29 ноября Митрополит Николай рассказал главному редактору о своей
поездке в Иерусалим на торжества по случаю 160-летия
Русской Духовной
Миссии в Иерусалиме.
В наше время мы уже начинаем привыкать к тому, что в прессе
освящаются крупные церковные события и праздники. Удивительно, но,
несмотря на 70 летний безбожный гнет у народов России сохранилась тяга к
духовной жизни, поэтому возрождается церковная жизнь, строятся новые
храмы и восстанавливаются старые. Благодаря политической и экономической
свободе россияне могут путешествовать по миру, могут посещать святые
места.
Но так было не всегда. Именно это отметил
Митрополит Николай после своего посещения Святой Земли в конце октября
2007 года. Он прекрасно помнит, что под угрозу было поставлено само
существование церковной жизни. Но времена меняются…
В прессе уже сообщалось, что с 25 по 28 октября
2007 года в Иерусалиме прошли юбилейные торжества, посвященные 160-летию
Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Делегацию Русской Православной
Церкви по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия возглавил Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата. В праздновании приняли участие иерархи и
священнослужители Русской Православной Церкви в Отечестве и Заграницей,
члены правительства Российской Федерации и Израиля, представители
общественных и благотворительных организаций, ученые и журналисты обеих
стран. Среди членов церковной делегации был Митрополит Ижевский и
Удмуртcкий Николай.
Митрополит Николай поделился с Александром
Чураковым своими впечатлениями о памятной поездке в Иерусалим, и
воспоминаниями своего служения на Святой Земле в годы. Отметим, что с
1973 по 1983 годы Митрополит Николай служил в Русской Духовной Миссии в
Иерусалиме.
Митрополит Николай рассказал, что вечером
26 октября, на приеме
в Иерусалимской
Патриархии, высоких гостей из России принял Блаженнейший Патриарх
Иерусалимский Феофил.
«Владыка Кирилл представлял нас, каждого, Патриарху Иерусалимскому.
Между прочим, - отметил Владыка Николай, - в нашей делегации с нами
прибыли в Иерусалим человека четыре светских. Еще когда мы летели на
самолете, я наблюдал за ними. Они все время что то листали,
просматривали. Оказывается, они читали про Святую Землю. И вот когда
Митрополит Кирилл представлял нас Иерусалимскому Патриарху, я узнал, что
один из них – заместитель министра иностранных дел. После того, как я
узнал, кто они, я стал за ними внимательней смотреть, как они будут себя
вести. Ведь у нас время было насыщенно богослужениями.
Знаете, это нужно таких людей показывать как пример для подражания! -
Выразил свое восхищение Митрополит Николай. - Они не пропустили не
одной службы, исповедывались, причащались. А было так, что только
полтора часа между службами оставалось для отдыха».
Владыка Николай рассказал о своем знакомстве еще с 70-х годов XX века с
нынешним архиепископ Иорданским Феофилактом. В те годы, когда Владыка
Николай служил в Иерусалиме, а Феофилакт служил тогда еще послушником в
Свято-Гробском братстве. Блаженнейший Бенедикт, тогда он правил
Иерусалимской Патриархией, попросил устроить послушников по их горячему
желанию в Ленинградскую духовную академию. В те времена было очень
сложно устроить в духовное учебное заведение иностранцев. Но все же
удалось, и двое послушников поехали учиться в Россию. Сейчас один из них
служит на Кипре, а Феофилакт в Вифлееме. «Он хорошо закончил семинарию и
академию, - сказал Митрополит Николай о епископе Феофилакте, - хорошо
владеет русским языком».
Митрополит Николай также отметил то, что событиями в Ижевске, визитом
Святейшего Патриарха и освящением Свято-Михайловского Собора
интересовались арабские православные священники. Владыку об этом просили
рассказать на приеме у мэра Иерусалима.
Митрополиту Николаю особенно запомнилась Божественная литургия в Храме
Гроба Господня, которая
совершалась в ночь на 27 октября, которая сопровождалась песнопениями в
исполнении хора Троице-Сергиевой Лавры.
Рассказывая об этом богослужении, Владыка Николай вспомнил времена,
когда во время его служения на Святой Земле, на праздники – на
Благодатный Огонь, на Пасху, Рождество Христово, приезжали русские
эмигранты из западных стран. Из социалистических стран приезжали только
румыны.
«В
Румынии отношение к Церкви было особое. Меня это заинтересовало, -
отметил Митрополит Николай, - что это за лидер, коммунист такой (Николае
Чаушеску. Был у власти с 1965 по 1989 годы, расстрелян во время
революции 1989 года. Прим. ред.). Страна из лагеря соцстран, а он
единственный, кто целует руку Патриарху. У меня был один знакомый румын.
А у них здесь также есть церковное представительство. У нас были очень
хорошие отношения. Я попросил рассказать его о том, почему такое
отношение к Церкви. Румынский батюшка рассказал о том, что во время
оккупации Румынии немцами Патриарх спас Чаушеску от расстрела.
Меня
спрашивали, - продолжил Владыка Николай о паломниках в Иерусалим в
советские годы, - и греческие архиереи и русские зарубежные: «А где
ваши? Едут со всех стран, а где Россия?». Спрашивали, потому что знали,
что до революции паломников из России были тысячи и тысячи. Ну что
ответишь на это? Я отвечал: «Будет!». Надо мной подсмеивались: «Мы
знаем, как будет, вот уже 200 лет Константинопольской Патриархии под
игом турков. Вот так и у вас, в России будет!». Это всегда слышали и
матушки Елеонские и Гефсиманские. А когда я говорил те слова «Будет!»,
знал, что в России уже хотят закончить с Церковью совсем.
И мне
говорили эти матушки: «Батюшка, мы вспоминаем, что вы говорили «Будет!»
Сейчас
если спросить паломника, откуда они – только и слышишь: из России… Из
России!
На
ночной службе в храме у Гроба Господня был полный храм. Причащали из 15
чаш. На службе Блаженнейший Феофил сказал, что «мы были свидетелями,
сегодня молилось 3 тысячи паломников, и все они из России»! Все
радовались, да и мы радовались тоже»!
«Затем уже у нас, в
Горненской обители, - продолжил рассказ Митрополит Николай, - в
воскресенье мы совершили малое освящение Собора, - это было очень
радостно. На всех службах была матушка Моисея из Елеонского монастыря.
Знаю ее с 1974 года. К нам в Русскую духовную миссию пришла девушка, она
приехала в Иерусалим из Австралии. Она добралась автобусом или на такси
из Телль-Авива и сразу к нам. Я принял ее, выслушал. Ее звали Галя, она
потомок русских, которые давно жили за границей. Ее родители родились
уже в Австралии. Она приехала в Иерусалим, зная, что здесь есть три
женских монастыря. Тогда еще в Гефсимании жила игуменья Тамара,
племянница Императора Николая II.
И вот
матушка осталась у нас, несколько раз ходила на службы. Познакомилась с
матушками из зарубежной церкви, а те ей и говорят, что «куда ты пошла?
Это же коммунисты, это красные безбожники». И Галя тогда осталась в
Гефсимании, в зарубежной церкви. Но я всегда общался с ним. Однажды был
случай, когда на службе Галя тихонько подошла ко мне и говорит, что
матушка Тамара желает, чтобы я подошел к ней, а она была уже старенькая,
на колясочке. Я подошел к ней, старался не подводить их, потому что им
строго было запрещено общаться с нами. Матушка Тамара дала мне крест,
который ей передал в 1948 году Патриарх Алексий I. Потом она говорила
мне, что знала, какое будет отношение к этому кресту, который подарил
«красный» Патриарх».
Митрополит Николай, служа в Удмуртской Епархии, передал этот крест
митрофорному протоиерею Виктору Костенкову. Любопытно, что когда Владыка
Николай приехал вместе с митрофорным протоиереем Виктором Костенковым в
Иерусалим на юбилейные торжества, а о. Виктор был именно с этим
историческим крестом, матушка Моисея и Варвара, увидев, просили этот
крест, однако Владыка Николай о. Виктору переда, чтобы не вздумал отдать
этот крест. Митрополит Николай рассказал еще об Антиминсе, который в
1948 году, во время своего визита в Иерусалим, подписал сам Патриарх
Алексий I. Но неприязнь зарубежниками Российского духовенства привела к
тому, что этот Антиминс после нескольких лет убрали в ризницу. Также
после смерти одной матушки, ее тело похоронили за оградой монастырского
кладбища, только за то, что она взяла благословение у Патриарха Алексия
во время его визита в 1948 году.
«Я
попросил у матушки Тамары, - продолжил Владыка Николай, - как-то этот
Антиминс получить. Она ответила, что постарается, чтобы его передали. И
этот Антиминс, подписанный Патриархом Алексием в храме Марии Магдалины в
Гефсиманском саду мне передали. На этом Антиминсе совершали литургию лет
12. А затем его убрали в ризницу. Этот Антиминс с тех пор был у меня.
И
сейчас, когда освятили келейный храм Марии Магдалины в Норье, этот
Антиминс находится там.
И вот,
та девочка Галя теперь игуменья. И сейчас мы общались и радовались, что
произошло воссоединение нашей Церкви. Но не все этому рады. Есть и
архиереи, есть паства еще такая и в монастырях есть те, кто против
воссоединения. Ясно, что перемены всегда не так легко приживаются. Но в
основном, конечно, все, слава Богу!
В этой
поездке я был настолько счастлив! В этом году исполняется 35 лет, как я
впервые прибыл на Святую Землю. 25 лет – когда меня отозвали с этой
службы. 10 лет, как я посетил юбилей, 150-летие Русской духовной миссии
в Иерусалиме. Тогда Святейший пригласил меня, чему я был очень рад. А в
этом году исполнилось миссии 160 лет! Нам, каждому, подарили панагии с
надписью «160 лет Русской духовной миссии». Их нам вручили в храме Гроба
Господня.
Меня
спрашивали в Иерусалиме, «что изменилось»? Я ответил, что все меняется в
Иерусалиме – и в стране много изменений и в городах, и люди другие.
Единственное, что не меняется тысячелетиями – святыни. Как заходишь с
трепетом ко Гробу Господню – та же благодать, тот же трепет, который был
и 35 лет назад».
Один из
членов делегации, прибывшей на празднование юбилея Русской духовной
миссии в Иерусалиме, в беседе с Митрополитом Николаем отметил, что в
Русской духовной миссии было всего несколько руководителей, в том числе
и Митрополит Николай. Но такого «следа», как Владыка Николай никто не
оставил. Митрополита Николая знают в Иерусалиме все, и евреи, и арабы. А
когда Владыка посещает монастыри, в том числе и Зарубежной Русской
Церкви, то со стороны создается впечатление, что он очень долго там жил,
так его принимают.
«Почему
мы совершили малое освящение Собора, - рассказывает Митрополит Николай,
- а
Соборе
освящен честь всех Святых в земле Российской просиявших, потому, что в
будущем году сюда собирается приехать Святейший Патриарх Алексий, чтобы
освятить его. Этот Собор стоял недостроенным более 100 лет. Его
прекратили строить в 1904 году, когда в России начались нестроения.
В те
времена, когда я служил в миссии, я лазил по этим стенам вместе с
арабами, мы замазывали стены цементом, потому что после сезона дождей,
летом все разрушается. И вот, десять лет тому назад, вырубили там
деревья, которые выросли огромными, отслужили молебен. Приезжал
Святейший и благословил достроить этот храм.
Действительно, и это подчеркивают израильтяне, и наши зарубежники
друзья, говорят, что нет такой души как русская. Нашлись люди с деньгами
и построили Собор. Сейчас он как игрушка. Единственное – что купола еще
не золоченые. Но уже решено, что к визиту Святейшего купола позолотят. И
я до сих пор живу этой радостью. Нет слов, чтобы ее выразить. Освящали
Собор с такой радостью, очень торжественно». – Сказал в заключении
Владыка Николай.
Александр Чураков |