Поправки август 2023 г. Эта статья была написано во время пандемии, - в 2021 г. Однако актуальность вопроса (кризис финансовый, СВО, поиски России своего пути) побуждает редакцию эту статью вновь опубликовать - с небольшими доработками. Эти материалы будут очень полезны для юных и совсем молодых людей. А особенно для людей, трудящихся в области воспитания и образования.
Человек всё время стремиться к стабильности. Мы мечтаем чего-то достичь и закрепить это, заморозить это состояние: комфорт, стабильность, постоянство... Достичь и отдыхать, прямо как легендарная спящая красавица в хрустальном гробу. Тихо, спокойно, комфортно. Но эта наша стабильность - похожа на вечный сон. Этот сон - смерть развития, тупик.
Человек всё время стремиться к стабильности. Мы мечтаем чего-то достичь и закрепить это, заморозить это состояние: комфорт, стабильность, постоянство... Достичь и отдыхать, прямо как легендарная спящая красавица в хрустальном гробу. Тихо, спокойно, комфортно. Но эта наша стабильность - похожа на вечный сон. Этот сон - смерть развития, тупик.
Но мы почему-то не «просыпаемся» от поцелуя царевича, как в известной сказке А. Пушкина. Даже будучи верующими, посещая храм или психолога, исполняя все церковные правила, советы психологов - мы не меняемся. Наша душа в спячке. Советы священников и психологов - не помогут, если человек не начинает работать над собой, если не учиться и не совершенствоваться.
Человек реагирует лишь тогда, когда его ударили ломом по хрустальному убежищу, по стабильности. Жизнь порой преподносит неприятные сюрпризы: трагедии, потери, скорби и болезни. Любая неприятность в нашей жизни, это - «волшебный поцелуй/удар/пинок». Значит надо меняться, значит, сбились с пути верного, это значит, что наш разум и душа – спят вечным сном.
Жизнь, это - преодоление трудностей и различных препятствий на длинной и ухабистой дороге. Обучение и воспитание – небольшое насилие над самим собой.
На самом деле все неприятности и даже происки врага, всё это - нам на пользу!
В будущем новом Мире нужны совершенные люди, а не спящие на ходу мертвецы, игнорирующие и губящие свою природу и душу.
Итак, давайте поговорим о традициях!
Впитывание традиций (национальных, религиозных, нравственных) происходит у человека в раннем детстве, и длиться в наше время до возраста 16-20 лет. Затем молодой человек, пройдя через возрастные кризисы, вырабатывает свои ценности, и решает каким традиционным ценностям следовать. Поэтому дети до 12-14 лет, находящиеся в одной традиции, потом чаще всего, бегут из «надоевшей» семейной среды и «общественной» традиции. Наступает возраст революционера.
Образы традиций и необходимых изменений для человека описаны в старинных сказках. Давайте вспомним.
...Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили...
...Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный ,
И в хрустальном гробе - том
Спит царевна вечным сном...
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Происхождение сюжета
Данное произведение создано по сюжету народной сказки, известной многим народам мира. В частности, среди индоевропейских народов весьма схожим сюжетом обладают русские народные сказки № 210 и 211 «Волшебное зеркальце» из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки», а также сказка братьев Гримм «Белоснежка», написанная в 1812 году. В классификации Аарне-Томпсона данный сюжет указан под номером 709.
Аналогичные сюжеты в сказках многих народов мира. Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо семи богатырей в данной сказке появляются десять охотников.
Монгольская народная сказка «Волшебный мертвец», также рассказывает о семи братьях, сыновьях хана, которые встретили изгнанную ревнивой мачехой девушку и стали с ней жить.
Шотландская народная сказка «Золотое дерево и Серебряное Дерево», записанная Джозефом Джейкобсом, рассказывает о жене короля, которой форель в ручье говорит о том, что её дочь красивее, чем она. Жена короля придумывает план убийства дочери, сказавшись больной и рассказав мужу-королю, что её могут вылечить только сердце и печень дочери. В сказке также фигурирует отравленная игла и принц.
В армянской сказке «Нури Хадиг» Луна говорит матери, что её дочь Нури Хадиг стала красивее чем она. Вместо отравленного яблока волшебным предметом выступает кольцо. Отец выгоняет дочь, сказав матери, что убил её. Дочь попадает в замок в лесу, в котором спит принц. Девушка ухаживает за ним семь лет. Принц оживает, собирается жениться на девушке, но мать подсылает цыганку, которая надевает девушке на палец кольцо, после чего та засыпает. Принц в конце сказки снимает кольцо, девушка просыпается.
Итальянская народная сказка «Белла Венеция», записанная Итало Кальвино, повествует о матери, владелице гостиницы, спрашивающей постояльцев о том, есть ли кто красивее её. Один из постояльцев однажды говорит, что собственная дочь Беллы красивее, чем она сама. Белла прогоняет дочь из дому. Та встречает в лесу двенадцать грабителей, которые приглашают её стать им младшей сестрой. Белла, узнав об этом, подсылает к дочери нанятую ведьму с наказом погубить её с помощью волшебной заколки. Мёртвую дочь грабители хоронят в пустотелом стволе дерева. Через некоторое время принц, выехавший на охоту, обнаруживает девушку, вытаскивает заколку из её волос и она оживает, после чего выходит замуж за принца.
В греческой сказке «Мирсина» сюжет рассказывает о трёх сёстрах, двум из которых солнце говорит о красоте младшей. Сёстры прогоняют младшую, та в лесу встречает двенадцать месяцев и начинает с ними жить в качестве сестры. Вместо отравленного яблока — отравленный хлеб.
Архетип сюжета
Вся глубина сюжета не в том, что заколдовали девушку, а потом она проснулась. Глубина мудрости заключена в том, что девочка\девушка попадает в странную обстановку среди мужчин, живущих в отдалении от остального сообщества.
В разных сказках количество мужчин и их род занятий может разительно отличаться. Их может быть двое, семеро, десять и даже двенадцать. Мужчины могут быть братьями, охотниками, разбойниками, богатырями, царевичами, королевичами, гномами и даже месяцами. Но архетип сюжета для всех сказок всегда общий. Именно благодаря этому Аарне и Томпсон выделили его под отдельным номером.
Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» утверждает, что вышеуказанный сюжет является далёким отголоском родоплеменной полиандрии и основан на обряде мужской инициации (когда юношей на время изгоняли из дома родителей) и последующем проживании посвящённых юношей в особом «мужском доме», в котором они проходили обучение старшими членами рода племенным обрядам и способам охоты. В реальной жизни этот обычай зафиксирован Джеймсом Фрэзером в его многотомном труде «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В частности Фрэзер писал о девушках, живущих в мужских домах на островах Палау, следующее; «Во время своей службы она должна держать помещение дома в чистоте и следить за огнём. Мужчины обращаются с ней хорошо, и её насильно не принуждают оказывать своё расположение. Девушка живёт в особом помещении при доме. Обращение с ней рыцарское. Ни один из юношей не дерзнёт войти к ней в помещение. Она обильно снабжается пищей, юноши заботятся о предметах роскоши для неё. Ей приносят орехи бетеля и табак».
Потеря традиций
Что мы имеем сегодня? У нас утеряна, забыта традиция инициации юного поколения во взрослую ответственную жизнь. Эта традиция осталась лишь в сказках и легендах. С принятием христианства древние верования оказались «вне закона», а христианских традиций инициации в России так и не возникло. Ритуалы и традиции инициации – в общем-то тайна, о которых сейчас также утверждают психологи.
Поэтому, в наше время долгие годы, а порой всю жизнь взрослый человек остается в состоянии инфантильного детства. Человек живёт как бы в теплице, а вернее – в хрустальном комфортом гробу. Особенно это касается мужчин. Многие из них до самой смерти родителей сидят на шее у мамы, не женятся, не имеют профессии или увлечения. Или, достигнув какого-то небольшого успеха – замораживают это состояние. Профессия или любимое дело для мужчины, это - смысл жизни, это развивает их личность.
Другая крайность – погоня за успехом. Это - детское желание всё приобретать и приобретать новые игрушки: машины, вещи, люди. Человек становиться драйвером. Об том чуть ниже.
Что такое традиционные ценности?
Итак, продолжим нашу, очень живую и интересную тему. Мы часто слышим из уст больших политиков, высоких религиозных лидеров фразу: «Сохранение традиционных ценностей».
Люди, слышащие эти фразы, воспроизводят образы, а точнее шаблоны, которые кем-то сформированы или навязаны.
Нет никаких уточнений, что такое «традиционные ценности», когда они сформированы и где изложены. В большинстве случаев всплывают образы дореволюционной России или европейского средневековья, сформированные христианством, или заложенные в советский период России. Политики и церковные деятели стесняются называть вещи своими именами. Говоря вслух «традиционные ценности» без уточнения, – к какой конкретной религиозной, национальной или нравственной практике это относиться? К какой эпохе? Это палка, а вернее дубина о двух концах. О каких традиционных ценностях они говорят? О русских, советских, татарских, чукотских? Это список в России можно продолжать до бесконечности.
У мусульман, например, свои традиционные ценности, у буддистов - свои. Есть традиционные религиозные ценности в Азии и в Китае, в Японии, в Африке…
Есть национальные традиционные ценности, которые могут противоречить религиозным.
Есть древние традиционные ценности, такие как древне-Римские, которые дали основу законодательства, есть древние Греческие традиции, из которых родился спорт и Олимпиада, философия и математика, культ тела и традиция гомосексуализма. Существуют также оккультные, масонские, сатанинские традиционные ценности. И многим подобным «традиционным» ценностям противоречит ценности «современного» христианства. Поэтому в мире и в обществе существуют постоянные конфликты – гендерные, половые, геополитические, национальные, религиозные…
При словах «традиционные ценности» надо уточнять – какие именно? Какие традиционные ценности правильные, а какие нет? Даже постановка этого вопроса странна, вы не находите?
Например, в Церковной традиции на Руси брак был разрешен с 13 лет. И эти правила, кстати в Церкви никто не отменял. Когда говорят о традиционных ценностях, это имеется ввиду, или что то иное?
Любопытный пример: по сей день есть традиционная ценность в странах Персидского залива и в Азии - богатые люди имеют бача-бази. Бача-бази буквально означает «играть с мальчиками». Это когда мальчики допубертатного возраста исполняют танцы в женском образе перед хозяевами, которые «купили» исполнителя для своего удовлетворения. Многие бедные семьи в Азии мечтают продать своих детей в богатые семьи, где их мальчики имеют шанс выбиться в люди, за счет продажи своего тела.
Или вот ещё пример: - в Испании разрешен секс с 13-летними детьми. И эта традиция уходит глубоко в средневековье.
Такие древние традиции – интимного общения взрослых с детьми всё еще существуют и в Европе, также и на других континентах и странах, благодаря древней традиции Греции, Рима, Японии, Китая.
Сейчас многие эти традиции вынесены за рамки закона в странах Запада и в других развитых странах, однако они существуют до сих пор. Эти традиции загнаны в криминальную область. И это вызывает определенные вопросы, кому это выгодно? Есть информация, что существует международный подпольный рынок детьми (в том числе детской порнографии), сравнимый с рынком наркотиков. Детей продают для сексуальных услуг, а также на органы. В цивилизованных странах это – пропажа детей. В странах третьего мира – детей из бедных семей просто, в наглую, увозят с улицы в неизвестном направлении.
В некоторых редких нациях и странах до сего дня сохранились старые традиции инициации детей во взрослую жизнь. И это не обязательно сексуальные традиции. Например, у иудеев (кроме обрезания крайней плоти на 8-й день после рождения мальчика) есть традиция при исполнении мальчику 13 лет делать праздник «Бар-мицва» и забрасывать юношу конфетами со смехом и песнями. После достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины. В современной практике достижение возраста бар-мицва обычно связано с вызыванием мальчика к чтению отрывка Торы.
Старших мальчиков, возрастом 12-14 лет, могли испытывать на выживание в лесу одному. Так, этнограф Балушок В.Г. в статье «Инициации древних славян» для научного журнала «Этнографическое обозрение» (№4, 1993г.) писал о том, что мальчиков-подростков или юношей могли изгонять из поселения на вольную жизнь с целью выживания и становления самостоятельной личности, взросления. Затем, как описано чуть выше, эти юноши могли проживать в особом «мужском доме», в котором они проходили обучение взрослой и самостоятельной жизни.
Такое изгнание сопровождалось своеобразным обрядом «посвящения в волки». На юношей надевались шкуры волков, опоясывали специальным поясом, на котором завязывались магические узелки. Такой пояс символизировал получение юношей власти, силы как мужчины. Далее осуществлялось ритуальное действо изгнания «волка» из деревни. Какое-то время такие юноши должны были жить отдельно, добывать самостоятельно себе пищу. Строить жилище, в котором можно укрываться от дождя и ветра.
Более взрослые юноши (прошедшие инициацию) и девушки на празднике Ивана Купалы выбирали себе пары для супружеской жизни. Вместе, взявшись за руки, нагими прыгали через костер, купались.
Все эти традиции практически утеряны в России с принятием христианства.
Я написал эти примеры отношения с детьми для демонстрации возможности очень широкого толкования понятий «традиционные ценности», которое навязывается в рамках определенных шаблонов.
Нагнетание страхов о педофилах, нарастающая наркомания, гомофобия и другие страхи – это следствие утраты традиции инициализации детей во взрослую жизнь. Запретив старые традиции, мы не создали новых. Между поколениями вбит клин. Это – своеобразная манипуляция. Юные не общаются со взрослыми, не доверяют старикам. Масс-медиа параллельно навязывают культ юности. Поэтому практически все цивилизованное западно-европейское общество, в том числе и Россия, дрейфуют в сторону инфантильности, подросткового мышления.
Инфантилизация юного поколения – это продуманная политика, причём это накладывается на шокирующую пропаганду смены пола у детей на Западе.
О традиционных ценностях в заключение этой части статьи скажу, что русская, российская цивилизация очень богата на традиционные ценности, которые формировались тысячелетиями. И это не только лишь религиозные ценности, которые часто используются для манипуляций.
Традиционные ценности русской цивилизации насчитывают несколько тысяч лет! Они гораздо шире нашего, порой узкого мировоззрения, сформированного идеологическими шаблонами и запретами сравнительно молодых религий.
Единственная инициация во взрослую жизнь сегодня дает государство, в виде выдачи подросткам паспорта гражданина РФ. Но кроме паспорта, никаких прав взрослой жизни не даётся.
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма