Эрих Фромм: «Остается сказать… об одной социологической функции группового нарциссизма. Общество, не располагающее средствами обеспечения большинства или значительной части своих членов, если оно не хочет вызвать среди них недовольства, должно содействовать достижению этими людьми удовлетворения нарциссизма злокачественного типа.
Для людей, бедных в хозяйственном и культурном отношении, нарциссическая гордость принадлежности к группе является единственным и зачастую очень действенным источником удовлетворения. Именно потому, что жизнь «неинтересна» для них и не предоставляет им возможность развивать свои интересы, в их среде может развиться экстремальная форма нарциссизма. В качестве примера этого явления в новое время можно привести существование расового нарциссизма в «третьем рейхе», а также его наличие в южных штатах США в наши дни (1960-80 гг. – Прим. Ред.)
В обоих случаях мелкая буржуазия была и остается рассадником чувства собственной принадлежности к превосходящей расе. Этот отсталый - как в Германии, так и в южных штатах США, - обделенный в экономическом и культурном отношении класс, без обоснованной надежды на изменение своей ситуации (поскольку он является пережитком более ранней, отмирающей формы общества), знает только одно удовлетворение: непомерно раздутое представление о самом себе как о самой значительной группе в мире, которая чувствует свое превосходство над другими расовыми группами, считающимися неполноценными. Член подобной группы чувствует примерно следующее: «Даже если я беден и необразован, все же я представляю собой нечто важное, поскольку я принадлежу к самой замечательной группе в мире: «Я - белый». Или: «Я - ариец».
Общественный нарциссизм распознать труднее, чем индивидуальный. Предположим, кто-то говорит другим людям: «Я и моя семья - самые замечательные люди на земле, только мы одни чисты, интеллигентны, добры и порядочны, все остальные - грязны, глупы, бесчестны и безответственны». В этом случае большинство людей восприняло бы его как грубияна, невыдержанного человека или даже как сумасшедшего. Если же фанатичный оратор, выступая на массовом собрании, поставит на место слов «я» и «моя семья» такое слово, как народ (раса, религия, политическая партия и т. д.), то многие будут славить его и восхищаться им за его патриотичность, правоверность и т. д. Представители других народов или религий, напротив, обидятся на него за такую речь по той простой причине, что о них отзываются откровенно плохо. Однако внутри группы, возвышенной над другими, каждый чувствует себя польщенным в своем индивидуальном нарциссизме, и, поскольку с данным утверждением соглашаются миллионы, оно кажется им разумным. (В глазах большинства людей «разумно» то, с чем согласно это большинство; для него понятие «разумно» не имеет ничего общего с разумом, но только со всеобщим согласием.) До тех пор, пока группе, как целому, общественный нарциссизм обязательно необходим для продолжения своего существования, она поддерживает и развивает нарциссическую установку и квалифицирует ее как особенно добродетельную»...
Необходимо сделать акцент на том, каким образом и в какой форме популяризировался фашизм.
В конце 20-х, начале 30-х годов двадцатого века в Европе культивировалась красота тела. Выходили модные журналы с обнаженными юношами, кинофильмы, воспевающие белых людей спортивного телосложения, воспевающие гомосексуализм. Особо необходимо отметить работы режиссера Ле́ни Рифеншталь, любимицу Адольфа Гитлера. Все её работы воспевали арийскую красоту и исключительность.
Вся культура тех лет делала обаятельный образ зарождающегося фашизма. Это было красиво, привлекательно, доступно и очень просто. В ряды фашисткой партии приходили молодые геи, из них формировались боевые бригады штурмовиков.
Не надо забывать, что когда Гитлер пришел к власти, один из первых указов был о запрете гомосексуализма. При власти Гитлера геев преследовали и наказывали смертной казнью. На волне либерализма фюрер пришел к власти, и в одну ночь уничтожил либеральную пену одним ударом, использовав молодых геев как пушечное мясо… Та ночь вошла в историю, как «ночь длинных ножей». Почему то эти факты замалчивают до сих пор.
Реальная картина фашизма до сих пор потрясает воображение. Миллионы замученных детей, женщин и стариков в концлагерях. Медицинские и различные психиатрические опыты над живыми. И многое, многое другое…
От редакции: именно эти процессы вновь обострились на Западе во всей красе по всему миру в 2020-22 гг. Нагнетание либерализма, гомосексуализма сейчас цветёт там махровым цветом. История будто вновь вернулась в те же круги ада – обаяние либерального фашизма Европы против суровой реальности на Украине.
Наше издание неоднократно обращало внимание на внутренние и внешние проблемы в управлении церкви, в РПЦ. Так как в основе всех современных проблем лежит глубокий духовный кризис.
На фоне полного противостояния Запада против Русского мира необходимо обратить внимание на факт: Православие позиционирует себя как восточную религию, но это не совсем так.
Если рассматривать христианскую цивилизацию в планетарном масштабе, то мы ясно увидим, что Православие – это часть Западного мира.
Напомним попытки церковного руководства сблизиться с католиками: Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска состоялась 12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы - Гаваны. Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей, ряд экспертов и СМИ называли её исторической.
Ряд деятелей в Управлении РПЦ уже не стесняясь сотрудничают с римо-католиками.
Напомним, что исторический конфликт на Украине имеет именно эти, духовные корни – борьба католиков и православных.
Возможно ли борьба христиан с христианами? История показывает, что вся история миссии христианства залита кровью. Крестовые походы, насильственная христианизация, уничтожение целых народов в Северной Америке.
По некоторым историческим данным (официальная наука, конечно же, не признаёт) совпадения принятия христианства на Руси чудесным образом совпадает с татаро-монгольским игом. Миф татаро-монгольского ига маскирует насильственное распространение христианства на территории России. Пришествие к власти Романовых еще более подтолкнуло приближение Церкви и России к Западу.
Мы ни к чему не призываем и не хотим оскорбить чьих то чувств. Но факт явного духовного кризиса в настоящее время - налицо.
Вот как описывает христианскую религию Эрих Фромм: «Существование единого Бога подразумевает, что никто из людей не может стать богом, что ни одно человеческое существо не может быть всезнающим и всемогущим. Тем самым обозначены четкие границы нарциссического самопоклонения человека.
Вместе с этим церковь все же СОДЕЙСТВОВАЛА РАЗВИТИЮ ИНТЕНСИВНОГО НАРЦИССИЗМА. Вера, что ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЦЕРКОВЬ лежит единственный путь к спасению, а папа римский является представителем Христа на земле, позволяет людям, принадлежащим к ней, осознавать себя в качестве членов столь исключительного института, способствуя тем самым развитию интенсивного нарциссизма. То же самое происходило и в их отношении к Богу: с одной стороны, всезнание и всемогущество Бога должны были привести человека к смирению, а с другой стороны, он часто идентифицировал себя с Богом и в этом процессе идентификации развил нарциссизм особенно высокой степени.
Религиозные преследования и войны, которые достигли своей высшей точки в опустошительной Тридцатилетней войне, нанесли такой удар гуманистическому развитию, от которого Европа не оправилась до сих пор. (При этом невольно вспоминаешь сталинизм, который три столетия спустя разрушил социалистический гуманизм.) Если бросить взгляд на религиозную ненависть XVI и XVII столетий, то сразу становится понятна её абсурдность. Обе стороны выступали от имени Господа, от имени Христа и любви и имели различия лишь по отдельным пунктам, которые явно носили подчиненный характер в сравнении с общими принципами веры. Тем не менее, они ненавидели друг друга, и каждая сторона была страстно убеждена в том, что гуманизм кончается на границах ее собственной веры. В основе этой переоценки собственной позиции и ненависти ко всему, что от неё отклоняется, лежит не что иное, как нарциссизм. «Мы» достойны восхищения, «они» достойны презрения. «Мы» - добры, «они» - злы. Любая критика нашего собственного учения - коварные нападки, которых не следует допускать, критика же противной стороны - доброжелательная попытка помочь другим возвратиться к истине…
Появились новые формы группового нарциссизма, которые господствовали на протяжении последующих столетий. Этот групповой нарциссизм принял самые разнообразные формы - религиозные, национальные, расовые и политические. Противопоставляют ли себя протестанты католикам, французы немцам, белые черным, арийцы неарийцам или коммунисты капиталистам и как бы ни были различны их противоречия по своему содержанию, психологически мы постоянно имеем дело с тем же нарциссическим феноменом и вытекающими из него фанатизмом и деструктивностью…
Первая мировая война нанесла гуманизму серьезный удар и привела к подлинному разгулу группового нарциссизма: к национальной истерии во всех странах - участницах первой мировой войны, к гитлеровскому расизму, к сталинскому обожествлению партии, к религиозному фанатизму мусульман и индуистов и к антикоммунистическому фанатизму на Западе. Эти самые различные проявления группового нарциссизма способствовали тому, что мир оказался на грани тотального уничтожения…»
«Возрастающая интенсивность группового нарциссизма - при этом можно говорить лишь о смещении от религиозного в сторону национального, расового и партийного нарциссизма - на самом деле весьма удивительное явление…
Потребность в критическом мышлении, в эксперименте и доказательстве, принципиально скептическая установка - это признаки научных усилий, и именно эти методы мышления противодействуют нарциссическому ориентированию.
