К началу XX века в Ижевском заводе уже было шесть храмов,
среди них Свято-Троицкая кладбищенская церковь, построенная по проекту С. Е.
Дудина еще в 1814 г. Церковь эта, перестроенная в 1852-1967 гг., к 1905 г.
нуждалась в серьезном ремонте. О плачевном состоянии храма в тот период
свидетельствуют архивные документы. Благочинный Ижевских церквей, протоиерей
Василий Успенский, в рапорте в Вятскую Духовную Консисторию писал, что
кладбищенская церковь /…по своей тесноте становится решительно непригодной
для молящихся/, а между тем в ней каждодневно совершается отпевание всех
умерших жителей села с 40-тысячным населением. Потому количество отпеваемых
одновременно /достигаетъ 10 и больше, такъ что половина церкви нередко
бываетъ занята гробами и для живыхъ остается мало места/.
Неудовлетворительные санитарные условия (/старой храмъ при отпеванiи
умершихъ пропитался мiазмами…/), тесноту, обусловленную постоянным ростом
числа прихожан и вместе с тем устаревшей проектировкой здания, легко себе
представить, читая рапорт священника кладбищенской церкви Василия Олюнина:
/…а главное – купола над нею (церковью – И. Т.) нетъ, в следствiе чего
духота бываетъ страшная и сырость въ Церкви, особенно въ праздники…/.
Надо отметить, что сложности возникли и с Троицким кладбищем: по сведениям,
приводимым известным исследователем Е. Ф. Шумиловым, оно было своего рода
/престижным/, т. к. при нем был храм и располагалось оно на горе, и уже к
1875 г. здесь было захоронено 55317 человек.
Ситуацию необходимо было менять. Задумали расширение храма, даже начали сбор
средств для этого дела…Но вскоре стало понятным, что целесообразнее
построить новый храм на другом кладбище.
Такой и должна была стать новая Успенская церковь, строительство которой
началось по приговору Ижевско-Заречного волостного схода от 27 сентября 1910
г. на Николо-Покровском погосте. С 1850 г. здесь была часовня во имя Покрова
Пресвятой Богородицы, отпевание же совершалось в заречных храмах Св. Николая
(1859 г.) и Покровском (1903 г.). Отсюда и название кладбища.
Строительный комитет, в который вошли как рядовые рабочие, так и чиновники,
купцы, фабриканты и священнослужители, возглавил 45-летний токарь оружейного
завода Флегонт Власьевич Шишкин. По данным Е.Ф. Шумилова, то был человек
горячей веры, который, несмотря на свою неграмотность, весьма уважаем и
несколько раз избирался церковным старостой. /В 1930-е годы Ф. В. Шишкина
неоднократно арестовывали и до прашивали органы НКВД, обвиняя его в
/фанатизме/ при защите храмов Ижевска от закрытия и уничтожения.
Постановлением от 10 января 1939 года Ф. В. Шишкина все же освободили,
/учитывая, что он из рабочих, производственный стаж 59 лет, на пенсии,
дряхлый старик/ (Е. Ф. Шумилов. Неугасимая лампада. Ижевск, 1999).
Утвержденный епархиальными властями, комитет начал сбор средств, надеясь,
/что служащiе и рабочiе, не отказавшiе построить такiе богатые храмы, какъ
Михайловскiй и Покровскiй, не откажутъ помочь постройке предполагаемаго
деревяннаго, небольшаго, сравнительно храма/ (из рапорта благочинного
Ижевских церквей в Сарапульское Духовное Правление от 7 декабря 1910 г. ЦГА
УР, Ф. 245, Оп. 1, Д. 5158, Лл. 6-6 об.). Для этих целей производились сборы
за места на кладбище, а начальство местного казенного завода позволило, с
согласия рабочих, производить отчисления на строительство по 1 копейке с
заработанного рубля.
Автором проекта храма стал губернский архитектор Иван Аполлонович Чарушин
(1862-1945), который работал и над созданием грандиозного Михайловского
Собора. И, наконец, по благословению Преосвященнейшего епископа
Сарапульского Мефодия 3 июля 1911 г. была произведена закладка храма во имя
Успения Божией Матери.
Ирина Трифонова
|