Дорогой читатель! Нашей газете вот уже почти 20 лет. Точно двадцать лет исполнится чуть более чем через год.
За это время многое изменилось. Как я говорил в прошлом номере, в заметке: «На нашем веку (за эти 20 лет) менялись главы государств, церковные иерархи, архиереи. Но Церковь есть и будет до конца века сего. Мы сохраняем Православную веру! Газета публикует только то, что есть правда и истина, и то, что укрепляет и просвещает народ Божий! Давайте будем христианами, поддерживать друг друга! Давайте помнить и хранить истинную веру, не давать искажать настоящую христианскую историю»!
Давайте поговорим конкретнее.
Сразу предупреждаю, эта статья - мое частное мнение. Однако, как член Церкви я имею право сказать свое слово. Было бы интересно подискутировать с неравнодушными людьми на эту тему.
Хотел начать с самого главного – мы живем в новую Эпоху информационного глобального мира. Да, мир людей такой же, люди – те же, человек не меняется тысячи лет… Однако, никогда еще человечество нашей цивилизации не находилось в таком информационном пространстве. Интернет, коммуникации, информированность растет с сумасшедшим прогрессом. Буквально за эти 20 лет, что существует наша газета, информационный, коммуникационный мир изменился до неузнаваемости. Границы, которые формировали мировоззрение - государство, религия, культура, идеология, практически уже не работают! Государственные структуры пытаются запретами и ограничениями сохранить свое существование, не думая о населении и о цивилизации в принципе. Даже Церковь используется как некий костыль, чтобы не рухнуть совсем. Так складывается, что Церкви в современное время в государстве отведена роль некого социального министерства…
Геополитики еще пытаются действовать по старым правилам, но это агония старого мира. В информационном мире границ нет. Поэтому идет информационная и экономическая третья мировая война. Миром, информационной сетью, экономикой в современное время правят не государства, не правительства, не президенты и королевские дома, а гигантские частные международные корпорации, и бог у них – мамона (власть и золото).
К сожалению (надо это просто признать!) методы просвещения и информированности в православных структурах отстают безвозвратно. Или еще я вижу вот что – вовлечение Церковных структур в водоворот информационного и экономического пространства мира идет не по тому пути. Церковные структуры (простите здесь надо пояснить, о чем идет речь, не Церковь, а Церковная система управления) – играют по чужим правилам информационного глобального мира, а это всегда - проигрышная позиция. Мало того, Церковь втягивают в политику. На «религии» будет строиться ближайшая мировая политика. Эту тему озвучил 23 сентября 2019 г. на саммите ООН по проблеме изменения климата Президент США.
Итак «Церковные структуры» – управленческий аппарат находится в зависимости от государственной и международной геополитики, от внешнего глобального информационного и экономического пространства. К сожалению это – факт! Однако Церковные управляющие структуры не являются Церковью на все 100 процентов.
Часто я часто слышу в беседах о «мнении» Церкви, или вот мнение такой-то Епархии. Надо понимать, что такое Церковь - правильно. Церковь – это сообщество всех верующих людей во главе духовенства, а не одно лишь духовенство, понимаете, о чем идет речь?
Поэтому надо говорить и понимать, что это – частное мнение священника, архиерея, или какого либо отдела по текущему конкретному вопросу. И это бы надо уяснить как верующим, так и духовенству.
Вызовы новой Эры очень серьезные, поэтому одним архиереям, священникам, без поддержки и консолидации с верующими, без православной общественности с этими проблемами не справиться! В мире работает правило: «Разделяй и властвуй!» Нас всячески разделяют, даже в своей церковной среде…
Так сложилось, что в современном Уставе Церкви большая власть передана архиереям, настоятелям. Правильно это или нет, я не буду рассуждать. Прихожане по Уставу лишь «обязаны, обязаны, обязаны»… Это дает почву для ошибочных, или малоэффективных решений архиереев и настоятелей. Все важные решения по многим вопросам надо принимать церковной общиной, при участии православной общественности, т.е. - малой Церковью. Когда подскажите мне, советуются с прихожанами архиереи или настоятели? В очень редких, исключительных случаях, и то часто – формально, для отчета в Епархии, Патриархии или Минюсте. Епархиальные собрания проходят исключительно только среди духовенства, а у прихожан и мирян голоса фактически вообще нет. Все это порождает отсутствие коммуникации духовенства и верующих. Поэтому приходская общинная жизнь практически мертва. Это очень серьезная проблема, которая ослабляет Церковь!
