ровно три года назад меня попросили подготовить тезисы предложения по работе Российских СМИ в Комиссию по культуре Государственной Думы ФС РФ. В этих предложениях не косвенно, а прямо звучала та же проблема, о которой сказал избранный Президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

Не спроста ставлю два вида нигилизма рядом – духовный и правовой. Эти наиболее важные сферы жизни государства и общества определяют стержень всей страны.

Попробуем взглянуть на правовой нигилизм и хаос в глубинке России, например в Удмуртии (предполагая, что подобная ситуация во многих регионах России).

Проблемы правовой информированности

 Можно поделить граждан нашей России на две категории: одна категория граждан знает право и законодательство (граждане, которые имеют доступ к информационным и юридическим ресурсам), но умело лавирует между законом и правом, использую свои знания.

Вторая категория граждан не имеет доступа к информационным и юридическим ресурсам (ввиду неплатежеспособности, занятости и другими, превалирующими интересами в жизни). Например, доярка в селе не будет бегать по библиотекам, магазинам, сидеть в Интернете, или посещать каждый раз юридическую контору для того чтобы приблизительно знать право. Простым людям достаточно знать право, законы и какие либо постановления законодательных органов на бытовом уровне. Это можно услышать из новостей по телевидению или радио. Человек вроде бы и знает о чем идет речь, но в деталях права и законодательство он не знает. Другими словами – слышат где звон, да не знают, где он.

Чтобы человеку познакомиться подробнее с интересующим материалом (например, о пенсиях, пособиях), необходимо познакомиться с материалом на уровне более серьезном и подробном, чем новости по ТВ или радио. Подробную информацию простому гражданину в наше время можно найти в Интернете. Однако еще далеко не каждый имеет такую возможность, не говоря уже о пожилых людях, которые не имеют возможности, а порой и просто не хотят пользоваться компьютером.

Остается старый проверенный способ, который правда начинает неоправданно забываться – прочитать в газете или журнале. Вот здесь мы подошли к главной теме нашей статьи.

Что нам предлагают читать?

Именно так мы поставим вопрос. В стране, как видится мне, сложилась ситуация, когда предложение масс-медиа рождают спрос. Это закон рынка. Газетные лотки и магазинчики, а также почта предлагают сегодня в основном глянцевую печатную продукцию развлекательного, гламурного, эротического и эзотерического содержания.

На первый взгляд прилавки ломятся от печатной продукции, но выбора нет. Можно выбирать разные издания из определенной тематики, т. е. гламурный журнал из десятка гламурных, или рецепты кухни из десятков изданий про рецепты, или различные астрологические гороскопы.

Нет серьезной и качественной прессы в глубинке, не говоря уже о сельской местности. Днем с огнем не найдешь даже «Российской газеты». О других серьезных изданиях и речи нет. Центральные газеты практически не доходят до регионов России.

Если, например, пройтись по газетным ларькам Ижевска, в десяти из них можно найти газету «Труд» или «Российскую газету». Примерно 10 лет назад это выглядело бы шокирующее. Рынок был наполнен качественными газетами и журналами. Сейчас серьезную прессу вытеснило засилье гламура и пошлости.

Всем известно, а тем, кто забыл, напомним, что в советские годы был положительный опыт распространения печатных изданий через сеть «Союзпечать». В этих ларьках можно было взять свежую центральную, и местную прессу, а также канцтовары – шариковые ручки, карандаши, фломастеры -  все, что пригодилось бы в школе или университете.

В годы распада СССР и всеобщей прихватизации торговые сети «Союзпечати» достались частным лицам.

На газетном рынке Ижевска хотелось бы остановиться подробнее

В Ижевске эта сеть также стала частным предприятием с названием «Информпечать». Однако это название уже перестало соответствовать своему содержанию. В этих магазинчиках всегда есть официальная местная пресса – два республиканских издания, а также местная желтая пресса – одна или две газеты. Практически совсем отсутствует пресса центральная, а также оппозиционная местным властям. Но это еще полбеды.

