Религия и идеология на протяжении веков являлись инструментами управления обществом. Поэтому они всегда будут иметь свою целевую аудиторию. Универсальная, принятая всеми религия является признаком централизованного, сильного государства. Начиная с древности, с Римской империи христианство стало государственной идеологией. А под знаменем ислама были созданы величайшие государства Востока. И сегодня – христианин, мусульманин означает в сознании соотечественников патриот России и государственник. А язычество и сектантство объективно растаскивают наших граждан по «частным квартирам».
Все мы рождаемся чистыми и невинными. И так сложно бывает не испортиться в миру. Как говориться, дьявол найдёт и в пустыне. Лично для меня очень близким является пример биографии ещё одного человека, который в нашу книжку не вошёл, ибо о нём вы можете прочесть в Евангелии. Речь идёт о судьбе апостола Павла. Вспомним, что от рождения он был назван Савлом, был правоверным иудеем и даже сам участвовал в гонениях на первых христиан. Затем, уже в зрелом возрасте он вдруг пришел к преображению. Апостол Павел посвятил жизнь созданию христианский общин на обширной территории вокруг Средиземного моря там, где сейчас расположены такие государства, как Израиль, Сирия, Турция, Греция, Италия и др.
Сохранились его письма к единоверцам, которые вошли в состав Нового Завета под названием Посланий апостола Павла. В этих текстах он объясняет очень многое из учения Христа, что не смогли записать евангелисты.
Замечу, что мне пришлось несколько раз побывать и на Синае, и в Ерусалиме и в Вифлееме. И везде я видел многочисленные материальные свидетельства того, что евангельские описания земного пути Христа правдивы: в Гефсиманском саду и посей день растут оливы, на Голгофе видна круглая дырка в камне от Его креста, а рядом я залезал в пещерные погребения - склепы. Таким образом, мне Господь не только является через Его деяния, но и оставил материальные свидетельства Своего бытия…
Итак, дадим слово апостолу Павлу:
«…когда язычники, не имеющие Закона, по природе законное делают, то не имея Закона они сами себе Закон; они показывают, что дело Закона написано у них в сердцах, о чём свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» [Рим., 2: 14-15].
«Блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты» [Рим., 4: 7].
«И до Закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет Закона» [Рим., 5:13].
«…живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут.» [Рим., 8:5].
Кто-то скажет: зачем мне религия? Нравственный Закон будет внутри меня, и я-де сам знаю, что хорошо, а что плохо. И я отдам своих детей изучать основы светской этики и их там научат как поступать ко всеобщему благу… Да я и тоже, когда-то примерно так полагал, хотя 54 года назад и был крещён во имя святого Алексия, праздник которого отмечается 25 февраля, накануне моей даты рождения. Но потом были крутые перемены в моей судьбе и даже клиническая смерть, и я пересмотрел основы своей жизни…
Сегодня, будучи автором полусотни книг и общественным деятелем могу сказать, что мой поворот к Вере был оправдан и полезен для меня. И я должен служить тому, чтобы и людям помочь делать верный выбор.
Итак, что представляет собой «светская этика», так сказать, мирской нравственный закон? Сегодня все говорят, что общество утратило нравственные ориентиры: и современное, так называемое искусство и как бы литература – это пропаганда насилия, измен, убийства и восхваление греха. Сегодня многие молодые просто не знают, что такое грех, ибо героем общества стал именно жулик и вор, который ловко избежал ответственности по светскому уголовному закону…
Отчего так? Всякая власть, устанавливающая свои законы – от Бога, но не всякая – божественна. Не всякое общество создано на принципах заботы о гражданах. Не всякая власть соблюдает социальный принцип, прописанный в Библии: «Не трудящийся да не ест!» Говоря по-научному, у нас теперь утрачена связь между мерой участия в труде и мерой потребления. Отсюда и растёт разрыв между теми, кто трудится, но беден и теми, кто распределяет и присваивает и оттого - чрезвычайно богат…
Что станет, если олигарх или казнорад хотя бы пару дней будет поститься, воздерживаясь от обжорства, не заливая свои угрызения совести алкоголем и наркотиками, а после, очищенный физически, придёт в Храм на исповедь? Если бы он «склонил свою гордую шею», произнеся смиренно: «грешен, батюшка» и перечислил бы вслух лишь некоторые свои неблаговидные поступки, в которых сам себе боялся признаться? Скорее всего, после исповеди он бы грешные и противозаконные поступки день-два не совершал? А это уже прямая польза людям, от его лихоимства страдающим. Ведь, если он из казны миллион-другой не украдёт, то, может, лишний кусок до пенсионера дойдёт, до больного?
Так уж человек скроен, что если сам берётся решить, что добро, а что – зло, он всегда будет себя оправдывать, и находить кучу, как говорят в среде молодёжи «отмазок», только чтобы продолжать грешить.
Почему наш выбор – именно христианство?
Сейчас появилось множество языческих религиозных организаций. Они возникают часто под вывеской возрождения национальной культуры, традиций. Спору нет: хранить народные песни, сказки, танцы и костюмы надо, они украшают жизнь. Но стоит ли обращаться к национально-языческим ворожцам для решения своих духовно-нравственных проблем, для поиска смысла жизни? На наш взгляд, такой образ действия далёк от оптимального.
Во-первых, язычество, как правило, не имеет своей литературы, и основы язычества самостоятельно понять очень трудно. Да и в чём они, эти основы? Нравственные принципа язычества, часто бывает - не ясны. Мы просим Господа не только о хлебе насущном, но и о прощении грехов и спасении души. А у язычника само отношение с Божеством строится по схеме: мы тебе жертвы, ты нам – заботу и процветание…
Во-вторых, языческое верование проявляется в основном, в своей объективной стороне, т.е. во время молений. А между молениями неясно, чем существует община, что объединяет её членов?
И самое главное в критике язычества объясним следующую притчу. Когда у вас зуб заболел – вы к знахарке идёте или к доктору? Конечно же, к стоматологу. Но врач – это специалист, который перед тем, как начал живых людей лечить, почти 10 лет учился, ночей не спал, сдавал экзамены, практиковался на учебных пособиях и проч. Итак, зубов у вас 32, и вы доверяете их специалисту, а душа у вас единственная, и вы хотите доверить её непонятно кому. Именно так! Этот некто вдруг проснулся с озарением, что он не просто теперь Иван Иваныч, а шаман или жрец-ворожец. Но ведь настоящий священник учился в Духовной семинарии и академии, изучал не только историю, философию, и психологию, но и мудрёные науки, которых нет в обычных университетах: литургику, патристику, агиографию, древние языки и проч. А жрец – он просто так, дивную одёжу сшил по наитию, руки воздел и что-то там такое, по наитию же бормочет. Он, может и в самом деле, искренне помочь мечтает, но танцы с бубном или жертвенно убиение животных, увы, болезней не лечат ни духовных, ни телесных.
Почему людям нужен именно грамотный, высокообразованный священник, для достижения блаженства, то есть счастья или душевного спокойствия? Отчего мы не можем стать сами себе мерилом нравственности? Снова скажем притчей: если кто собирается с утра в поездку, то он надеется на свои силы, что проснётся вовремя или всё же заводит будильник? Ответ ясен каждому. Святые отцы, Святое Писание – это те самые наши «будильники совести».
Но, допустим, некто сам проникся Верой, живёт нравственно, и является примером для детей своих и окружающих людей. Но быть примером – одно, а воспитать по своему примеру и подобию хотя бы собственных детей – это уже иная задача. Часто она оказывается невыполнимой в силу нашей занятости на работе. И здесь наш помощник - Церковь.
Прежде всего, потому, что священника специально учили воспитывать и убеждать людей. Он, так сказать «внешний эксперт» нашего духовного здоровья. Он – не только посредник в общении с Богом, но тренер и педагог. Если бы детей можно было всему учить дома, то их бы никто в школы не отдавал. Ну а для того, чтобы научиться нравственной жизни и общению с Господом, тоже надо посещать специальную школу.
Итак, нам остаётся закончить эту статью, пожалуй, самой сильной фразой из апостола Павла:
«А кого Господь предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, то кто против нас?» [Рим., 8:30-31]
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма