| |
|
Дивная обитель
|
Смуглые от времени деревянные избы, заборы, свежие новострои, серенькие курочки, деревенские беспородные кисы… Домики-домишки вдоль проселочной дороги, окошки в наличниках. Между рамами – прошлогодняя вата, бумажные цветы, пасхальные писанки… Где, может, мелькнет за куцей занавеской икона в углу, а в остальном все обычно. Посмотришь и задумаешься: отчего только сельцо это зовется так мудрено – Дивеево? |
Пыль да подорожник, речка не речка - так, что и название у прохожего спросить лень. Блестит, как тусклое серебро, тихо так. А за прибрежным ивняком вдали – серые купола. Манят к себе – будто беззвучный благовест рябью по воде до сердца добежал. Откликаясь, сбежишь с дороги в овраг, выберешься по мокрой траве, встанешь во весь рост… Дивен Бог во святых Его! Дивны обители земли русской! Стоят храмы над водой строгие, молчаливые, тянутся в небо золочеными крестами. Дух захватывает от близости их величия, и шелохнуться боишься: вдруг малейшее движение нарушит что в этом видении – мигом и воздух станет менее прозрачным, очертания колокольни менее ясными, уйдет сердечный трепет и
обратиться все в хмурый провинциальный пейзаж. А между тем места эти прославлены подвигами многих угодников Божьих и избраны Самой Царицей Небесной наряду с уделами Ее – Иверией, Афоном, Киевом. Еще во второй половине XVIII в. началась эта история. Около 1760 г. в Киево-Флоровский монастырь прибыла богатая дворянка, молодая вдова полковница Агафья Семеновна Мельгунова. Здесь она приняла монашество с именем Александры и вскоре, по Божьему промыслу, сподобилась видеть Пресвятую Богородицу, указавшую: «…Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу… прославлю имя Мое там… осную такую обитель великую Мою, на которую низведу
Я все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: с Иверии, Афона и Киева». По совету старцев монастыря и с благословения своего духовника мать Александра отправилась в странствие, сведений о котором не сохранилось… По показаниям старожил, шла она из г. Мурома в Саровскую пустынь, не доходя 12 верст, остановилась на отдых в с. Дивееве. Здесь-то и явилась ей вновь Богородица, сказав: «…это четвертый жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу…». Вскоре трудами матушки Александры явилась здесь женская общинка, стала расти. Тогда-то духовное попечение о дивеевских сестрах и взяли на себя Саровские
старцы, среди которых был преподобный Серафим, угодник Божий, чтимый ныне всею Россией. Слова же Пресвятой Богородицы исполнились и исполняются по ныне: в начале XX в. был здесь уже необычайно большой женский Свято-Троицкий монастырь, в котором подвизалось около тысячи насельниц. Как говорил неустанный труженик о нуждах ее батюшка Серафим, «еще не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра…». В 1903 г. Святую обитель по случаю торжеств, связанных с обретением мощей прп. Серафима, посетила царская чета. Николай II был в числе несущих раку в Свято-Троицкий собор. Здесь же Царственным супругам случилось услышать пророчество о
предстоящем рождении сына и о их будущем мученичестве: блаженная Паша Саровская приняла их в своей избушке и, усадив на пол, много говорила им тогда непонятого никем… А в дорогу, говорят, подала Императрице лоскут кумача со словами: «Вот тебе сынишке на красные штанишки… Родится наследник – всему поверишь»... А помнит ли читатель строки, написанные непрестанно поминаемым А. С. Пушкиным в период болдинской осени 1830 г.: «Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт»? Поверьте на слово, занятные строки. Говорят (и об этом на Центральном телевидении был спецрепортаж), пушкинисты знают, как наш Александр Сергеевич
провел каждый свой день, а вот после 31 августа 1830 г. есть в его биографии белое пятно, размером в 9 дней… Это дает повод к домыслам, оставляет за исследователями право предполагать что бы то ни было. Так или иначе, Болдино, Нижегородское имение родственников А. С. Пушкина, находилось очень недалеко от Сарова и Дивеева, и ныне паломников встретит у дороги к монастырю указатель «Болдино». Потому появляется и повод думать, что славный поэт посещал сии святые места, а может статься, и с самим преподобным встречался за два года до кончины того… Тогда, возможно, строка известного стихотворения несколько изменится: «И внемлет арфе Серафима…»? Увы, не все мы можем узнать. Но очень
многое из истории обители прекрасно было описано в начале XX в. архимандритом Серафимом (Чичаговым) в летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Работа эта была недавно переиздана, и теперь благочестивые читатели могут найти ее в продаже на территории монастыря. Но книге редко удается передать живое чувство святыни. Купола над водой, почти осенняя прозрачность воздуха, неустанные богомольцы, десятки трепетных лампад над ракой батюшки Серафима, ручные совсем голуби и монастырская каша... Святая Канавка, по которой, по завету Самой Матери Божией, и детей малых в колясках везут с молитвой, святые источники, к которым со всей России едут за исцелением. Жаль душу, которая не услышит,
не коснется душою благодати дивных мест сих. А кого сподобил Господь, так тем и дома еще долго-долго слышится станет беззвучный благовест, зыбью речной коснувшийся сердца. Ирина ТрифоноваUp |
| |
|