Home Проект "Ижица" Вести. Ижица История, краеведение Из Усть-Цильмы с любовью к святому Виктору

Основные темы сайта

Из Усть-Цильмы с любовью к святому Виктору

Я коренная устьцилемка, православная, хочу рассказать о том, как в старообрядческом селе Усть-Цильма Республики Коми чтут память о жившем здесь священноисповеднике епископе Викторе (Островидове) (1878–1934).

В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор включил от Вятской епархии в Собор новомучеников и исповедников Российских, за веру пострадавших, епископа Глазовского Виктора. Последние годы жизни этого святого человека прошли в нашем районе – в селе Усть-Цильма и деревне Нерица [3].

В 2012 году село Усть-Цильма отметило 470 лет с момента своего основания. Места вдоль реки Печоры были издавна известны русским людям. Здешние края славились красной рыбой и пушным зверем. Там обитали сокола и кречеты, очень ценимые охотниками. В 1542 году на место слияния северных рек Печоры и Цильмы прибыл новгородец Ивашка Дмитриев Ластка со товарищи. Первые избы они срубили на левом берегу Печоры. Но затем первопоселенцы перебрались на правый берег, где было удобнее жить.
Своё название наше село получило неспроста. «Цильмой» или «чильмой» здесь называлось топкое болото или трясина. Когда смотришь на карту – там одни бесконечные болота. В короткое лето здесь непролазная топь, комары, гнус. А долгой зимой – лютые морозы, метели, снега, короткие дни и длинные ночи [8].
В XVII-XVIII веках, после церковного раскола, случившегося при патриархе Никоне, приверженцы старой веры спасались от гонений в этом неблагодатном северном краю. Усть-Цильма стала центром печорского старообрядчества на северо-восточных землях европейской части России. В конце XIX столетия в селе насчитывалось 1100 строений и 4000 душ. И по количеству жителей, и по площади оно было больше любого города в Архангельской губернии. В мае 1891 года Усть-Цильма становится центром Печорского уезда [9].
Сейчас в селе живет 7 тысяч человек. Здесь находится аэропорт, принимающий самолет Ан-24 два раза в неделю из города Сыктывкара [10].

С давних времен Печорский край становится местом ссылки. Железная дорога на Воркуту была построена здесь только в годы войны руками заключенных. А до 1940-х годов их везли туда водным путем. Из Архангельска по морю, потом по Печоре и ее притокам шли баржи, в чьих трюмах в страшной тесноте и духоте томились и умирали арестанты.
Поток репрессированных шел через Усть-Цильму. Священников начали ссылать в Печору еще в 1919 году. Этот край был признан весьма подходящим для этого местом: далеко от столиц и глухомань. Здешние непримиримые старообрядцы ссыльным батюшкам были отнюдь не рады. Потому советские власти надеялись, что здесь священники отступятся от своей веры.
Известно, что 29 октября 1931 года в селе Усть-Цильма от брюшного тифа умирает священник Георгий Троицкий. Чтоб рассчитаться за гроб, пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги отца Георгия. Вскоре погибает отпевший его другой ссыльный батюшка – Александр Павловский, ставший подневольным работником лесоучастка. В лесу его задрал медведь.
Летом 1930 года к берегу возле Усть-Цильмы причалила баржа. Двести узников в трюме, среди которых было немало священников, оказались больны брюшным тифом. Живых отправили в сельскую больницу, а для умерших на кладбище вырыли огромную общую могилу. Ее закопали только тогда, когда все «тифозники» скончались, и яма заполнилась доверху. Хоронившие их местные жители вскоре тоже заболели и умерли [5].
Осенью 1927 года епископ Глазовский Виктор (Островидов) не принимает верноподданническую «Декларацию об отношении Церкви к советской власти», подписанную заместителем местоблюстителя Патриаршего Престола митрополитом Сергием (Страгородским). Вскоре владыка становится одним из вождей «правой» церковной оппозиции − «непоминающих», основавших подпольную Истинно-Православную Церковь [2, с. 168-171, 195-197].

Епископ Виктор

4 апреля 1928 года епископ Виктор был арестован в удмуртском городе Глазове. 18 мая Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговаривает владыку к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. 10 апреля 1931 года епископ, уже отбывший лагерный срок, вместо освобождения был сослан в Северный край на три года. Местом ссылки назначили деревню Караванная вблизи районного села Усть-Цильма [2, с. 223-225, 246-247].
В Усть-Цильме владыка повстречал знакомого – ссыльного протоиерея Иоанна Иоанновича Фокина. До ссылки о. Иоанн служил настоятелем храма в селе Падерино Яранского уезда Вятской губернии. В конце 1927 года он приезжал в Удмуртию, в город Глазов к епископу Виктору (Островидову), после чего окончательно примкнул к «непоминающим» [2, с. 203-204].
После ареста владыки Виктора протоиерей Иоанн Фокин находился под омофором епископа Яранского Нектария (Трезвинского). 1 декабря 1929 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило батюшку к трем годам ссылки в Северный край. Но конец земной жизни о. Иоанна был уже близок. 6 февраля 1934 года протоиерей скончался близ Архангельска [7].
В Усть-Цильме епископ Виктор и о. Иоанн часто посещали службы и причащались в местной Никольской церкви. Протоиерей привел владыку к монахине Ангелине (Лыткиной) и инокине Александре (Лопатиной). У обеих сестер, сосланных на Печору из Пермской области, уже закончился их срок. Но они добровольно остались в селе, чтобы помочь епископу вынести тяготы ссыльного быта [2, с. 248-250].
В ночь на 13 декабря 1932 года владыка Виктор был арестован в очередной раз и вместе с десятью заключенными отправлен в тюрьму города Сыктывкара. 10 мая 1933 года епископа приговорили к еще трем годам ссылки и оправили обратно в Усть-Цилемский район – в глухое село Нерица [2, с. 251, 256].
Сюда к нему приехала инокиня Александра, а монахиня Ангелина осталась в Усть-Цильме. Поселившись в Нерице, владыка много молился, уходя далеко в лес. Хозяева дома, где жил епископ, полюбили его, и глава семьи часто приходил к нему поговорить о вере.
Зима 1933-1934 годов была очень голодной. Епископ иногда получал от своих духовных детей из Вятки и Глазова посылки с продуктами, которые почти полностью раздавал нуждающимся жителям. Он все время общался с местными детьми и очень любил их. До начала гонений в Нерице стоял православный храм в честь святых мучеников Флора и Лавра. Здесь жило немало старообрядцев. Но видя, какую праведную и подвижническую жизнь ведет владыка, они прониклись к нему большим уважением.
Виктор тяжело переносил зимы. Давали знать и старые болезни. 30 апреля 1934 года он сильно заболел, а 2 мая скончался. Ссыльный врач-священник поставил диагноз – менингит. Сестры Ангелина и Александра, на чьих руках умер владыка, хотели похоронить его в Усть-Цильме, где жило много ссыльных священников и стояла церковь. Но наступало время большого половодья, и на реке Печора уже таял и раскалывался лед. Поэтому Виктора пришлось похоронить на кладбище села Нерица [2, с. 259-260].
Судьба Усть-Цилемского храма тоже оказалась весьма печальной. Единоверческую деревянную церковь Николая Чудотворца построили в селе в 1851 году. На кладбище возле храма были похоронены многие заслуженные священники и известные жители села. В частности, здесь был погребен знаменитый «печорский князь», грузинский вельможа Евсевий Палавандов, выступавший в 1829-1831 годы за независимость Грузии, сосланный на Север и умерший здесь в 1857-м [6].
В советское время Никольскую церковь закрыли и перестроили в кинотеатр. В 2003 году местные власти приняли решение распилить на дрова здание бывшей церкви, как пришедшее в негодность. Причем, как говорят старожилы, при сносе было вывезено множество могильных плит. А на святом месте, где покоится прах священнослужителей и почетных жителей Усть-Цильмы, было решено поставить пристройку к Дому культуры.
Мы, православные, ничего не можем сделать для сохранения этого места. Все против нас, хотя этот храм был признан памятником архитектуры, охраняемым государством. Такая же судьба постигла и кладбище, на котором сестры Ангелина и Александра хотели похоронить Святителя Виктора. А он провидчески предупреждал их, что кладбище это будет разорено. На месте погоста, где были зарыты тела ссыльных священников, теперь собираются построить рынок и автостоянку. Земельный участок с двумя могилами продали частному предпринимателю. Одной из могил уже 126 лет, а другой – 80.
В 2004 году знакомый священник привез к нам в село иеромонаха Стефана (Ульянова), который должен был открыть здесь приход и построить церковь. На это благое дело ушло целых 12 лет. Священнику жить было негде, поэтому мы взяли его к себе и подыскали батюшке квартиру. Нашли заброшенное здание, в котором затем 10 лет размещался православный храм, пока не была построена новая церковь. Мой муж помогал священнику в алтаре, а я – на клиросе. Так, помогая священнику, мы, Хаботины, уверовали в Бога и вот уже 15 лет ходим в храм.
В 2008 году мы с мужем были проездом в областном городе Кирове. В автобусе услышали, что здесь открылся Спасо-Преображенский женский монастырь, и нам очень захотелось побывать там. Приехали мы к монастырю, а там тогда шел большой ремонт. На монастырском здании часть крыши отсутствовала и была закрыта брезентом.
Зашли в небольшое помещение, стены которого уже были покрыты свежей штукатуркой. У входа сидела монахиня. Разговорившись с ней, мы рассказали, что приехали с севера из Усть-Цильмы. Сестра очень обрадовалась и позвала настоятельницу – матушку Софию (Розанову). Нас встретили, как родных, пригласили к трапезе. Матушка София пошла с нами, открыла раку с мощами святителя Виктора и сказала: «Слышите, какой благоухающий запах идет от мощей. Это происходит не часто, так святой Виктор радуются пришедшим людям».
Рядом у святых мощей сидела монахиня Виктора (Лыткина), племянница монахини Ангелины, той самой, которая в Нерице проводила владыку в последний путь. Именно благодаря монахине Викторе, сохранившей память о могилке владыки, и были обнаружено место погребения святого. Она рассказала нам о епископе Викторе (Островидове), о себе, как приезжала в Усть-Цильму и Нерицу за святыми мощами.
На прощание сестры дали нам книги и иконы святителя Виктора, чтобы я раздала их устьцилемцам. И сказали, что святые мощи были обретены после 63 лет захоронения в деревне Нерица, а за могилкой ухаживает какая-то женщина. Имени ее в монастыре не знали. Расставались со слезами на глазах. Для нас с мужем эта встреча стала чудом. С тех пор мы дружим с монахинями Спасо-Преображенского женского монастыря и часто бываем у них.
Приехав домой, я решила, что надо найти ту женщину в Нерице и рассказать о святителе Викторе жителям нашего района. Обратилась в местную газету «Красная Печора», где мне помогли написать статью и опубликовали ее. После этого мне позвонила Нина Леонидовна Габова, жительница деревни Нерица, хранительница могилки владыки.
Она была директором местной школы-сада. У нее заболел внук, и Нина Леонидовна в 2004 году вместе с ним стала ходить на кладбище к могилке святителя Виктора. К тому времени ее оградка и крест развалились совсем. Четырехлетний внук протягивал руку сквозь оградку и клал ее на могилку, говоря: «Батюшка, дай мне, пожалуйста, здоровья и моей маме, пусть у нас будет все хорошо». Нина Габова обратилась к местным мужчинам, чтоб сменить крест и оградку. Вот с тех пор она и взяла на себя заботу о месте погребения святого.
Такое событие, как обретение святых мощей в Нерице, не было известно в Усть-Цильме, потому что население района были все старообрядцы. Мощи вывозились на лодке по речке Нерица в соседний Ижемский район, минуя Усть-Цильму. Расстояние же от Нерицы до Усть-Цильмы немалое – 80 км.
В честь святителя Виктора в Нерице было решено построить храм. В 2010 году на встрече в историко-мемориальном музее А.В. Журавского, посвященной 110-летию Нерицкой православной церкви, глава сельского поселения Марьян Марьянович Хвойницкий предложил построить в селе часовню из калиброванного леса. Первоначальный взнос на строительство часовни внесла настоятельница Спасо-Преображенской обители игуменья София. Были пожертвования и от многих жителей Усть-Цилемского района [4].
В 2011 году в Нерице начинается возведение православного храма. Первым священником, принявшим участие в том благом деле, стал иеромонах Варфоломей (Потапов), священник Усть-Цилемской церкви.
Начало строительства храма далось нам непросто. На общем собрании населения села Нерица решался вопрос – что возводить: часовню или церковь? Глава администрации М.М. Хвойницкий сказал, что они смогут построить у себя только часовню. Но о. Варфоломей все же предложил ставить церковь, потому что в часовне нельзя будет совершать святое Причастие.
При этом местные старообрядцы все были очень настроены против строительства православного храма. И потому инициативная группа написала письмо Управляющему Сыктывкарской и Воркутинской епархией епископу Питириму (Волочкову) с просьбой помочь разрешить этот непростой вопрос.
В Нерицу владыка Питирим отправил благочинного иеромонаха Петра (Красникова), священника храма города Усинска Республики Коми. Батюшка провел собрание с местным населением и убедил в необходимости возведения церкви. Отцу Петру очень понравилась Нерица, особенно место, где должен был стоять храм. И он сказал: «Построю здесь церковь и восстановлю старую».
Строительство храма продолжалось долго. Причин этому было много. Все грузы и тяжелую технику в Нерицу можно доставлять только зимой. Бригаду строителей привозили издалека. Даже сруб церкви заказали за пределами Республики Коми, и потому везли его долго. За все это время о. Петр в своем Усинском районе успел построить церкви почти в каждом населенном пункте.
Сейчас церковь в селе Нерица стоит почти готовая. В ней уже установлен очень красивый иконостас, который матушка София заказала в Софрино – такого нигде больше нет в Республике Коми. При церкви также построили трапезную в два этажа.
Все эти годы, когда мы узнали о чуде обретения святых мощей святителя Виктора, произошедшем в нашем районе, мы каждый год зимой посещаем место его захоронения. На кладбище Нерицы священниками и мирянами проводятся заупокойные службы в память священноисповедника. Очень много людей ездит сейчас к этому святому месту.
Марьян Марьянович Хвойницкий, бывший глава сельского поселения Нерица, был активным участником обретения мощей святого Виктора. Он очень хотел, чтобы церковь была обязательно построена, и сам ездил заготавливать лес для дома священника. В своем доме он поселил и кормил рабочих-строителей. К сожалению, Марьян Марьянович не дожил до открытия церкви и погиб, утонув в реке Нерица.
Кроме Нерицкого храма, в 2011 году за Полярным кругом в селе Новый Бор Усть-Цилемского района иеромонах Варфоломей (Потапов) начал возведение еще одной церкви в честь святителя Виктора (Островидова).
Инициатором строительства церкви в Новом Бору стал глава сельского поселения Георгий Георгиевич Идамкин. В своей предвыборной программе он пообещал жителям – потомкам немцев, высланных с Поволжья в эпоху ГУЛАГа, что у них будут свои священник и церковь. Он написал прошение епископу Питириму, и согласие было получено. К сожалению, Георгий Георгиевич к настоящему времени уже ушел из жизни.
Для возведения храма владыка отправил в Новый Бор иеромонаха Варфоломея (Потапова). Родом батюшка был из города Инта Республики Коми. В 2007 году его назначили вторым священником в Усть-Цильму. О. Варфоломей был среди тех, кто принимал самое активное участие на начальном этапе строительства церкви в Нерице.
Много раз о. иеромонах ездил с нами на могилку святителя Виктора, где проводил панихиды. Два раза он крестил в Нерице целыми семьями, по 15 человек сразу. До него священников в том селе не было. Когда в Усть-Цильму приезжала писательница Лидия Сикорская, собиравшая материалы для книги «Вятский исповедник: святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды», то о. Варфоломей ездил вместе с гостьей и нами в Нерицу.
В Новом Бору он возводил церковь почти один, и, причем на свои деньги, так как не смог собрать здесь пожертвований на строительство храма. Местное население очень безразлично отнеслось к судьбе церкви, и никто здесь не пришел на помощь о. Варфоломею.
Очень трудно далось иеромонаху возведение того храма. Сруб для него он купил за 150 тысяч рублей. Для купола всю зиму о. Варфоломей вырезал «чешуйки», и руки его были в крови. Крест на купол он тоже делал сам, и все получилось очень красиво. При этом приходилось терпеть разные вредительства со стороны местных подростков, устроивших в срубе церкви туалет. Пришлось обратиться в полицию.
На сегодняшний день маленькая церковь в Новом Бору построена. Осталась провести только внутреннюю отделку. Но, к сожалению, работы там остановились ввиду трагической смерти о. Варфоломея (Потапова).
Иеромонах замерз 15 декабря 2016 года в избушке на Уральских горах. Скорее всего, там его бросили больного умирать. Спасатели МЧС нашли тело о. Варфоломея только в апреле 2017 года. В избушке было обнаружено два рюкзака, один пустой, а второй с одеждой священника. На столе лежала дощечка с надписью «Здесь жил иеромонах Варфоломей»...
Не так давно в селе Усть-Цильма еще крепкому двухэтажному дому № 27 на улице Набережной, в котором в 1930-е жил епископ Виктор, исполнился 181 год. К этой дате владельцы здания приготовили мемориальную доску «Родовой дом». Дочь хозяев Людмила предложила и нам, православным, изготовить и установить на стене свою памятную доску, посвященную святителю Виктору. Она хотела совместить эти два события, но ей этого не разрешили.
На установку доски «Родового дома» пригласили много родственников хозяев, корреспондентов, представителей власти. И только потом, 5 июля 2018 года, православная община села Усть-Цильма укрепила на стене старинного здания мемориальную доску с иконой святителя Виктора, епископа Глазовского [1].

5 июля 2018 года православные Усть-Цильмы установили доску в памть еп. Виктора
Список литературы и источников
1. В Усть-Цильме установили мемориальную доску святителю Виктору (Островидову) // Православные вести. Ижица. – 2018. – № 7. – Июль.
2. Вятский исповедник: Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды / Сост. Л. Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2010. – С. 168-171, 195-197, 203-204, 223-225, 246-247, 248-251, 256, 259-260.
3. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849 (дата обращения: 1.07.2019).
4. Ильина, О. Благое дело – строительство часовни // Красная Печора. – 2010. – 24 августа. – С. 2.
5. Кудряшова Людмила. В Усть-Цильме на костях усопших теперь рынок // Из личного архива Надежды Георгиевны Хаботиной.
6. Полькин Анатолий. Вокруг этого места разгорелись мирские страсти // Трибуна. – 2018. – 24 мая.
7. Расстрелы священников. Усть-Цилемский район // [Электронный ресурс]. – URL: https://ok.ru/group/54639191588981/topic/69028135862389 (дата обращения: 1.07.2019).
8. Старинное село Усть-Цильма // [Электронный ресурс]. – URL: http://blog.biznesbazis.ru/ust-celma (дата обращения: 1.07.2019).
9. Усть-Цильма: аэропорт, паром, фото // [Электронный ресурс]. – URL: http://fb.ru/article/148763/ust-tsilma-aeroport-parom-foto (дата обращения: 1.07.2019).
10. Усть-Цильма. Прогулка по селу и музей Журавского // https://kvastravel.livejournal.com/75945.html

Больше фото здесь. https://vk.com/album-18326833_278560764

Надежда Георгиевна Хаботина
с. Усть-Цильма Республика Коми
Статью подготовил и дополнил архивист Глазовской епархии Глеб Александрович Кочин

Творчество

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!
Движение к мечте, или исполняй мечты детей!

Впервые в Ижевске состоялось открытие уникального бла

Свет души вплетается в слова
Свет души вплетается в слова

В суете повседневной жизни мы часто забываем о душе. Бы

Публицистика разума

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции

Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име

Промысел Божий. История понятия
Промысел Божий. История понятия

Для молодого поколения Промысел Божий можно объяснит

Бизнес

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
О благотворительности и бизнесе
О благотворительности и бизнесе

Специальная статья исключительно для АКТИВНЫХ людей,

Реклама издания
Реклама издания

"Вести. Ижица". Просветительское издание. На сайте - пу

Подписка на инф.курс Gen Energy

Краеведение

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Весеннее равноденствие. Веста - и другие древние традиции русского мира
Весеннее равноденствие. Веста - и другие древние традиции русского мира

Различают весеннее и осеннее равноденствие. По всеми

Новая традиция: Иоанно-Богословские дни
Новая традиция: Иоанно-Богословские дни

15-летие газеты П. Игра. 21 мая 2016 г. Этот весенний Пасха

Яндекс.Метрика