С большой тревогой и настороженностью поехал в Нылгу 19 февраля 2014 г. представитель газеты «Православные Вести.
Ижица». Поехал потому, что в редакцию газеты поступило целых три приглашения – посетить открытое собрание
депутатов и сельчан.
Приглашения были со стороны общественной организации, от местного православного прихода и от одной из
жительниц Нылги. Причина приглашения: затягивание вопроса о передаче здания храма Рождества Христова
верующим.
В настоящее время храм служит сельчанам в качестве зала для проведения собраний, концертов, демонстрации
фильмов. Т.е. на «сцене» в алтаре храма - пляшут и поют, в общем – мечта девок из пуси райт.
Здание храма – в аварийном состоянии. Это видно сразу. Кое-как положен пол, на котором сделаны фанерные сиденья.
Под сценой, которая занимает алтарную часть храма, куча мусора – бутылки из под пива, сока, ржавые трубы, грязь.
Все эти «прелести» высветила мощная вспышка фотоаппарата редакции.
Как здесь находятся дети и смотрят кино (так утверждают местные власти) – непонятно. В здании – жутко холодно. На
улице в этот день было всего минус 5, но через полчаса нахождения в «зале» снова надел пуховик, а ноги так озябли,
будто были в ледяной воде.
Когда зашел в «клуб», увидел столик перед входом в «зрительный зал» – ведется регистрация посетителей собрания.
Вежливо поздоровавшись, интересуюсь предстоящим мероприятием. В ответ слышу: «А вы кто»? С этими словами я
понял, что гостеприимства ждать не стоит. Представился. Ответ: «Подождите, узнаем». Через несколько минут из зала
вылетает пожилая женщина и, не представившись, громко орет: «Кто вы такой?! Кто вас звал?!» Еще раз
представляюсь, в ответ: «Я поставлю на голосование», - сказала женщина и скрылась за дверями.
У регистраторов интересуемся об этой женщине, и с изумлением слышу, что женщина - глава местной власти! Через
некоторое время все же пускают на собрание.
На открытой сессии совета депутатов муниципального образования «Нылгинское» отчитывалась глава одноименного
муниципального образования.
На собрании присутствовали депутаты и активисты села.
Упоминать настоящие имена и фамилии высокопоставленных женщин в газете не буду по причине того, что они
пригрозили судом. По опыту редакции – это вполне реально, на нас уже «стучали» в Прокуратуру, некоторые фанатики даже угрожали физической расправой. Это – не впервые.
Люди от власти видимо подзабыли, что относительно недавно верующие и священнослужители жестоко
преследовались советской властью: расстрелы, лагеря, ссылки, разрушение храмов... Видимо, гены воинствующих
безбожников проснулись у местных чиновников – хамить, давить, угрожать.
Властьимущие и сегодня могут использовать административный ресурс для подавления неудобных людей. Чем
собственно и занимаются чиновники по отношению православных верующих села Нылги. В этом пришлось убедиться
представителю газеты. Поэтому страх вполне реален.
Отчет главы муниципального образования на первый взгляд – обычный. Цифры, даты, мероприятия, проблемы,
бюджет, отсутствие денег... Интересно, что вину отсутствия денег в бюждете возложили на местных жителей. Мол,
налоги не платят. Однако о том, что сделано для увеличения рабочих мест в селе – ни слова. Особый акцент был
сделан на посещение различных мероприятий в сельском клубе, читай «храме».
Перечислялись праздники, которые были проведены в селе. Однако такие значимые государственные праздники, как
День семьи, любви и верности, День Крещения Руси, Рождество Христово – не вошли в число этих мероприятий.
И основная проблема, которая вызвала дискуссию на собрании, – мусор. Никак местная власть не совладает с
мусором.
Затем слово взял С. С. Семенов, местный депутат, православный активист. Депутат раскритиковал отчет главы
муниципального образования, он сделал акцент на том, что сельчане вынуждены за социальным и медицинским
обслуживанием обращаться в поселок Ува – ездить туда за свой счет. В селе закрыта больница. Местная власть не
заботиться о пенсионерах, не предоставляет никаких льгот. Бюджет – никуда не годится.
Главе муниципального образования также задал вопрос священник Андрей Бушков, настоятель молитвенного дома
села Нылга. Батюшка сказал, что с 1991 года верующие нылгинцы обращаются с просьбой передать здание храма
верующим. А в 2013 году были собраны и поданы официальные документы по храму. «Прошло много времени, что
сейчас делается для передачи храма?» - спросил священник. На что высокопоставленные женщины неохотно отвечали
типа: «Работа ведется... Весной соберется комиссия... Пока не построят новое здание для Общественного центра». И вообще, по словам представительницы Увинской администрации, которая также участвовала в собрании: «Это –
частный вопрос священника, не имеющий отношения к сессии совета депутатов. Религия отделена от государства»...
Это заявление вызвало возмущение присутствующих сельчан, которые отметили, что сельчан не нужно делить на
верующих и неверующих, что передача храма – это важная социальная и культурная составляющая сельской жизни, храм – очень необходим сельчанам, так как молитвенный дом не вмещает всех верующих. По большим праздникам верующие вынуждены стоять на улице...
На вопрос «Почему в селе не отмечался праздник Крещения Руси» представительница Увинской администрации
заявила, что это – не государственный праздник!
На дворе – 2014 год, но до сих пор находятся муниципальные, государственные деятели, работники культуры,
образования, повторяющие слова воинствующих атеистов, как некую мантру, или заклинание: «Церковь отделена от
государства».
Вот и представитель Увинской Администрации, отвечая на законный вопрос сельчан и настоятеля местного
православного прихода о состоянии дел по передаче здания храма Церкви, принародно и громогласно заявила -
«Церковь отделена от государства», «Декрет об отделении Церкви от государства 1918 года – никто не отменял»!
На что был вынужден вмешаться в дискуссию корреспондент. Он сказал, что чиновница вводит население Нылги в
заблуждение, и попросил процитировать пункты Конституции и законов РФ, где сказано «об отделении».
Высокопоставленная женщина не смогла сказать, где и в каком законе об этом говорится, ей вспомнился лишь Декрет 1918 года...
«Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта - совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно стремятся к твердо намеченной цели. Однако ж это оптический обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений...»
«История одного города». М. Е. Салтыков-Щедрин
Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви - нормативно-правовой акт, принятый Советом
Народных Комиссаров РСФСР 23 января (5 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее
значение в религиозной сфере. Устанавливал светский характер государственной власти, свободу совести и
вероисповедания.
Цитата из декрета: «1. Церковь отделяется от государства... 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. 13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные
специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной
государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».
Декрет был признан утратившим силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 г. «О порядке
введения в действие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий».
Российская Федерация уже как 24 года живет по новым законам, а вот увинский чиновник все еще руководствуется в
своей работе декретом 1918 года, подписанным Бонч-Бруевичем и иже с ним комиссарами.
Видимо, властьимущим очень удобно жонглировать такими понятиями перед неискушенными, простыми сельчанами.
«Диалог» журналиста и увинской чиновницы завершился угрозой со стороны последней подать в суд на представителя прессы «за клевету».
Россия - светское государство. Это положение отражает отношение российского государства к религии, в соответствии с которым никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения (НЕ ГРАЖДАНЕ! - прим. ред.) отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ).
Государство обеспечивает свободу законной деятельности церкви, религиозных объединений, но не вмешивается в
определение гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в дела церкви, в деятельность
религиозных объединений, не возлагает на них выполнение функций государственных органов и органов местного
самоуправления. В свою очередь религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства. СЗ РФ.
1997. № 39. Ст. 4465.
Отделение религиозных объединений от государства не означает, что государство не может оказывать им помощь в
содержании, реставрации и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлять
им налоговые и иные льготы, содействовать в преподавании общеобразовательных дисциплин в религиозных
образовательных учреждениях и т.д. В свою очередь религиозные организации вправе основывать и содержать
культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозных почитаний (паломничества)...
В собственности религиозных организаций могут быть здания, земельные участки, объекты производственного,
социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе и имущество за рубежом....
Религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного
самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. Но это не означает, что священнослужители лишаются каких-то общегражданских прав. Будучи равноправными с другими гражданами своей страны, они могут участвовать в выборах и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, хотя и не от религиозных объединений и не как представители соответствующей церкви. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Цитаты из учебника для вузов «Конституционное право». Московский государственный институт международных
отношений (университет) МИД РФ институт государственного управления.
А ведь почти до самого конца собрания депутатов и актива Нылги у меня было убеждение в том, что необходимо найти общий язык с местной властью, сотрудничать, а не конфликтовать.
«Будучи координатором Международного грантового конкурса «Православная инициатива» от Московской Патриархии, - говорит представитель газеты, - часто посещаю районные мероприятия, совместно проводимые православными приходами, общественными организациями, местными учреждениями образования, муниципальной и республиканской властью. Всюду – прекрасные взаимоотношения и понимание между представителями Церкви и власти, так как проводимая совместная работа несет социальное и культурное благо для Республики...»
Удивительно, но в Нылге обнаружена «живописная» картина общения власть-имущих с народом - как с быдлом. И тут вспомнился город «Глупов» писателя Салтыкова-Щедрина, о котором многие читали еще в школьные годы...
За пятнадцать лет работы в области журналистики (опыт в предвыборных кампаниях, общения с властьимущими, с
депутатами) впервые видим подобное хамское отношение к людям со стороны власти.
Да, именно как с быдлом ведет себя местная власть с живыми людьми. Местная власть глуха и слепа к чаяниям
простых людей, эта власть давит активных верующих прихожан, которые всем сердцем переживают за родное село, за людей, за культуру, за оскверненный храм.
Сельские жители очень зависимы от местной власти. Вспомним недавние криминальные скандалы - типа Кущевки, где местные жители были заложниками коррупционной, мафиозной власти? Никому до них не было дела.
Неужели мы оставим своих близких людей по вере в изоляции, один на один с хамами от власти, которые кощунственно грозят построить на территории православного храма мечеть, или ночной клуб у дома священника?
После сельской сессии совета депутатов верующие активисты собрались в молитвенном доме Нылги, где за чашкой
чая рассказали о бурной экономической и политической «деятельности» главы муниципального образования. Не буду
здесь это расписывать, так как эти материалы можно смело передавать в прокуратуру, в антикоррупционный комитет, в ФСБ.
Искренняя боль за братьев и сестер заставила написать эту неприятную статью.
«Обыкновенно противу идиотов принимаются известные меры, чтоб они, в неразумной стремительности, не все опрокидывали, что встречается им на пути. Но меры эти почти всегда касаются только простых идиотов; когда же придатком к идиотству является властность, то дело ограждения общества значительно усложняется. В этом случае грозящая опасность увеличивается всею суммою неприкрытости, в жертву которой, в известные исторические моменты, кажется отданною жизнь... Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно. Даже в самой бесплодности или очевидном вреде этих злодеяний он не почерпает никаких для себя поучений. Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем (он слишком окаменел, чтобы на нем могло что-нибудь отражаться), а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой органической связи. Если бы, вследствие усиленной идиотской деятельности, даже весь мир обратился в пустыню, то и этот результат не устрашил бы идиота. Кто знает, быть может, пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собой идеал человеческого общежития?»
«История одного города». М. Е. Салтыков-Щедрин
«Нашу работу оценит Республика», - кричала чиновница во время собрания. На что присутствующие сельчане сказали, что оценивать работу чиновников должны люди.
Увинская чиновница в дискуссии с сельчанами ссылалась на мнение высокопоставленного человека, который на
просьбу верующих о передаче храма предлагал потерпеть. Чтобы освободить храм, нужно в селе построить
Общественный центр...
Так получается, что судьба храма, мечты и надежды нылгинцев о развитии родного села связаны теперь с новыми
ожиданиями...
Сложившийся «тандем» главы местной муниципальной власти и увинской чиновницы, мягко говоря, стесняет жизнь
православного прихода и активных верующих сельчан.
Лишь бы Нылга не превратилась за это время в безжизненную пустыню - от бурной деятельности местных владычиц-
чиновниц, которые своей недальновидной политикой дискредитируют районные и республиканские власти в глазах
простых людей.
«И Дунька, и Матренка бесчинствовали несказанно. Выходили на улицу и кулаками сшибали проходящим головы, ходили в одиночку на кабаки и разбивали их, ловили молодых парней и прятали их в подполья, ели младенцев, а у женщин вырезали груди и тоже ели. Распустивши волоса по ветру, в одном утреннем неглиже, они бегали по городским улицам, словно исступленные, плевались, кусались и произносили неподобные слова. Глуповцы просто обезумели от ужаса...»
«История одного города». М. Е. Салтыков-Щедрин
Священник Андрей Бушков: «Мы пригласили редакцию газеты для того, чтобы об этой ситуации узнали за пределами
нашего района. Если смотреть глубже – в России у многих возникают проблемы по передаче церковного имущества, не только в Нылге. Ведь не только храмы отобраны были, а также - дома священнослужителей, церковная утварь, земли.
Мы пытались узнать в Москве о подобном опыте, но ответов не нашли. Поэтому стали действовать сами, как слепые
котята. У нас было на руках постановление Администрации района о внесении предложения передачи храма. А куда
нам с этим постановлением? Затем была создана комиссия по передаче храма. Комиссия собиралась один раз и на
этом – все. Вот я и поинтересовался сегодня на собрании: как идут дела...
Дело в том, что все наши предложения отвергаются. Мы предлагали свободное помещение для переезда клуба,
предлагали совместное использование здания храма: Общественный центр остается в пристрое, а мы бы заняли
помещение храма. Но самое главное – здание не использовалось с 2007 года. Все здесь поросло бурьяном, а как
только прихожане заявили о правах на храм – вдруг началась «бурная» деятельность. Сегодня, например, за день в
здании храма было целых три сеанса 3D фильмов. Зал – пустой. А по отчетам главы – за год киносеансы посетило 13
тысяч зрителей. Молодежь у нас в кино не ходит, а учащихся детей школьные работники почти принудительно
заставляют приходить на киносеансы, создавая статистику для отчета...
Я предлагал создавать при Администрации Увинского района круглые столы, чтобы властям и приходам можно было
обсуждать возникающие вопросы, для того чтобы высказывать пожелания с обеих сторон, чтобы не возникало
подобных проблем. Но в ответ слышу только одно – «Церковь отделена от государства», и всегда нас ставят лишь
перед фактом».
Верующие сельчане с сожалением воспринимают сложившуюся ситуацию. Однако надежда есть. «Яко с нами Бог», - сказала на прощанье с представителями редакции одна из верующих сельчанок.
Вспомнилось вот еще что: через некоторое время после выхода в свет этой статьи (весна 2014 г.), в редакцию звонили из Нылгинской полиции, "просили" приехать и дать показания по делу о проверке факта оскорблений в газете увинской чиновницы. Якобы цитаты Салтыкова-Шедрина оскорбляют местных чиновников. Чиновница жаловалась в прокуратуру на редакцию газеты. Вот что значит "свобода слова". Дело дошло до чиновников из Правительства Удмуртии, где дело решили замять и не раздувать скандал.
Да и не до этого было. В феврале 2014 г. (информация пришла именно в день визита редактора газеты в Нылгу) внезапно поменяли главу Удмуртии. Волкова А. А. "попросили" в отставку. Через год после выхода статьи скончался Увинский благочинный, летом 2015 ушел ко Господу митрополит Николай (Шкрумко). Ижевская епархия переживала деление на три епархии в составе Удмуртской митрополии. В Удмуртии стали происходить грандиозные перемены. Но дошли ли эти перемены до Нылги? Об этом мы обязательно напишем!
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма