Orthodox Messages. Izhiza

Concept and Prices

 

 

Ижица. Православные Вести. Ижевск


Благовест над селом Мостовое

16 апреля 2007
Последний ктитор Свято-Троицкой церкви в селе Мостовое Сарапульского района Иван Порываев - единственный староста в Удмуртии, за безупречную службу награжденный патриархом Тихоном ктиторским сюртуком с серебряными пуговицами. Во времена страшных гонений на церковь Иван Андреевич так и не отдал ключи от храма и хранил их до самой своей кончины. Мечтал староста, что Троицкая церковь снова откроет врата для прихожан. Не на веки же вечные пришли воинственные безбожники, сдернувшие с нее колокола в тридцать седьмом.

Ровно через семьдесят лет на Страстной неделе на колокольню Троицкой церкви подняты семь колоколов, по заказу отлитых кировскими мастерами. Низ бронзового тяжеловеса-благовеста (более тонны) опоясывает надпись: «Дар Президента Удмуртской Республики Александра Волкова и главы Сарапульского района Александра Коробейникова церкви Троицы с. Мостовое по благословению архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая в лето 2007 от Р.Х.». Восстановление одного из самых красивых культовых зданий в старинном русском селе прошло под патронажем первого лица республики. Несколько лет назад позабытый-позаброшенный на десятилетия храм был включен в программу возрождения исторических и культурных памятников.

А история этой сельской церкви не то что особенная, но примечательная. Буквально перед новым 1805 годом вятский владыка Серафим выдал местному иерею Дмитрию Иосифовичу Красноперову шнурозапечатанную книгу для сбора денег по епархии на пять лет на каменный храм Святой Троицы. И вот запестрела та шнурозапечатанная книга записями о пожертвованиях. Только дивился иерей Красноперов, насколько щедры мостовинцы и вся округа, дававшая деньги с легкой душой. Одному из вятских зодчих был заказан проект храма. Вполне возможно, что популярному губернскому архитектору Федору Рослякову, имевшему яркий почерк, развивающий стиль «вятское барокко». Стиль этот не спутаешь ни с чем! Храмы выделяются динамичностью и пластичностью силуэтов, щедрым узорочьем архитектурного декора и общей связью с народной строительной культурой. В рамках «вятского барокко» закреплялась сложнейшая технология каменного строительства.

На самой окраине Мостового задымил кирпичный заводик. Бойко пошла кладка стен и сводов теплой церкви (трапезной) с приделами во имя чудотворца Феодосия Тотемского и преподобного Сергия Радонежского. Мастера расписали стены под светло-зеленый мрамор, а своды... Они получились небесно-голубые, с нарисованными облаками и звездами. Два креста увенчали вызолоченные короны и крепежные цепи. Любуются мостовинцы божьим храмом, приговаривая, что, мол, не зря старались. Пуще глаза берегли прихожане икону «Благовещенье Матери», почитая ее как явленную. Однажды почти до курьеза дошло. Заперли селяне свою святыню под ключ на долгие годы, по потом опомнились и вернули икону в храм.

Подобная любовь, почитание своей восстановленной церкви наблюдается и у современных мостовинцев. Она им сил прибавляет. Кое-кто из школьников обнаружил сходство Троицкого храма с Московским Кремлем. Говорят, реставраторы на старинном кресте не обнаружили ни следа ржавчины. На напольных плитах можно увидеть клейма 1860 года. Под огромным куполом чудом сохранились четыре фрески.

С прошлой недели плывет над селом колокольный звон. И «надлежат те колокола бысть по украшению и благолепствию церковного моления...». Конечно же, религиозные «обязанности» - это в первую очередь. Но и для сугубо мирских дел колокола раньше тоже годились. Гремели набатом во время пожаров, малиновым звоном встречали и провожали важных персон. В колокола били и в зимнюю непогоду, когда вьюга разгуляется. Метельный звон служил маяком для заблудившихся путников. Лет 150 назад в России изобрели даже специальное приспособление - самозвон, позволяющее при сильном ветре подавать колокольные сигналы без звонаря. Издавна колокольному звону приписывалась способность прогонять болезни. Вот и митрополитный звонарь Александр из Трифоновского монастыря, что под Кировом (под его охраной прибыли колокола в Мостовое), сообщил журналистской братии: «Раньше на Руси больные, чтобы излечиться, спали на колокольне». Впрочем, современные научные исследования показали, что звучание колоколов, скорее, не излечивает, а дезинфицирует: в нем присутствуют инфра- и ультразвуковые частоты, обладающие бактерицидными свойствами. Так что явление колокольной дезинфекции - это правда.

"Удмуртская правда"
 

(Home)

Российский Императорский Дом
Архиепископ Ювеналий (в схиме Иоанн). Нетленные мощи его покоятся в Свято-Троицком Соборе г. Ижевска

Send mail with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002-2014 The orthodox businessman Alexander Chourakof. Last modified: 24/07/13