Home Статьи, публикации Публицистика Епископ Сарапульский Амвросий

Основные темы газеты

Вести Вконтакте

Епископ Сарапульский Амвросий

Епископ Сарапульский Амвросий Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (в миру Василий Гудко).

Память священномученика Амвросия, епископа Сарапульского совершается 27 июля (9 августа) в день его мученической кончины, 4 (17) октября - в день празднования Собора всех Казанских святых, а также - 7 февраля (25 января), когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Предисловие

Алексей Коробейников: За всю историю России и Русской Православной церкви появилось некоторое количество людей, которых стали называть святыми. Про них написаны книги, изображения святых мы видим на иконах. А кто же они, святые?
Открыв словарь, читаем, что святой – это «проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный», а также «обладающий божественной благодатью». Благодать, в свою очередь, – это «ниспосланная свыше сила». Таким образом, святые – это наши небесные покровители, заступники. К ним мы обращаемся в молитвах. Они обладают силой особого заступничества перед Господом за нас.

Все святые когда-то жили среди людей и до некоторого времени сами были обыкновенными людьми. Они испытывали мирские соблазны и порой жили не по Заповедям. Но потом в их судьбе произошло нечто небывалое. После этого они и сами начали жить по-другому, и люди вокруг них тоже изменились.
Каждый из тех, кого назвали святым, совершил свой духовный подвиг, своё духовное преображение. С определённого момента они стали существовать не ради себя, а для других. Кто-то начал своё служение с самого детства, кто-то в зрелом возрасте, а иные лишь накануне смерти…
Первые святые сопровождали Иисуса Христа в его земной жизни. Об этих событиях, которые произошли почти две тысячи лет назад, мы знаем из Евангелий, то есть жизнеописаний Христа. Они также подтверждаются и данными археологических раскопок на территории Израиля.
Первые святые на Руси жили более тысячи лет назад. Правда, в то время никто святыми их не называл, ибо значение их подвига люди поняли гораздо позднее. Как историк замечу, что не всегда есть возможность с полной определённостью установить точную дату рождения или объявления святым, то есть канонизации, того или иного нашего предка. Существуют и некоторые разночтения в жизнеописаниях святых, живших в древности. В самом деле, даже рассказывать о своей жизни в разных компаниях каждый из нас будет немного по-иному. А что уж говорить о биографиях людей, которые составлялись через столетия после того, как они прекратили свой земной путь!
Однако для тех, кто разделяет духовные ценности христианства, важнее, наверное, не буква, а именно дух, который присутствует в рассказах о людях святой жизни. Эти рассказы имеют для нас большое нравственное и воспитательное значение. Мы, как бы, чистим свою душу, размышляя о жизни святых.
Наверное, при чтении этих текстов нам следует задумываться: отчего тот человек поступил именно так? Что подвигло его на такой поступок? А как бы я повёл себя в аналогичной ситуации?
+++
Амвросий Сарапульский

Герой нашего повествования, который в миру звался Василий Иванович Гудко, родился 28 декабря 1867 г. на Западе Российской империи, в Люблинской губернии. Сейчас это территория Польской Республики.
В 1893 г. он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и получил степень кандидата богословия. Тогда же он принял монашеский постриг с наречением имени Амвросий и был назначен на должность заведующего Катехизаторского миссионерского училища на Алтае. В октябре 1897 года иеромонах Амвросий был назначен начальником Духовной миссии в Корее с возведением в сан архимандрита.
В те годы Дальний Восток, выражаясь газетным языком, представлял собой очаг международной напряжённости. На политическое поле выходил новый «игрок», новый империалистический хищник. Это была Япония. Маленькое островное государство с вековыми традициями самурайства и агрессии стремилось подчинить своему влиянию Китай, Корею и островные государства, которые должны были служить источником природных ресурсов и дармовой рабочей силы.
Угрожала Япония и нашим дальневосточным территориям. В наших прибрежных водах японцы стремились вычерпывать рыбные запасы, зарились на остров Сахалин и другие территории. Для защиты рубежей страны российское правительство держало там армию, и скрытое противодействие, в конце концов, вылилось в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.
Япония ускоренным темпом создавала военно-морской флот, заказывая корабли и пушки за рубежом. Русский флот на Тихом океане тоже был, но для эффективного действия ему нужны были базы для ремонта и снабжения. К 1898 г. Россия достигла договорённости с Китаем об аренде Ляодунского полуострова, где была создана наша военно-морская база Порт-Артур. С Российской стороны к ней была построена по территории Китая Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), которая соединила новую базу с Забайкальем и Владивостоком.
Именно для духовного окормления русских дипломатов, купцов, моряков и строителей, которые работали на Дальнем Востоке, а также для христианизации дружественного корейского населения, в столице Кореи, городе Сеуле, и была создана Православная духовная миссия. Однако, под давлением японцев, первый состав миссии не был пропущен корейской стороной через границу и в Сеул не попал. Вскоре архимандрит Амвросий был отозван с Дальнего Востока и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве.
Впоследствии, он несколько лет служил в западных губерниях Российской империи, и в 1904 г. стал епископом Кременецким.
В этот период своей жизни его Преосвященство проявил себя не только как заботливый пастырь и управитель епархии, но и как церковный писатель и историк.
Приведём список его печатных работ за тот период:
Идеал христианской жизни и средства к его достижению. Почаев, 1902;
Молдавский старец Паисий Величковский, 1722-1764. Почаев, 1902;
Мои наблюдения и размышления по поводу первой своей архиерейской поездки по Волынской епархии. Почаев, 1905;
Слово на день Трех Вселенских святителей. Почаев, 1905;
Несколько мыслей по церковно-школьному делу. Почаев, 1906;
По селам Волыни. Почаев, 1907.

Пятилетний период с 1902 по 1907 г., которым датированы перечисленные публикации Владыки Амвросия, можно было бы назвать революционным для отечественной истории. В самом деле, развитие капитализма, строительство заводов и железных дорог требовало всё больше новых работников. А крестьянин, член общины, бросать своё хозяйство и в город идти не спешил. К тому же, множество общин и не отпускали своих членов в город, ибо всё ещё несли солидарную ответственность по выкупным платежам за землю, полученную в ходе отмены крепостного права в далёком 1861 г. Царский трон в тот период, что называется, сильно шатался, и правительство видело выход в том, чтобы устроить «маленькую победоносную войну» с Японией. Война эта, как известно, вылилась в крупное поражение: в ходе ожесточённых боёв Россия потеряла Тихоокеанский флот, а Южный Сахалин и крепость Порт-Артур были сданы противнику. Притом, военные расходы легли на плечи народа, ухудшая его благосостояние. Как итог – по стране начались крестьянские волнения, забастовки и манифестации. Самым известным событием стало шествие рабочих Петербурга 9 января 1905 г. Заводчане требовали отстранения от власти коррумпированных чиновников и передачи многомиллионных военных заказов не иностранным фирмам, а отечественным предприятиям. Эта мирная демонстрация, как известно, была расстреляна и вошла в нашу историю под именем «кровавого воскресенья».
В тот период тысячи рабочих и крестьян, мобилизованных в армию, научились обращению с оружием, а на вооружении криминальных группировок впервые появился такой предмет, как ручная граната-лимонка. Страну захлестнула волна преступности. Причём, как говорили, где кончается революционер, и начинается бандит, понять было совершенно невозможно.
Именно в тот период были учреждены и военно-полевые суды, печально известные «тройки» из числа офицеров, которые рассматривали дела в ускоренном и упрощённом порядке; они выносили и исполняли смертные приговоры в течение суток. Смертная казнь стала настолько обыденным явлением, что виселицу называли «столыпинский галстук». Тем не менее, криминогенную обстановку тогда удалось улучшить и стабилизировать.
Разумеется, кроме репрессивных мер, свою роль должно было сыграть и мирное увещевание ниспровергателей устоев государства. Думается, герой нашего повествования вполне преуспел на поприще проповеди и убеждения «смутьянов» в приграничных областях России. Об этом сами за себя говорят хотя бы названия его книг. И не случайно в феврале 1914 г. епископ Амвросий занимает кафедру в Прикамском уездном городе Сарапуле. Напомним, что в тот период в уезд входили, в основном, территории с русским населением. Здесь, кроме купеческого города Сарапула, который был крупнейшим центром производства обуви в России, располагались казённые заводы: Ижевский оружейно- металлургический и Воткинский, где строили паровозы, пароходы и мосты. Забастовки тогда не обошли и наш край.
Излишне подчёркивать, что оба заводских посёлка «кишели» пролетариями, здесь были подпольные ячейки сразу нескольких революционных партий. Заводские коллективы были весьма уязвимы с точки зрения организации бунтов и беспорядков. Известно, что люди, чей мозг затуманен алкоголем, легко превращаются в обезумевшее стадо погромщиков, а алкоголик, как и всякий иной наркоман, за дозу пьянящего зелья, за стакан водки, что называется, не только Родину, но и маму родную продаст… Но таковые эксцессы на казённых заводах были совершенно недопустимы в условиях надвигающейся Мировой войны.
Владыка Амвросий немедленно организовал Сарапульское уездное общество трезвости. Он был инициатором проведения праздников трезвости. Этот смелый проповедник обличал пороки, активно боролся с пьянством, распространением сектантства. Епископ был горячо любим своей паствой.
Епископ Амвросий Сарапульский
Не всем, однако, его работа пришлась по душе. С одной стороны, трезвый рабочий трудится производительнее. С другой стороны, падает доход местных олигархов, завязанных на алкогольный бизнес. Поясним тезис примером.
Современные журналисты с умилением пишут про купца Бодалёва: его пивоваренный завод стоял на самом берегу Ижевского пруда (позднее в этом здании был Ижевский Индустриальный техникум). Этот предприниматель-де обильно жертвовал и на церкви, и на больницы, и на бедных-неимущих. Производимые им вина, будто бы получали медали на заграничных выставках и т.п.
Всё так; в самом деле, часть полученного от ижевцев дохода он им возвращал. Но, посмотрим на вопрос объективно: кто этих самых ижевцев больными делал? Именно с завода Бодалёва неочищенные стоки лились в пруд, который был источником водоснабжения для большинства горожан. Говорят, что он производил вино. Напомним, однако, читателю, что вино это было хлебное: так в старое время называли водку! И никакой выставки водок (именно водок, ибо виноградных вин Бодалёв не делал) в итальянском городе Ливорно, откуда Бодалёв будто бы получил медаль, что красуется у него на водочной этикетке, быть не могло. Вопрос этот специально изучался ижевским краеведом Е.Ф. Шумиловым. И кто ижевцев делал неимущими, кто держал по городу и уезду множество «забегаловок», позволяя там рабочим пропиваться до последних штанов? То-то и оно…
***
Следует сказать несколько слов об истории трезвеннического движения в России и Ижевске того периода. Общество трезвости Александро-Невского Собора Ижевского завода известно было с 1890-х годов. В газете Вятские губернские ведомости того периода можно прочитать о деятельности общества, о поставленных им концертах и пр. Однако, дела в нём шли, что называется, «ни шатко, ни валко»: массовые праздничные запои, пьяная поножовщина и прогулы работы были в заводском посёлке обычным явлением. Да и по всей стране пьянство либо трезвость были, так сказать, личным делом каждого.
У нас любят сравнивать те или иные экономические показатели с данными на 1913 год; он считается вершиной развития индустрии и сельского хозяйства дореволюционной России. Это так и есть, но государственные инвестиции в развитие страны были оплачены дорогой ценой, а именно за счёт поступления 900 миллионов рублей от винной монополии. Бюджет 1913 года даже называли «пьяным». Водку тогда сделали максимально доступной для народа. И, как следствие, катастрофически возросла смертность от запоев, преступность и производственный травматизм. Многие сельские общества обращались к Царю с ходатайствами о закрытии кабаков. Тем не менее, и в бюджете на 1914 год водочный доход был заложен в объёме одного миллиарда рублей.
Много это или мало? Если полагать, что треть 150-миллионной России составляли люди пьющие, то всего-то выходит по 20 рублей с человека в год, что было сравнимо с месячной зарплатой рабочего. Но, заметим, что на 1914 год государственный долг России составлял почти 9 миллиардов рублей, и на выплату процентов по нему уходило до четверти госбюджета!1 Госдолг был, так сказать, отсроченной угрозой, а пьянство было угрозой действительной: наши военные деятели помнили, как в период войны с Японией 1904-1905 годов целые волости и уезды неделями пребывали в пьяном угаре и срывали планы мобилизации. Поэтому, водочным доходом пришлось пожертвовать перед лицом неминуемого военного поражения России.
Так, волей обстоятельств, борьба с алкоголизацией сделалась частью государственной политики накануне Первой Мировой войны. Прежде всего, ещё в мае 1914 г. традиционную ежедневную чарку водки перестали выдавать солдатам, а офицеров стали наказывать за появление в пьяном виде где бы то ни было. Полковым врачам и священникам вменялось в обязанность проводить работу по пропаганде трезвости среди солдат и офицеров.
18 июля 1914 г., когда стало ясно, что Россия будет участвовать в войне, император Николай II предоставил право местным органам самоуправления по их усмотрению и под их ответственность закрывать алкогольную торговлю. И в течение трёх дней по всей России торговля алкоголем была почти полностью прекращена.
19 августа Россия вступила в Мировую войну. «Сухой закон» был установлен сначала на период мобилизации и в районах мобилизации, а потом и до окончания войны действовал по всей территории страны.
29 августа Русская Православна Церковь устанавливает Всецерковный праздник трезвости в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Разумеется, праздник этот широко отмечался и в Сарапульской епархии под управлением епископа Амвросия. А его деятельность по отрезвлению народа имела непосредственное отношение к защите Отечества.
Достаточно упомянуть, что все представители инженерно-руководящего состава Ижевского оружейного завода носили офицерские звания, а рабочие были объявлены «ратниками запаса» и стали носить на головных уборах «ополченские кресты».
Борьба с пьянством в то период дала немедленные положительные результаты: в целом по стране производительность труда повысилась примерно на 10%, а прогулы сократились почти на треть!
Владыка Амвросий в период служения в наших краях приобрёл известность как яркий и страстный публицист патриотической направленности. Широко известна его проповедь, опубликованная в журнале «Вятские епархиальные ведомости» 31 июля 1914 г.
Пятилетний период с 1902 по 1907 г. которым датированы перечисленные публикации Владыки Амвросия, можно было бы назвать революционным для отечественной истории. В самом деле, развитие капитализма, строительство заводов и железных дорог требовало всё больше новых работников. А крестьянин, член общины, бросать своё хозяйство и в город идти не спешил. К тому же, множество общин и не отпускали своих членов в город, ибо всё ещё несли солидарную ответственность по выкупным платежам за землю, полученную в ходе отмены крепостного права в далёком 1861 г.
Царский трон в тот период, что называется, сильно шатался, и правительство видело выход в том, чтобы устроить «маленькую победоносную войну» с Японией. Война эта, как известно, вылилась в крупное поражение: в ходе ожесточённых боёв Россия потеряла Тихоокеанский флот, а Южный Сахалин и крепость Порт-Артур были сданы противнику. Притом, военные расходы легли на плечи народа, ухудшая его благосостояние. Как итог – по стране начались крестьянские волнения, забастовки и манифестации. Самым известным событием стало шествие рабочих Петербурга 9 января 1905 г. Заводчане требовали отстранения от власти коррумпированных чиновников и передачи многомиллионных военных заказов не иностранным фирмам, а отечественным предприятиям. Эта мирная демонстрация, как известно, была расстреляна и вошла в нашу историю под именем «кровавого воскресенья».
В тот период тысячи рабочих и крестьян, мобилизованных в армию, научились обращению с оружием, а на вооружении криминальных группировок впервые появился такой предмет, как ручная граната-лимонка. Страну захлестнула волна преступности. Причём, как говорили, где кончается революционер, и начинается бандит, понять было совершенно невозможно.
Именно в тот период были учреждены и военно-полевые суды, печально известные «тройки» из числа офицеров, которые рассматривали дела в ускоренном и упрощённом порядке; они выносили и исполняли смертные приговоры в течение суток. Смертная казнь стала настолько обыденным явлением, что виселицу называли «столыпинский галстук». Тем не менее, криминогенную обстановку тогда удалось улучшить и стабилизировать.
Разумеется, кроме репрессивных мер, свою роль должно было сыграть и мирное увещевание ниспровергателей устоев государства. Думается, герой нашего повествования вполне преуспел на поприще проповеди и убеждения «смутьянов» в приграничных областях России. Об этом сами за себя говорят хотя бы названия его книг. И не случайно в феврале 1914 г. епископ Амвросий занимает кафедру в Прикамском уездном городе Сарапуле. Напомним, что в тот период в уезд входили, в основном, территории с русским населением. Здесь, кроме купеческого города Сарапула, который был крупнейшим центром производства обуви в России, располагались казённые заводы: Ижевский оружейно-металлургический и Воткинский, где строили паровозы, пароходы и мосты. Забастовки тогда не обошли и наш край.
Излишне подчёркивать, что оба заводских посёлка «кишели» пролетариями, здесь были подпольные ячейки сразу нескольких революционных партий. Заводские коллективы были весьма уязвимы с точки зрения организации бунтов и беспорядков. Известно, что люди, чей мозг затуманен алкоголем, легко превращаются в обезумевшее стадо погромщиков, а алкоголик, как и всякий иной наркоман, за дозу пьянящего зелья, за стакан водки, что называется, не только Родину, но и маму родную продаст… Но таковые эксцессы на казённых заводах были совершенно недопустимы в условиях надвигающейся Мировой войны.
Владыка Амвросий немедленно организовал Сарапульское уездное общество трезвости. Он был инициатором проведения праздников трезвости. Этот смелый проповедник обличал пороки, активно боролся с пьянством, распространением сектантства. Епископ был горячо любим своей паствой.
Не всем, однако, его работа пришлась по душе. С одной стороны, трезвый рабочий трудится производительнее. С другой стороны, падает доход местных олигархов, завязанных на алкогольный бизнес. Поясним тезис примером.
Современные журналисты с умилением пишут про купца Бодалёва: его пивоваренный завод стоял на самом берегу Ижевского пруда (позднее в этом здании был Ижевский Индустриальный техникум). Этот предприниматель-де обильно жертвовал и на церкви, и на больницы, и на бедных-неимущих. Производимые им вина будто бы получали медали на заграничных выставках и т.п.