Исследуя ассортимент многих ларьков – удивляешься, для чего там лежат газеты? Создается впечатление, что несколько газет прикрывают торговлю табачными изделиями, эротикой, жвачками и даже шоколадом (это без условий хранения!) без всякого контроля и кассовых аппаратов!

Общаясь со многими сотрудниками местных печатных изданий, узнаю, что мало, кто доволен сотрудничеством с предприятием «Информпечать», упоминание этого названия вызывает у коллег только раздражение.

Также имеется и личный опыт «сотрудничества» с коммерсантами этих «газетных» ларьков. С газетой «Православные Вести» они в принципе не хотели сотрудничать, ссылаясь на якобы «не выгодность». Отмечу, что сеть «Информпечать» единственная крупная торговая сеть печатных изданий в Ижевске, по сути, являясь монополией. В конце концов, они подписали договор о сотрудничестве по просьбе одного влиятельного человека в политике Удмуртии, однако газета так и не дошла до читателя. Сотрудник газетных ларьков просто не выкладывали газету на прилавок, держали ее где то внизу, на полках. По просьбе, конечно, вдруг вспоминали, что есть у них такая газета, и вытаскивали ее на белый свет. Подобное, кстати, они проделывают с массой качественных газет и журналов. Для «невыгодных изданий» просто нет места на прилавке среди эротики, гламура, сигарет и астрологического бреда.

Итак, население России не имеет полной информационной картины, особенно в правовой и законодательной сфере, при кажущемся многообразии печатных СМИ. Отсюда массовая правовая неграмотность народа. Результат безудержной и безнравственной погони за прибылью – страна приобрела признаки правового нигилизма.

Экономическая выгода или нравственность?

 «Говоря о наших ценностных ориентирах, затрону еще одну, на мой взгляд, важную тему. Речь пойдет об уровне общественной нравственности и культуры.

Известно, что высокая деловая репутация всегда была достойным залогом при заключении сделок, а человеческая порядочность обязательным условием участия в жизни государства и общества. Безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порицалось.

В России право и мораль, политика и нравственность традиционно признавались понятиями близкими и соотносимыми. Во всяком случае, их взаимосвязь была декларируемым идеалом и целью. При всех известных издержках уровень нравственности и в царской России, и в советские времена являлся весьма значимой шкалой и критерием репутации людей, как на рабочем месте, так и в обществе, в быту. И вряд ли можно отрицать, что такие ценности, как крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность, в течение многих веков оставались на российской земле ценностями непреложными и непреходящими». Владимир Путин, из послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года.

Добавлю к словам Владимира Путина, что дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность - результат крепкой духовной основы, которую создала многовековая православная традиция.

«Бизнес есть бизнес, - любят поговаривать сегодня предприимчивые люди, - я работаю на себя…». Такой подход ослепляет, и на самом деле приводит в дальнейшем в экономический и социальный тупик. Если бизнес безнравственен и работает в ущерб обществу, его следует назвать мошенничеством!

Православная пресса должна просвещать

Духовное и нравственное просвещение – одна из главных задач православных СМИ, тем более, что нравственность и знание права – идут рука об руку. В просвещении, духовном, нравственном и правовом нуждаются и верующие (крещеные в Православии) люди. Православная пресса должна сегодня раскрыть истинное учение христианства, основные принципы Церкви, показать красоту Православия.

Рассмотрим верующих людей как целевую аудиторию православных СМИ. Кстати здесь можно наблюдать любопытное явление: аудиторию православной прессы практически невозможно разделить по признакам: возрастным, социальным, национальным, экономическим. Среди верующих людей есть представители из всех сфер общества России. Церковь поразительно объединяет всех людей под своими сводами, не взирая на лица и чины! В этом есть огромные возможности и универсальность православной прессы! Однако эта универсальность, и неотмирность никак не вписывается в сложившуюся на сегодняшний день в рыночно-спекулятивно-безнравственную систему.

Православная пресса, да и сами верующие, находясь вне стен храма, сегодня часто выглядят неадекватно. Проблема эта довольно сложная, задевает вопросы постсоветского периода нашего общества, а также общественной и личной психологии поведения, эта тема требует отдельной статьи.

Если постараться выразиться короче и понятнее, без углубления в причины, можно сказать так: церковное общество, православная пресса находится в конфликте со сложившейся светской системой понятий. Принятые в светском обществе принципы взаимоотношений (в том числе деловые) часто просто не работают в организации деятельности православной прессы и других общественных православных предприятиях. Светские принципы и мораль диктуют действовать в пользу выгоды, расчета и успеха. А православное общество действует исходя из милосердия, нестяжательства и высокой нравственности. Как видно - принципы взаимоисключающие!

Чтобы избегать существующего конфликта православному сообществу и прессе необходимо более тесное сотрудничество и проникновение в общественную жизнь государства, не замыкаясь в приходской и епархиальной жизни.

Опыт развития и распространения православной прессы

В деятельности православной прессы (конкретно поговорим о печатных СМИ в силу их большего воздействия на мышление человека) должны соблюдаться два ключевых момента: первое – тематика издания, второе – система распространения. Если один из ключевых моментов хромает – издание не достигает своих целей.

Первый момент. Если мы говорим о православной прессе, то естественно, что основная тема – христианство, Православие. Предположим, что некая православная газета рассказывает о Церкви, о Православии, о святых, публикуются проповеди священников и другая церковная тематика, попутно обличая грехи мира сего, - естественно это полезно и нужно. Но такое издание выглядит сухо и скучно, так как оно подспудно подменяет собой катехизис. Мало того, если это издание распространяется вне церковной среды с «миссионерской» целью – его ждет провал и откровенное раздражение нецерковного населения. Почему так происходит? Об этом сказано выше: светский мир сталкивается лоб в лоб с христианским миром. Как же избежать этого?

Не для рекламы, но для примера и лучшего раскрытия излагаемой темы рассмотрим газету «Православные Вести. Ижица». За свои недолгие 7 лет существования без преувеличения можно сказать, что газета в своем регионе стала всенародно любимой. Круг читателей очень широк: от сельских бабушек до высокопоставленных правительственных чиновников, читает газету молодежь и дети. За эти годы издание менялось, искало новые формы, но все эти годы оставался один незыблемый принцип подбора тематики.

Издание все эти годы опиралось на самые главные, базовые интересы человека. Поднимая темы семьи и любви, власти и политики, бизнеса и труда, жизни (здоровья) и смерти (болезни), безопасности государства и личности, газета говорила о главном – о спасении в Церкви. Вспомним Святое Евангелие, когда Спаситель, отдыхая у колодца по пути в Самарию, встретил женщину. Состоялся диалог о воде живой. Женщина не совсем понимала Иисуса Христа, о чем Он говорит, и просит у Спасителя живой воды, тогда «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.  Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.  Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк». Иоанн 4. 16-19.

Спаситель обратил внимание, и это Он делает всякий раз Своим Словом или просто Своим присутствием, на земную жизнь людей, конкретно раскрывая во всей, как говорится «красе».

И если душа человека еще подает признаки жизни, она сразу отзывается на Живое Слово Господа верой и покаянием. Если душа мертва – открытой злобой и ненавистью!

Именно такой, Евангельский подход необходимо использовать православным СМИ. Необходимо говорить о том, чем живет современный человек – служба, бизнес, семья, любовь, дети, культура, политика и безопасность. Однако говорить нужно об этом с Евангельской позиции, а это очень непросто!

Это наиважнейшая задача, требующая огромных духовных и физических, организационных и материальных затрат.

Второй ключевой момент в успешности деятельности православной прессы – технология распространения издания.

Как часто мы видим непродуманные действия по распространению православной прессы. Особо хочется сделать акцент на таком явлении, когда газеты, журналы или другие печатные материалы буквально навязывают людям, или печатная продукция «неожиданно» появляется в таких  общественных местах как общеобразовательные школы, вузы, вызывая у большинства молодежи лишь раздражение – «опять попы со своей моралью».

Непродуманные действия вместо желаемой просветительской и миссионерской цели могут вызвать обратный эффект – неприязнь к Православию. Удивительно, но такой подход может вызывать раздражение даже в церковной среде, у разных приходов и епархий! Вполне можно ожидать такой реакции в приходах и у настоятелей храмов, с которыми нет договоренности о распространении у них православной прессы.

В распространении газет и журналов необходимо действовать как нейрохирурги – тонко и очень осторожно, предварительно ставить «диагноз» тому светскому учреждению, куда нацелено распространение издания и обязательно согласовывать эти действия с руководством этих учреждений или предприятий. А в приходах необходимо ставить в известность и испрашивать благословения у настоятеля храма, даже если есть благословение вышестоящих епархиальных властей.

Например, в организации распространения газеты «Православные Вести. Ижица» применяется несколько вариантов распространения. Это не является каким–то коммерческим секретом, поэтому вкратце опишем.

Первый и основной вариант распространения – благотворительная раздача газеты в храмах для прихожан, в епархиальном управлении для духовенства и их приходов, в местах наибольшей посещаемости горожан и сельчан (аптеки, банковские учреждения, кафе, исключение – продуктовые магазины), общественные библиотеки, органы муниципальной и государственной власти, правоохранительные и исправительные учреждения. Сегодня эту форму распространения организует, осуществляет и финансирует сама редакция.

Второй вариант – подписка на газету через предприятие «Почта России». Эта форма постоянно плавает – или увеличивается, или уменьшается. Эта форма распространения очень удобная как для издателя, так и для читателя, но имеет массу недостатков. В первую очередь – существующие на сегодняшний день ограничения местной, региональной почты в вопросах подписки. Подписка, по распоряжению Министерства связи отдана межрегиональному коммерческому предприятию, которое диктует очень жесткие условия, а также выставляет неоправданно завышенные расценки на свои услуги, что не по силам малобюджетным изданиям. Еще один негативный фактор – подписная кампания требует больших финансовых затрат на рекламу.

Третья форма распространения газеты «Православные Вести. Ижица» - работа волонтеров, т. е. верующие люди распространяют газету во славу Божию (безвозмездно) по тем схемам, которую опять же организует сама редакция. Волонтер берет в редакции небольшое количество газет и несет их по списку в определенные организации или учреждения. Эта форма распространения является, на мой взгляд, самая продуктивная, как для самих волонтеров, так и для предполагаемых читателей. Подобное распространение имеет колоссальный, миссионерский эффект. Единственная проблема в этом варианте распространения – недостаточное количество верующих людей, желающих и способных заниматься этим трудом.

Перспективы православной прессы

Пришло время подытожить все сказанное. Как видно – православная пресса сегодня начинает играть важнейшую роль в информированности и просвещении верующих (и не только верующих) граждан. Напомню, как говорилось выше – вера объединяет все слои общества, православная пресса обладает огромным потенциалом своей универсальности.

Сегодня необходимо предпринять следующий шаг в развитии повышения качества и полезности для общества: православные издания должны расширить свои информационные способности в освещении государственной, муниципальной и правовой сферах.

Для этого нужно, в первую очередь, взаимопонимание и сотрудничество православных СМИ и государственных, а также муниципальных органов власти. Необходимо «забыть» государственным лицам об отделении государства от Церкви, кстати, это абсолютно незаконный подход к православным СМИ. По Российскому законодательству все СМИ, и православные без исключения, руководствуются законом «О СМИ», но никак законом «О свободе совести»!

Православные СМИ имеют и законное право на государственную поддержку и финансирование деятельности по освещению государственной и муниципальной деятельности.

Этот шаг навстречу друг другу решит несколько задач сразу: для государственных органов - повысит среди населения доверие, информированность, понимание деятельности и работы государственных учреждений, для православных СМИ – повысит возможность просветительской и миссионерской работы также среди населения.

В результате продуманной и хорошо скоординированной совместной деятельности в выигрыше будет только население России. Конечный результат – человек, просвещенный в правовых и духовно нравственных вопросах.

Только совместная деятельность общества, государства, СМИ и Церкви поможет преодолеть сформировавшийся правовой и нравственный нигилизм в нашем обществе.

Александр Чураков, главный редактор газеты «Православные Вести. Ижица»

(Home)

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13