Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск


Церковь, время и судьбы человеческие

Визит Митрополита Николая в Иерусалим

29 ноября Митрополит Николай рассказал главному редактору о своей поездке в Иерусалим на торжества по случаю 160-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

В наше время мы уже начинаем привыкать к тому, что в прессе освящаются крупные церковные события и праздники. Удивительно, но, несмотря на 70 летний безбожный гнет у народов России сохранилась тяга к духовной жизни, поэтому возрождается церковная жизнь, строятся новые храмы и восстанавливаются старые. Благодаря политической и экономической свободе россияне могут путешествовать по миру, могут посещать святые места.

Но так было не всегда. Именно это отметил Митрополит Николай после своего посещения Святой Земли в конце октября 2007 года. Он прекрасно помнит, что под угрозу было поставлено само существование церковной жизни. Но времена меняются…

В прессе уже  сообщалось, что с 25 по 28 октября 2007 года в Иерусалиме прошли юбилейные торжества, посвященные 160-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Делегацию Русской Православной Церкви по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия возглавил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В праздновании приняли участие иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви в Отечестве и Заграницей, члены правительства Российской Федерации и Израиля, представители общественных и благотворительных организаций, ученые и журналисты обеих стран. Среди членов церковной делегации был Митрополит Ижевский и Удмуртcкий Николай.

Митрополит Николай поделился с Александром Чураковым своими впечатлениями о памятной поездке в Иерусалим, и воспоминаниями своего служения на Святой Земле в годы. Отметим, что с 1973 по 1983 годы Митрополит Николай служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Митрополит Николай рассказал, что вечером 26 октября, на приеме в Иерусалимской Патриархии, высоких гостей из России принял Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил.

«Владыка Кирилл представлял нас, каждого, Патриарху Иерусалимскому. Между прочим, - отметил Владыка Николай, - в нашей делегации с нами прибыли в Иерусалим человека четыре светских. Еще когда мы летели на самолете, я наблюдал за ними. Они все время что то листали, просматривали. Оказывается, они читали про Святую Землю. И вот когда Митрополит Кирилл представлял нас Иерусалимскому Патриарху, я узнал, что один из них – заместитель министра иностранных дел. После того, как я узнал, кто они, я стал за ними внимательней смотреть, как они будут себя вести. Ведь у нас время было насыщенно богослужениями.

Знаете, это нужно таких людей показывать как пример для подражания! - Выразил свое восхищение Митрополит Николай. -  Они не пропустили не одной службы, исповедывались, причащались. А было так, что только полтора часа между службами оставалось для отдыха».

Владыка Николай рассказал о своем знакомстве еще с 70-х годов XX века с нынешним архиепископ Иорданским Феофилактом. В те годы, когда Владыка Николай служил в Иерусалиме, а Феофилакт служил тогда еще послушником в Свято-Гробском братстве. Блаженнейший Бенедикт, тогда он правил Иерусалимской Патриархией, попросил устроить послушников по их горячему желанию в Ленинградскую духовную академию. В те времена было очень сложно устроить в духовное учебное заведение иностранцев. Но все же удалось, и двое послушников поехали учиться в Россию. Сейчас один из них служит на Кипре, а Феофилакт в Вифлееме. «Он хорошо закончил семинарию и академию, - сказал Митрополит Николай о епископе Феофилакте, - хорошо владеет русским языком».

Митрополит Николай также отметил то, что событиями в Ижевске, визитом Святейшего Патриарха и освящением Свято-Михайловского Собора интересовались арабские православные священники. Владыку об этом просили рассказать на приеме у мэра Иерусалима.

Митрополиту Николаю особенно запомнилась Божественная литургия в Храме Гроба Господня, которая совершалась в ночь на 27 октября, которая сопровождалась песнопениями в исполнении хора Троице-Сергиевой Лавры.

Рассказывая об этом богослужении, Владыка Николай вспомнил времена, когда во время его служения на Святой Земле, на праздники – на Благодатный Огонь, на Пасху, Рождество Христово, приезжали русские эмигранты из западных стран. Из социалистических стран приезжали только румыны.

«В Румынии отношение к Церкви было особое. Меня это заинтересовало, - отметил Митрополит Николай, - что это за лидер, коммунист такой (Николае Чаушеску. Был у власти с 1965 по 1989 годы, расстрелян во время революции 1989 года. Прим. ред.). Страна из лагеря соцстран, а он единственный, кто целует руку Патриарху. У меня был один знакомый румын. А у них здесь также есть церковное представительство. У нас были очень хорошие отношения. Я попросил рассказать его о том, почему такое отношение к Церкви. Румынский батюшка рассказал о том, что во время оккупации Румынии немцами Патриарх спас Чаушеску от расстрела.

Меня спрашивали, - продолжил Владыка Николай о паломниках в Иерусалим в советские годы, - и греческие архиереи и русские зарубежные: «А где ваши? Едут со всех стран, а где Россия?». Спрашивали, потому что знали, что до революции паломников из России были тысячи и тысячи. Ну что ответишь на это? Я отвечал: «Будет!». Надо мной подсмеивались: «Мы знаем, как будет, вот уже 200 лет Константинопольской Патриархии под игом турков. Вот так и у вас, в России будет!». Это всегда слышали и матушки Елеонские и Гефсиманские. А когда я говорил те слова «Будет!», знал, что в России уже хотят закончить с Церковью совсем.

И мне говорили эти матушки: «Батюшка, мы вспоминаем, что вы говорили «Будет!»

Сейчас если спросить паломника, откуда они – только и слышишь:  из России… Из России!

На ночной службе в храме у Гроба Господня был полный храм. Причащали из 15 чаш. На службе Блаженнейший Феофил сказал, что «мы были свидетелями, сегодня молилось 3 тысячи паломников, и все они из России»! Все радовались, да и мы радовались тоже»!

«Затем уже у нас, в Горненской обители, - продолжил рассказ Митрополит Николай, - в воскресенье мы совершили малое освящение Собора, - это было очень радостно. На всех службах была матушка Моисея из Елеонского монастыря. Знаю ее с 1974 года. К нам в Русскую духовную миссию пришла девушка, она приехала в Иерусалим из Австралии. Она добралась автобусом или на такси из Телль-Авива и сразу к нам. Я принял ее, выслушал. Ее звали Галя, она потомок русских, которые давно жили за границей. Ее родители родились уже в Австралии. Она приехала в Иерусалим, зная, что здесь есть три женских монастыря. Тогда еще в Гефсимании жила игуменья Тамара, племянница Императора Николая II.

И вот матушка осталась у нас, несколько раз ходила на службы. Познакомилась с матушками из зарубежной церкви, а те ей и говорят, что «куда ты пошла? Это же коммунисты, это красные безбожники». И Галя тогда осталась в Гефсимании, в зарубежной церкви. Но я всегда общался с ним. Однажды был случай, когда на службе Галя тихонько подошла ко мне и говорит, что матушка Тамара желает, чтобы я подошел к ней, а она была уже старенькая, на колясочке. Я подошел к ней, старался не подводить их, потому что им строго было запрещено общаться с нами. Матушка Тамара дала мне крест, который ей передал в 1948 году Патриарх Алексий I. Потом она говорила мне, что знала, какое будет отношение к этому кресту, который подарил «красный» Патриарх».

Митрополит Николай, служа в Удмуртской Епархии, передал этот крест митрофорному протоиерею Виктору Костенкову. Любопытно, что когда Владыка Николай приехал вместе с митрофорным протоиереем Виктором Костенковым в Иерусалим на юбилейные торжества, а о. Виктор был именно с этим историческим крестом, матушка Моисея и Варвара, увидев, просили этот крест, однако Владыка Николай о. Виктору переда, чтобы не вздумал отдать этот крест. Митрополит Николай рассказал еще об Антиминсе, который в 1948 году, во время своего визита в Иерусалим, подписал сам Патриарх Алексий I. Но неприязнь зарубежниками Российского духовенства привела к тому, что этот Антиминс после нескольких лет убрали в ризницу. Также после смерти одной матушки, ее тело похоронили за оградой монастырского кладбища, только за то, что она взяла благословение у Патриарха Алексия во время его визита в 1948 году.

«Я попросил у матушки Тамары, - продолжил Владыка Николай, - как-то этот Антиминс получить. Она ответила, что постарается, чтобы его передали. И этот Антиминс, подписанный Патриархом Алексием в храме Марии Магдалины в Гефсиманском саду мне передали. На этом Антиминсе совершали литургию лет 12. А затем его убрали в ризницу. Этот Антиминс с тех пор был у меня.

И сейчас, когда освятили келейный храм Марии Магдалины в Норье, этот Антиминс находится там.

И вот, та девочка Галя теперь игуменья. И сейчас мы общались и радовались, что произошло воссоединение нашей Церкви. Но не все этому рады. Есть и архиереи, есть паства еще такая и в монастырях есть те, кто против воссоединения. Ясно, что перемены всегда не так легко приживаются. Но в основном, конечно, все, слава Богу!

В этой поездке я был настолько счастлив! В этом году исполняется 35 лет, как я впервые прибыл на Святую Землю. 25 лет – когда меня отозвали с этой службы. 10 лет, как я посетил юбилей, 150-летие Русской духовной миссии в Иерусалиме. Тогда Святейший пригласил меня, чему я был очень рад. А в этом году исполнилось миссии 160 лет! Нам, каждому,  подарили панагии с надписью «160 лет Русской духовной миссии». Их нам вручили в храме Гроба Господня.

Меня спрашивали в Иерусалиме, «что изменилось»? Я ответил, что все меняется в Иерусалиме – и в стране много изменений и в городах, и люди другие. Единственное, что не меняется тысячелетиями – святыни. Как заходишь с трепетом ко Гробу Господню – та же благодать, тот же трепет, который был и 35 лет назад».

Один из членов делегации, прибывшей на празднование юбилея Русской духовной миссии в Иерусалиме, в беседе с Митрополитом Николаем отметил, что в Русской духовной миссии было всего несколько руководителей, в том числе и Митрополит Николай. Но такого «следа», как Владыка Николай никто не оставил. Митрополита Николая знают в Иерусалиме все, и евреи, и арабы. А когда Владыка посещает монастыри, в том числе и Зарубежной Русской Церкви, то со стороны создается впечатление, что он очень долго там жил, так его принимают.

«Почему мы совершили малое освящение Собора, - рассказывает Митрополит Николай, - а

Соборе освящен честь всех Святых в земле Российской просиявших, потому, что в будущем году сюда собирается приехать Святейший Патриарх Алексий, чтобы освятить его. Этот Собор стоял недостроенным более 100 лет. Его прекратили строить в 1904 году, когда в России начались нестроения.

В те времена, когда я служил в миссии, я лазил по этим стенам вместе с арабами, мы замазывали стены цементом, потому что после сезона дождей, летом все разрушается. И вот, десять лет тому назад, вырубили там деревья, которые выросли огромными, отслужили молебен. Приезжал Святейший и благословил достроить этот храм.

Действительно, и это подчеркивают израильтяне, и наши зарубежники друзья, говорят, что нет такой души как русская. Нашлись люди с деньгами и построили Собор. Сейчас он как игрушка. Единственное – что купола еще не золоченые. Но уже решено, что к визиту Святейшего купола позолотят. И я до сих пор живу этой радостью. Нет слов, чтобы ее выразить. Освящали Собор с такой радостью, очень торжественно». –  Сказал в заключении Владыка Николай.

Александр Чураков

(Home)

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13