Всё так; в самом деле, часть полученного от ижевцев дохода он им возвращал. Но, посмотрим на вопрос объективно: кто этих самых ижевцев больными делал? Именно с завода Бодалёва неочищенные стоки лились в пруд, который был источником водоснабжения для большинства горожан. Говорят, что он производил вино. Напомним, однако, читателю, что вино это было хлебное: так в старое время называли водку! И никакой выставки водок (именно водок, ибо виноградных вин Бодалёв не делал) в итальянском городе Ливорно, откуда Бодалёв будто бы получил медаль, что красуется у него на водочной этикетке, быть не могло. Вопрос этот специально изучался ижевским краеведом Е.Ф. Шумиловым. И кто ижевцев делал неимущими, кто держал по городу и уезду множество «забегаловок», позволяя там рабочим пропиваться до последних штанов? То-то и оно…
+++
Следует сказать несколько слов об истории трезвеннического движения в России и Ижевске того периода. Общество трезвости Александро-Невского Собора Ижевского завода известно было с 1890-х годов. В газете «Вятские губернские ведомости» того периода можно прочитать о деятельности общества, о поставленных им концертах и пр. Однако, дела в нём шли, что называется, «ни шатко, ни валко»: массовые праздничные запои, пьяная поножовщина и прогулы работы были в заводском посёлке обычным явлением. Да и по всей стране пьянство либо трезвость были, так сказать, личным делом каждого.
У нас любят сравнивать те или иные экономические показатели с данными на 1913 год; он считается вершиной развития индустрии и сельского хозяйства дореволюционной России. Это так и есть, но государственные инвестиции в развитие страны были оплачены дорогой ценой, а именно за счёт поступления 900 миллионов рублей от винной монополии. Бюджет 1913 года даже называли «пьяным». Водку тогда сделали максимально доступной для народа. И, как следствие, катастрофически возросла смертность от запоев, преступность и производственный травматизм. Многие сельские общества обращались к Царю с ходатайствами о закрытии кабаков. Тем не менее, и в бюджете на 1914 год водочный доход был заложен в объёме одного миллиарда рублей.
Много это или мало? Если полагать, что треть 150-миллионной России составляли люди пьющие, то всего-то выходит по 20 рублей с человека в год, что было сравнимо с месячной зарплатой рабочего. Но, заметим, что на 1914 год государственный долг России составлял почти 9 миллиардов рублей, и на выплату процентов по нему уходило до четверти госбюджета! Госдолг был, так сказать, отсроченной угрозой, а пьянство было угрозой действительной: наши военные деятели помнили, как в период войны с Японией 1904-1905 годов целые волости и уезды неделями пребывали в пьяном угаре и срывали планы мобилизации. Поэтому водочным доходом пришлось пожертвовать перед лицом неминуемого военного поражения России.
Так, волей обстоятельств, борьба с алкоголизацией сделалась частью государственной политики накануне Первой мировой войны. Прежде всего, ещё в мае 1914 г. традиционную ежедневную чарку водки перестали выдавать солдатам, а офицеров стали наказывать за появление в пьяном виде где бы то ни было. Полковым врачам и священникам вменялось в обязанность проводить работу по пропаганде трезвости среди солдат и офицеров.
18 июля 1914 г., когда стало ясно, что Россия будет участвовать в войне, император Николай II предоставил право местным органам самоуправления по их усмотрению и под их ответственность закрывать алкогольную торговлю. И в течение трёх дней по всей России торговля алкоголем была почти полностью прекращена.
19 августа Россия вступила в Мировую войну. «Сухой закон» был установлен сначала на период мобилизации и в районах мобилизации, а потом и до окончания войны действовал по всей территории страны.
29 августа Русская Православна Церковь устанавливает Всецерковный праздник трезвости в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Разумеется, праздник этот широко отмечался и в Сарапульской епархии под управлением епископа Амвросия. А его деятельность по отрезвлению народа имела непосредственное отношение к защите Отечества.
Достаточно упомянуть, что все представители инженерно-руководящего состава Ижевского оружейного завода носили офицерские звания, а рабочие были объявлены «ратниками запаса» и стали носить на головных уборах «ополченские кресты».
Борьба с пьянством в тот период дала немедленные положительные результаты: в целом по стране производительность труда повысилась примерно на 10%, а прогулы сократились почти на треть!
Владыка Амвросий в период служения в наших краях приобрёл известность как яркий и страстный публицист патриотической направленности. Широко известна его проповедь, опубликованная в журнале «Вятские епархиальные ведомости» 31 июля 1914 г. «Слово о погибельном пьянстве…»

«Отечество в опасности!
Все вы, кому дорога родина, идите под сень Святых храмов Божиих, встаньте под Знамя Креста Христова, подчинитесь духовному руководству пастырей ваших, спешите записаться в общество трезвости.
Многие умные, образованные и ученые люди говорят, что «лучшая учительница жизни – история». Согласимся и мы с этим положением и посмотрим, чему учит нас наша история, история нашей родной страны, история Государства Российского. Вспомним, братие, каким ужасным бедствиям, каким несчастиям подвергалось наше многострадальное отечество. Вот, в начале 13 века, как чёрная туча, как саранча, налетела на Русь злая татарщина. Великое горе постигло наших предков. Трудное время настало для них, много слёз было пролито. Много обид перенесено. Татары разоряли целые области, отнимали жён и детей, ругались над храмами Божиими. Прошла эта напасть.
И опять в конце 16 и начале 17 века новое бедствие постигло матушку Русь. Настало в ней смутное время. Настало безначалие, когда разные проходимцы-самозванцы садились на русский престол, когда поляки главенствовали в Москве. И это время прошло.
Но в начале 19 века новая беда разразилась над нашей родиной. Появился тогда на мировой сцене человек огромного самолюбия, дьявольской гордости. Который задался целью покорить к своим ногам весь мир. Много царств и государств было им уже завоёвано, но была ещё не побеждена Россия. И вот этот гордец с огромными полчищами устремляется в Россию. Сколько горя, сколько крови и слёз было тогда пролито на Руси. Но мы прогнали и этого врага.
Наконец, совсем недавно, на нашей же памяти опять постигло родину нашу несчастие. Это было новое смутное время, когда шайка революционеров захотела свергнуть наше Правительство, когда эта банда разбойников восстала против Боговенчанного Русского Царя.
Нужно ли говорить вам, сколько всяких других бедствий постигло нашу родину? Каких только не перенесла она – матушка бед и скорбей! И голод, и войны, ужасные ураганы и землетрясения, чума и холера, наводнения и засухи, и всевозможные стихийные бедствия неоднократно посещали Русь.
Но самым страшным и грозным, самым ужасным бедствием для нашей родины было и есть пьянство. Ни чума и холера, ни кровопролитные войны, ни другие беды не погубили столько русского народа, как этот вскормленный взлелеянный самим народом русским порок. Нельзя представить себе всего того опустошения, которое производит в мире пьянство.
Не говоря уже о России, о всей нашей стране, вспомните только, – сколько жертв пьянства было в вашей веси.
Вспомните, сколько умерло у вас людей от опоя, умерло скотскою, безобразною смертью, валяясь в грязи и блевотине! Сколько утонуло, сколько замёрзло и сгорело людей в пьяном виде! А сколько было убито и искалечено пьяницами других людей!
Ведь в то время, как все люди обязаны беречь жизнь ближних, обязаны помогать им в беде – тонущих спасать из воды, вытаскивать гибнущих в огне и пр., в то самое время пьяницы колют и режут, грабят и убивают мирных людей.
И кто из вас, стоящих здесь, может с уверенностью сказать, что он не погибнет от руки пьяного злодея? Увы, никто!
Пьянство, как ужасная болезнь, поражает нашу родину, высасывает все её соки, поедает все её достатки, пожирает её богатства.
В одной только вашей веси какие громадные деньги, не говорю тысячи рублей, а десятки и сотни тысяч рублей ежегодно приносятся в жертву этому идолу, ежегодно пропиваются.
Пьянство расстраивает семейную и общественную жизнь. Сколько горя несёт оно с собой! Сколько слёз заставляет проливать!
Велико и многоводно ваше озеро, широка и глубока Кама, около которой мы живём! Но если бы собрать все слёзы, которые были пролиты когда-либо из-за пьянства, то, думаю, составилось бы из них озеро, большее этого, и река, большая, чем Кама.
Вообще, пьянство губит нашу родину, губит телесную и духовную мощь России, губит и тело, и душу русского человека, вытравляя из него всё доброе, чистое, святое.
Пришлось мне недавно при посещении Сарапульской тюрьмы видеть двух душегубов из вашего селения, вырезавших целую семью из пяти человек в с. Июльском Сарапульского уезда. Один из них, действовавший под влиянием своего злого товарища, горько плакал и каялся в своём преступлении. А другой, главный виновник преступления, был совершенно спокоен, ничуть не раскаивался в совершённом злодеянии и вовсе не считал себя особенно грешным. Ведь это ужас! Вот до какого озверения доводит пьянство; вот какие ужасные лица живут среди вас! Неужели вы по-прежнему готовы лишь смеяться при виде пьяного безобразника?!
Не смеяться нужно, а плакать, горько плакать о том, до какого ужасного состояния вы дошли. Вы так привыкли к пьянству, что вас уже не возмущает пьяная ругань пропойцы, его ужасное сквернословие, его отвратительная шатающаяся фигура, его, наконец, преступления. Вы спокойно терпите все пьяные безобразия. А между тем, если мы опять обратимся к истории, то окажется, что в древнее время люди не так спокойно равнодушно относились к пьянству, как относимся мы. В некоторых государствах древности были строгие законы против пьянства, например, запрещалось употреблять вино до 30-летнего возраста, а иногда запрещалось совсем; за преступления, совершённые в пьяном виде, налагалось двойное наказание – и за преступление, и за пьянство.
У нас же пьянице во всем снисхождение; пьяницу все извиняют и оправдывают; пьянице у нас полная воля – твори, что хочешь! Пьянствовать у нас можно с самых ранних лет!
Что же удивляться огрубению наших нравов? Что удивляться тому, что жизнь человеческая стала у нас дешевле жизни животных?
Это в порядке вещей. Пьянство всегда влечёт за собой преступления; за пьянством всегда следуют разнузданность и нечестие.
Но бойтесь этой разнузданности, этого нечестия!
Бог терпит долго, но и наказывает сильно. «Долго ждёт, да больно бьёт». Не так давно страшное землетрясение разрушило нечестивый город Мессину. Не осталось там камня на камне. В одну минуту прекрасный и благоустроенный город был превращён в груду развалин.
Бойтесь, чтобы и вас не постигло подобное же бедствие, чтобы и под вами не разверзлась земля и не поглотила всё ваше селение и всех вас.
Не испытывайте Божьего долготерпения!
Образумьтесь! Покайтесь! Исправьтесь!
Горькими слезами омойте свой грех пьянства!
Бросьте пьянство!
Бросить пьянство? Это легко сказать, да не так-то легко исполнить.
Въелось это проклятое пьянство во всю нашу жизнь. Проникло собою весь обиход нашей жизни. Без него не обходится у нас ни одно более или менее важное событие – личное, семейное и общественное.
Не сразу с ним развяжешься! Много нужно времени, много и трудов, чтобы избавиться от пьянства.
Вот мы сказали, что «история – лучшая учительница жизни». Чему же учит нас история? Какие преподает нам уроки? Когда постигало Русь тяжкое бедствие, когда шли на неё враги, когда эти враги разоряли Россию, когда мера терпения истощалась, тогда русские люди сплачивались между собою, соединялись в дружины и полки и шли на врагов. Благодаря лишь этой сплочённости и удавалось им избавиться от врагов – и от татар, и от поляков, и от французов. И для борьбы с какой-либо губительной болезнью люди соединяются в отряды, дружно борются с ней и не дают ей широко распространиться. Даже при стихийных бедствиях люди организуют общественную помощь, устраивают союзы и кружки, и делают последствия их (бедствий) не столь тяжёлыми.
Также и здесь. Также и для борьбы с пьянством нужно людям соединиться между собой, нужно образовывать общества и братства трезвости. Пусть они устремятся на главного врага нашей родины – пьянство, и прогонят его! Только они, только общества трезвости и могут сделать это; только они могут избавить Русь от заклятого врага – пьянства.
Я знаю, что среди вас немало людей совершенно трезвых. Они первые пусть и вступят членами в общества трезвости. Они, трезвые, страдают от пьянства других, пусть же они первые и восстанут против пьяного засилья. Никто не должен отнекиваться. Все должны встать на защиту отечества.
Отечество в опасности!
Все вы, кому дорога родина, идите под сень Святых храмов Божиих, встаньте под Знамя Креста Христова, подчинитесь духовному руководству пастырей ваших, спешите записаться в общество трезвости.
Кому слово Архипастыря вашего запало в душу, не откладывай доброго намерения, скорей вступай в общество трезвости.
«Встань, спящий, воскресни из мёртвых и освятит тебя Христос!» [Еф, 5:14]
Аминь»
***
Епископ Амвросий призывал в своих патриотических проповедях к сплочению всех сословий для защиты Родины. Газета «Прикамская жизнь» цитировала его в декабре 1914 г.: «… несмотря на весь ужас, грохот пушек и потоки крови, война с немцами принесла многие благодеяния: объединила и воодушевила все русские партии вплоть до революционеров, очистила огнём и кровью семейную жизнь, осквернённую раздорами и ссорами… Великие княжны наравне с другими работают, не покладая рук, а столбовые дворянки, забывши негу, нередко бродят с опасностию для жизни по полям сражений и отыскивают искру жизни и стараются зажечь её».
В газете «Кама» № 284 за 1916 г. была напечатана статья «Из местной жизни», с описанием деятельности епископа Сарапульского Амвросия. В частности, было рассказано о его выступлениях на Ижевском заводе. Владыка посещал его в 1914 г. 1 раз – в июне; в 1915 г. 2 раза – в мае и ноябре, и в 1916 г. 3 раза – в мае, августе и ноябре. Все эти посещения сопровождались богослужениями во всех церквях завода. Особенно сильно вооружался архипастырь в первое посещение против тайной продажи кумышки и бражки, раскрывая всю беззаконность и пагубность этой продажи и призывая общество бороться с этим злом.
Слова и речи епископа во время войны были полны глубокого патриотического чувства. В посещение завода в ноябре 1916 г. Владыка обличал с церковной кафедры мародеров тыла…»
В тот период у него возник конфликт с Сарапульской городской администрацией, которая хотела перенести военный госпиталь из помещения женской гимназии в здание мужского монастыря. Чиновники администрации опустились тогда до нецензурной ругани, и Владыка отлучил их от Причастия. Последовала жалоба на него в Вятское губернское духовное управление и Священный Синод Русской Православной Церкви.
Газета «Прикамская жизнь» от 17 января 1917 г. писала: «От искры иногда разгорается сильный пожар. Так бывает и в физическом, и в духовном мирах. Самое естественное дело – дело отлучения от Св. Причастия Михеля и Полякова по распоряжению Сарапульского епископа Амвросия, несомненно сделанное им с доброю целью, теперь разгорелось, попало в газеты и грозит стать чуть не всероссийским. Нравственный облик епископа настолько высок, что нет против него улик».
В феврале 1917 года, в ходе буржуазно-демократической революции, императорская власть и многие её институты были свергнуты. К власти пришло Временное правительство. Тем не менее, епископ Амвросий не скрывал своих монархических убеждений.
18 марта 1917 г. обер-прокурором Синода епископ Амвросий был уволен от управления Сарапульской епархией с назначением его на настоятельское место в Свияжский Успенский монастырь.
Вступив в управление Свияжским монастырём, епископ Амвросий обнаружил, что хозяйственные дела обители запущены, службы совершались неисправно, а некоторые из монашествующих ведут неподобающий образ жизни. Неизбежным стало и столкновение с местными властями, покушавшимися на монастырскую собственность. Владыка вынужден был сообщить в Москву обер-прокурору Священного Синода о бесчинствах свияжской уездной милиции.
25 октября (7 ноября 1917 г.) в результате переворота власть в стране перешла к большевикам. Они немедленно создали свои силовые структуры – Рабоче-крестьянскую милицию (10 ноября 1917 г.), Всероссийскую комиссию по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности – ВЧК (20 декабря 1917 г.) и Рабоче-Крестьянскую Красную армию – РККА (февраль 1918 г.).
В начале марта 1918 года владыка Амвросий был вызван в суд Свияжского ревтрибунала по обвинению в «контрреволюционных действиях». Владыка Амвросий привлекался к суду не только за обличения бесчинств новой власти против Православной Церкви, но и за чинимые им препятствия к разграблению святой обители. На процессе множество свидетелей выступило в защиту епископа. Они свидетельствовали, что владыка радел об упорядочении жизни в монастыре, в своих проповедях звал народ к прекращению междоусобицы, к единению, братству и взаимной любви, звал к объединению под сенью Православия. Совершенно неожиданно в результате долгого совещания судей епископ Амвросий был оправдан.
Второй раз наш герой был арестован в июне 1918 года. Епископа продержали несколько дней в одиночной камере, но, благодаря хлопотам казанских архипастырей, он был освобождён.
Этот период был характерен разгорающимся пламенем Гражданской войны. Большевики стали осуществлять строгую продовольственную диктатуру: оптовая частная хлеботорговля была запрещена, а транспортное сообщение разрушено, и рабочие промышленных центров голодали, получая лишь символические стограммовые пайки…
В мае 1918 г. восстал Чехословацкий корпус, растянувшийся в железнодорожных вагонах от Волги до Владивостока. 8 июня войска, верные большевикам, оставили крупнейший город Поволжья – Самару. Власть тут перешла к Комитету членов Учредительного собрания, в котором доминировали социалисты-революционеры (эсеры). Созданная здесь Приволжская Народная армия и её флотилия при поддержке чехословаков двинулись вверх по Волге на Казань.
В литературе нам довелось встретить, по крайней мере, 4 различающихся в деталях версии мученической кончины настоятеля Свияжского монастыря Амвросия в последних числах июля 1918 г.
По новому стилю, это примерно, 9 августа. А известно, что 5 августа войска В.О. Каппеля при поддержке чехов захватили Казань, а в ней и золотой запас России. Красная флотилия убежала вверх по Волге к Свияжску, который стал фронтовым городом. «Тушить Казанский пожар» прибыл непосредственно Народный комиссар по военным и морским делам, Председатель революционно-военного Совета Л.Д. Троцкий. Именно в окрестностях Свияжска, который стоит на Волге чуть выше Казани, Красные стали концентрировать свои силы. Здесь стоял и личный поезд Троцкого с его «спецназом» из латышей в кожаных куртках. Именно тут начали укреплять дисциплину Красной армии, расстреливая командиров и комиссаров и каждого десятого солдата из полков, которые самовольно бросили позиции…
Ещё в феврале 1916 г. газета «Прикамская жизнь» опубликовала речь, произнесённую епископом Сарапульским: «Цель жидо-масонов везде расшатывать и ронять троны, свергать законных королей, устраивать хаотическое состояние христианских государств, подрывать власть, шатать умы, проповедовать скептицизм, вводить безбожие, упадок нравов, растление нравственности во всех её формах и видах…
Эта же война также на руку жидо-масонам, и в подготовке к ней не обошлось и без жидовского участия. Жидам, мечтающим захватить в свои руки власть над миром, необходимо, чтобы народы ослабили друг друга. Тогда-то, может быть, державам и придётся обратиться к разным Ротшильдам, тогда-то жиды и почувствуют, наконец, свою силу, свою власть над всем миром, к чему они, несомненно, безумно стремятся.
Пока же Россия напрягает все силы в борьбе с внешним врагом, дома жиды-банкиры грабят население, еврейские банки вступают в синдикаты, создают на всё дороговизну…»
Разумеется, эта страстная речь не имеет отношения к трудовому еврейскому населению. Но представители кругов, к которым принадлежал Лейба Давидович Бронтштейн (он же Лев Троцкий) имели основания ненавидеть православного архипастыря лютой ненавистью, и судьба его была предрешена...
Итак, детальная хронология кончины священномученика Амвросия наукой пока не установлена. Ну так что же? Величие его личности от этого не меньше: епископ Амвросий за полвека своей жизни много раз оказывался на острие общественно-исторических процессов, и во всех трудных ситуациях вёл себя не просто достойно, а героически.
Поэтому память о Сарапульском епископе Амвросии передается из поколения в поколение благодарными потомками. Архиерейским собором Русской Православной церкви в 2000 г. он был причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия память священномученика Амвросия, епископа Сарапульского, бывшего настоятеля Свияжского Успенского монастыря, совершается 27 июля (9 августа) в день его мученической кончины, 4 (17) октября – в день празднования Собора всех Казанских святых, а также – в день, когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Российских.
Как дань уважения к памяти этого человека, Святейший Патриарх Кирилл благословил учредить в Сарапульской епархии медаль священномученика Амвросия. Ей награждаются наши земляки за выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия и возрождение духовности народов России. 

Алексей Коробейников. Опубликовано в газете "Православные Вести. Ижица" в апреле, мае 2016 г.

Закладки

Яндекс.Метрика

Теперь Вы можете подписаться на электронную версию газеты!

Сперва выбери "Способ оплаты", затем нажми на кнопу "Оплатить".

В открывшемся окне заполни необходимые данные для подписки! Укажите в комментарии, в каком виде Вы хотите получать газету: стандартно - на бумаге, или электронно, в виде PDF на Ваш электронный ящик . Благодарим!