Время молодых
Близ Завьялово работает первая смена 13-го Православного
военно-спортивного лагеря «витязей» во имя Святого мученика
царевича Алексия. В течение недели мальчишки и девчонки в
возрасте от 12 лет постигают премудрости полевой жизни, русского
военного искусства и нравственных основ.
История движения «витязей» насчитывает уже почти столетие, за
это время оно охватило многие страны. В Удмуртии же первые сборы
«витязей» состоялись 13 лет назад, и с тех пор летние лагеря
посетили сотни человек не только из нашей республики, но и из
других регионов. О том, насколько значимой в жизни молодых людей
становится школа «витязей», говорит простой факт: многие из тех,
кто приезжал сюда детьми, возвращаются, чтобы стать
инструкторами, наставниками для следующего поколения.
Сегодня старшие «витязи» - это люди разных профессий, но
непременно прошедшие службу в армии (некоторые побывали в
«горячих точках»). Дети, как правило, из православных семей
(многие посещают воскресную школу), но чистота помыслов ценится
здесь выше, чем религиозность. Все тринадцать лет во главе
движения стоит священник Александр Хлебников. Он - и начальник
лагеря «витязей», и духовный пастырь (хотя раньше отец Александр
преподавал рукопашный бой и до сих пор может показать пару
приемов, сейчас даже в камуфляже он остается православным
священником). В организации лагеря приняли участие
Государственный комитет УР по делам молодежи, Администрация
Завьяловского района, МЧС УР, спецподразделение «Кречет» и
благотворители - коммерческие организации.
В минувшую субботу автобусы привезли детей и их родителей на
огромную, залитую солнцем поляну, которую с трех сторон
обступает лес. Возбужденные от ощущения свободы и запаха трав
подростки кое-как построились на поляне. Здесь их разбили на
отряды по 25 человек. По команде отца Александра, улыбчивого
молодого человека в ладно сидящем камуфляже, мальчишки и
девчонки бросились занимать палатки. Кому-то достались
маленькие, четырех- и шестиместные. Большинство же юношей
оказались в огромной, защитного цвета палатке на сорок мест.
Пока родители критически оглядывают территорию лагеря и
обмениваются впечатлениями (видно, что все довольны), ребята
раскладывают вещи, тут же знакомятся. Все здесь построено на
доверии - в лагере нет ни одного замка. Тем не менее случаев
воровства не случалось ни разу. Отец Александр переоблачается из
камуфляжного костюма в священническое одеяние и объявляет общий
сбор. На краю поляны стоит столб с прикрепленной к нему иконой,
завершающийся крестом (лагерь был освящен еще накануне, а этот
столб на все время смены станет его духовной осью, символом
православной церкви).
Открывая лагерь, отец Александр проводит молебен. Многие малыши
крестятся неловко, забывая снять кепки, но старшие ребята
повторяют за священником слова молитвы убежденно. За спинами
детей стоит дружина старших «витязей» - инструкторы лагеря.
Мужчины-воины со спокойными, светлыми лицами. Только когда они
через полчаса в шутку затеют рукопашный бой, станет понятно,
какой грозной силой они обладают. Тут же назначаются первые
наряды: помощь на военно-полевой кухне обязательна и для
девушек, и для юношей, и воспринимается не как повинность, а как
приключение (принести воды из лесного родника, сварить еду в
котлах над костром - занятия, будоражащие воображение юных
горожан). Девчонки будут помогать профессиональному повару в
приготовлении еды, мальчишки - в чистке котлов. Уже спустя
несколько минут «витязи» рубили дрова и чистили картошку, причем
наколоть дров вызвалась девушка Полина (в лагере она уже второй
год).
Автобусы увезли родителей в город. А в центре лагеря началась
обычная жизнь молодых людей на отдыхе. Девушки в бикини
загорали, непоседы-мальчишки исследовали территорию, которая на
неделю станет их домом, и просили у инструкторов разрешения
пострелять из винтовок. От обычных школьников, съехавшихся в
оздоровительный лагерь, их отличали разве что крестики на
шнурках. Но вместо вожатых их окружали молодые люди в камуфляже
с боевым оружием - это означает и другой уровень дисциплины, и
иное наполнение времени. В распорядке дней «витязей» - не только
литературные конкурсы и исторические викторины, но и чемпионаты
по разным видам спорта - от волейбола до армрестлинга, и
военно-спортивные игры, и тренировки по рукопашному бою. Причем
девушки участвуют во всех состязаниях и занятиях наравне с
молодыми людьми. В остальное время проводятся молебны и занятия
по военной истории. «Выходит, в лагере учат, что добро должно
быть с кулаками?» - задала я прямой вопрос отцу Александру. И
получила ответ: «Силы у этих молодых людей в избытке. Важно
научить их использовать ее на добро, а не на разрушение».
Но хотя в лагере действуют спортивная и армейская дисциплина и
церковное послушание, военной муштры в том значении, которое
иногда вкладывают в это понятие, быть не должно, уверен отец
Александр, потому что это может только испортить ребенка,
отвратить от государственной службы. В лагере создается
атмосфера военной романтики. Силу тела в православном
военно-спортивном лагере учат уважать так же, как силу духа. А
самым страшным наказанием становится отчисление и отправка в
город - поводом для этого может стать курение или сквернословие.
Несмотря на то, что жизнь в лагере построена на основах
православной духовности, здесь нет и намека на ханжество или
обращенность в день вчерашний. В этом году даже появилось
нововведение: каждый день в интернет выкладываются фотоотчеты о
жизни лагеря. У отца Александра была идея поставить на
территории лагеря веб-камеру, чтобы пользователи интернета могли
в реальном времени наблюдать за происходящим там, но пока это не
удалось.
Воспитанники и инструкторы держатся на дружеской ноге. После
завершения смены они зачастую продолжают общаться: встречаются в
своих родных городах или поселках, переписываются по электронной
почти и СМС, созваниваются - в общем, становятся нужными друг
другу людьми, готовыми поддержать друг друга в любое время.
Возможно, это и есть основа того братства, которое станет
связующим звеном между непобедимой воинской Русью и Россией
сегодняшней.
Алиса ЧУДОВА
"Удмуртская
правда"
|