Потрясающий по своей силе фильм. Потрясающий именно своей
глубиной. Церковь показана не как сообщество правильных людей,
говорящих о заповедях, внешне благостных, с крестами, рясками,
платочками и юбочками. Святая вода на Крещение, вербочки на Вербное
Воскресение, яйца на Пасху. Внешнее благочестие - фарисейское
лицемерие, а не искренняя глубокая вера, преображающая человека.
Христианство - это КРЕСТ, исповедничество, мученичество. Нельзя
отдать часть себя, нельзя служить Богу и мамоне одновременно, нельзя
распяться чуть-чуть, нельзя нести крест одной рукой. Вера требует
полной самоотдачи, покаяние - искренней перемены жизни, любовь -
жертвенного самоотречения, только тогда вера станет настоящим
служением, а не методом зарабатывания денег, спокойной жизни или
самолюбования. Вера в несении своего Креста, в сораспятии Сыну Божию,
в внутреннем изменении человека. "Царствие Божие внутрь вас есть". И
рай, и ад открываются человеку уже на Земле.
Современный же человек не ищет покаяния, приходя в Церковь, ищут
утешения, а не Креста. Видя внешнее, удовлетворяются этим, и не
созидают внутреннее. Покаяния (перемена ума, перемена жизни - греч.)
не происходит. За маской добродетели - служение страстям. Лицемерие
фарисеев, распявших Христа. Пример: В Вербное воскресение
большинство людей приходит в храм просто освятить вербу, даже не
посетив службу, а порой уже ближе к вечернему Богослужению А зачем?
Что есть это действие? Встреча Христа, въезжающего в Иерусалим. А
готовы мы к этой встрече? Что мы видим на иконе, Господь, видя эту
встречу отвернувшись, плачет, зная, пройдет несколько дней, и почти
все эти люди будут кричать ему не “осанна”, а “распни Его”. Вот оно
внешнее понимание. И как часто видишь, как приходящие в храм видят
священника, облачение, благолепие храма, а не Христа. И ладно, если
бы это были только что зашедшие в храм, как их называют
новоначальные, младенцы по духу, для них это нормально, а когда это
люди, посвятившие себя Церкви? Как о. Иов в фильме. В конце фильма
перед смертью о. Анатолия, он стал что-то понимать, а подчас в
реальности этого не происходит. Внешнее служение, душевность, а не
духовность, потакание страстям, а не борьба с ними, человекоугодие,
а не Богослужение.
Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Поскольку душа несравненно выше
тела, постольку и душевные добродетели, особенно Богоименные и
Богоподражательные, выше добродетелей телесных, и душевные пороки
тяжелее и пагубнее телесных. Хотя не знаю, почему ускользает это от
разумения многих. Таких пороков, как пьянство, блуд, воровство и
близких к ним, многие остерегаются, боятся и избегают; но равнодушно
смотрят на пороки гораздо более важные, душевные: зависть,
высокомерие, лукавство и корень всех зол - сребролюбие». Для
некоторых, может быть, это будет непонятно и несовместимо, как
поступок в фильме о.Анатолия сжегшего сапоги и одеяло игумена, но
преподобный сказал справедливо, ибо он сравнивает пороки душевные и
телесные.
Интересно, что этот фильм скорее более будет понятен уже для ходящих
в храм людей. Высокую оценку фильму дал Святейший Патриарх Алексий
II.
"Не в силе Бог, а в правде" - говорил святой благоверный князь
Александр Ярославович перед битвой со шведами, получивший после нее
свое прозвание Невский. Говорил 20-летний отрок-князь дружинникам,
ведя их на бой с превосходящими в несколько раз силами противника.
Ищем ли мы Правду Божию, как святой князь, не боимся ли мы
пострадать за нее, или за 30 сребренников, прикрываясь личиной
мнимого благочестия, а то и нагло греша, служим своим страстям,
продаем Христа на распятие?
Сейчас показывают фильмы с громадным количеством убийств, сцен
насилия. Мы смотрим эти фильмы и показываем их своим детям, но
представьте что-то, что происходит в этих злых фильмах, коснулось
вас, смерть близкого, увечье, болезнь, измена? Страшно? Так может
тогда не надо смотреть такие фильмы?
Судя по реакции зрителей, а фильм “Остров” смотрело около 40%
населения России (некоторые не один раз) слезы были не редким
случаем при просмотре. В России еще жива душа, дай Бог только чтобы
внешнее стало и внутренним…
Иерей Александр Хлебников,
Настоятель храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла с.Люк |