Что касается патологии общественного нарциссизма, то, как и при индивидуальном нарциссизме, его наиболее очевидным и частым симптомом является недостаток объективности и способности к разумному суждению. Если исследовать оценку негров белыми или евреев нацистами, то можно, вне всякого сомнения, увидеть искаженность мнения. В нем есть пара крупиц правды, но в целом оно представляет собой мозаику фальсификации и лжи. Когда политические акции базируются на нарциссическом самопрославлении, то этот недостаток объективности часто приводит к разрушительным последствиям…
Во второй мировой войне подобную ошибку сделала Германия. Гитлер, который стимулировал групповой нарциссизм миллионов немцев, переоценил силы Германии и недооценил не только мощь [противника] (Союзников - прим. Ред.), но и русскую зиму, как это однажды уже случилось с другим нарциссичным полководцем - Наполеоном. Несмотря на свою интеллигентность, Гитлер не был в состоянии объективно оценивать действительность, поскольку его желание победить и господствовать имело для него больший вес, чем реальная оценка вооружений и климата…
Физическое уничтожение евреев должно было служить для них доказательством превосходства арийцев. (Для садиста факт, что он может убить человека, является доказательством того, что он превосходит его как убийца.) Если же в распоряжении нарциссической группы нет меньшинства, беспомощность которого достаточна, чтобы сделать его объектом нарциссического удовлетворения, то общественный нарциссизм легко приводит к желанию военного завоевания - путь, на который перед 1914 г. вступили пангерманизм и панславизм. В обоих случаях соответствующим нациям была определена роль превосходящего всех других, избранного народа, что давало им право нападать на всех, кто не признавал этого превосходства. Я не хочу этим сказать, что нарциссизм пангерманского и панславянского движения был «собственно» причиной первой мировой войны, но их фанатизм вполне определенно являлся фактором, который внес свой вклад в её развязывание. Кроме того, не следует забывать, что, когда война уже началась, различные правительства старались разжечь национальный нарциссизм как необходимую психологическую предпосылку для ее успешного ведения».
«Если затрагивается нарциссизм группы, мы сталкиваемся с той же гневной реакцией, о которой уже шла речь в связи с индивидуальным нарциссизмом. В истории есть многочисленные примеры, когда поношение символов группового нарциссизма вызывало приступы ярости, граничившие с безумием. Развенчивание национального флага, поношение бога группы, оскорбление их властителя или вождя, а также проигранная война или потеря территории часто вызывали у масс чувство мести, которое, в свою очередь, вело к новым войнам. Раны, нанесенные нарциссизму, излечиваются лишь тогда, когда преступник уничтожен и тем самым возмещена обида, нанесенная нарциссизму. Индивидуальная и национальная месть часто покоится на нарциссизме и потребности «залечить» рану посредством уничтожения злодея…»
Если вам понравилась статья, и вы готовы участвовать в развитии просвещения - поддержите наш проект!
Благотворительные взносы на проект
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма