Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск

Татьяна, русская душою...

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Татьяна Романова (1897-1918)

  - Что такое Россия, мамочка? - Это... впавшая в сон княжна...

 И. Северянин

 Страстотерпица Великая княжна Татьяна родилась 29 мая/11 июня 1897 г. в одной из самых религиозных семей России - в царской. Ее родители Николай II и Александра Федоровна видели свой долг в строгом воспитании и образовании дочери. Александра Феодоровна писала дочери: «Сперва - твой долг, потом - покой и отдых. Твой долг исполняй, вот что лучше всего. Господу предоставь остальное». Эти слова определили всю ее жизнь.

Следует сказать, что в семье было четыре дочери, которых называли «большие» и «маленькие». Татьяна была «большой».

Все великие княжны воспитывались в строгой простоте, спали на жестких кроватях с волосяными матрасами, почти без подушек, и каждый день принимали холодные ванны по утрам и теплые по вечерам. В детстве каждая из них получала «на булавки» всего 18 рублей в месяц, на которые они делали небольшие подарки прислуге, лишая себя возможности удовлетворить свои потребности. Платья и обувь переходили от старших великих княжон к младшим.

Татьяна выделялась среди сестер своей сдержанностью. Она всегда останавливала сестер, напоминая волю матери, отчего они постоянно называли ее «гувернанткой». На людях и дома она неустанно окружала государыню заботой, зачастую безвыходно оставалась при ней, исполняя дочернюю обязанность.

Государь для дочерей был одновременно царем, отцом и товарищем. Он постоянно являл собой пример внимательного отношения к каждому человеку, повторяя: «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети».

Когда началась первая мировая война, для Татьяны наступило время совершенно особое, когда в полной мере могли проявиться не только ее доброта, милосердие, но и душевная стойкость, большие организаторские способности, а также талант хирургической сестры.

Пьер Жильяр, близкий к семье Николая Второго, вспоминал: «Когда в 1914 разразилась война, Ольге было 19 лет, а Татьяне только что сравнялось 17. Они не были ни на одном балу: с самого начала военных действий их вдохновляла только одна мысль - облегчить заботы и тревогу родителей».

Татьяна стала инициатором создания «Комитета Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий». Татьянинский комитет отправлял беженцев на родину, содействовал поиску работы для трудоспособных, принимал пожертвования - занимался той трудной, но так нужной людям работой в годину народных бедствий. Вел. кн. Татьяна активно участвовала в его деятельности и входила во все его дела, лично благодарила тех, кто помогал комитетской работе. Приведем письмо Татьяны Николаевны к Ольге Палей, оказавшей немалую поддержку беженцам: «Княжна Ольга Валерьевна: получила Ваше пожертвование в пользу близкого моему сердцу населения, пострадавшего от военных бедствий, выражаю Вам мою искреннюю признательность. Остаюсь и Вам неизменно благожелательною. Татьяна».

Каждый день Татьяна ездила в лазарет: вместе с Ольгой и другими представительницами императорской семьи она получила аттестат сестры милосердия. Ее сестра Мария писала 21 сентября 1914 года отцу:

«Сегодня мы четверо ездили в церковь с Мама. Мы завтракали одни, а потом поехали в поезде с ранеными. Мы были у Ани [Вырубовой, фрейлины. - И. Т.] и пили у нее чай. Оттуда мы поехали в большую дворцовую больницу. Мама, Ольга и Татьяна пошли в перевязочную. Анастасия и я пошли по всем палатам и поговорили почти с каждым солдатом. Потом мы пошли в маленькую больницу, где лежит твой пулеметчик. Там мама и сестры снова занимались перевязками, а мы с Анастасией пошли повидать офицеров».

В 1916 году ижевские лазареты были удостоены Высочайшим присутствием. Видимо, оттого в одной семье, живущей сейчас в селе Сюмси, сохранилось предание, согласно которому за их прадедом, раненым в первую мировую, ухаживала «Царская дочь».

Дальнейшая судьба и история гибели Великой княжны известна. Перед смертью двадцатилетняя девушка Татьяна Романова в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту...»

На юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ о Соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века было единомысленно решено канонизировать Святых Царственных Мучеников, которым было «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».

 Ирина Трифонова

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13