Именно эти обстоятельства приходской и епархиальной жизни порождают грандиозные и очень грязные скандалы. Вспомним историю в Ижевской епархии 2016 года, когда в одном приходе вскрылись многомиллионные хищения священником. А в 2019 году на всю Россию разгорается скандал о священнике, обвиняемом в педофилии, да не о простом батюшке, а настоятеля Свято-Троицкой обители милосердия в Оренбургской области. Не будем вспоминать периодически раздуваемые скандалы вокруг Святейшего Патриарха.
Все потому что церковные структуры играют по чужим правилам мира – вот результат! Люди вовлекаются в пучину страстей! И этот мир осуждает не грешного человека в рясе, а судить начинают всю Церковь – мол, священники – воры и педофилы, коррупционеры… А верующие стоят молча в стороне…
Мы строим храмы, но не создаем общину – семью, занимаемся внешней социальной работой, но не заботимся о своих прихожанах! Все акценты заточены на внешнее делание и внешнее благолепие… Это очень походит на профанацию веры. Именно поэтому такая реакция мира и общественности. Мир не видит Таинства Церкви – он наблюдает за людьми, за внешней, показушной деятельностью, которой слишком много, и очень мало внутренней работы и внутренней духовной силы.
Исходя из того что я описал выше - информационный хаос и давление сказываются и на взглядах духовенства. Хороших проповедей очень мало. А порой публикуются пресс-службами в Интернете (подчеркну – ПУБЛИКУЮТСЯ!) проповеди священников, архиереев, зафиксированные при богослужении, которые являются чистой реакцией на происходящее в мире. А также лекции богословов, искажающие Евангелие. Редакция нашей газеты избегает публиковать подобные вещи! Такие проповеди и лекции адресованы непонятно кому – батюшка, или архиерей как бы обращается к тем, кто в храм не ходит, в мир, но при этом его слушают прихожане. Батюшек учат в семинариях говорить проповеди, они это умеют. Но что порой можно услышать в них - вызывает лишь уныние – очень часто в проповедях верующим навязывают чувство вины. Это очень ужасно - при современных обстоятельствах информационного хаоса и насилия мира сего. На людей выливается столько негатива в светской жизни - на работе, на службе, в политике, порой в семье нелады, а тут еще и в храмах начинают «давить на совесть». Видимо это желание сплотить вокруг себя приход? Создать свою вотчину или секту? Это очень опасно!
Неужели духовенство не понимает состояния верующих, приходящих в храм? Я сомневаюсь, что люди идут в храм, чтобы почувствовать свою вину. Мне кажется, что люди верующие не склонны к мазохизму. А ведь иногда такое в проповеди услышишь и прочитаешь – беда! Что мы такие «тяжкие грешники», что «ничего не можем дать Богу», что «дряблые старики», что вокруг зло и «любви нет» и прочее и прочее. Однако степень своей греховности знает каждый и это решается на частной исповеди. И мне кажется, что каждый человек, пришедший в храм - достоен любви и внимания, и он уже готов духовному исправлению, иначе для чего он в храме?
Если в речах священника сплошь мрак и разочарование – надо ему задуматься, на своем ли он месте, туда ли он идет и куда ведет свою паству? И стоит ли свой помраченный духовный мир и разочарование транслировать в Интернете на весь мир, преувеличивая зло?
Люди идут в Церковь за состоянием душевного равновесия, за тем, чтобы ощутить помощь Божию, хоть немного ощутить благодать молитвы и радость богослужений, почувствовать свою сопричастность, хоть каплю ощутить пастырскую заботу…
А в реальности такая картинка (особо в больших городских храмах): прошло богослужение и все разошлись – духовенство по своим делам, прихожане - по своим. А чтобы поговорить со священником, это надо быть знающим и опытным, чтобы как то батюшку поймать после службы, ведь они такие занятые… «Некогда, приходите завтра»…
Я лично знаю истории, когда вот так батюшки отмахивались от людей, за которых я лично просил. А те несчастные люди ушли из жизни без покаяния, а двое покончили с собой… И кстати, те двое священников (имена опустим), тяжело заболев, тоже вскоре ушли из жизни, буквально в течении трех- четырех лет! И подобных историй много – равнодушие ужасное!
В редакцию регулярно жалуются верующие на хамство и равнодушие от городских священников. Что происходит? Если эту статью читают священнослужители, обратите на это внимание!
Сам Господь призывает всех: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», - Евангелие от Матфея.
Что же при таких обстоятельствах делать простым верующим, мирянам? - Изучать христианство глубже, искать неравнодушных священников, собираться в дружные семьи - общины, поддерживать друг друга. Всячески поддерживать духовенство и архиереев, а если видите у них ошибки – тактично говорить об этом, а не отворачиваться сразу. Ошибаются все!
Духовенству – заботиться в первую очередь о пастве, о прихожанах, как о самых близких людях! Именно в консолидации верующих людей, прихожан – вся сила Церкви! Никто не спасет Церковь так, как верующие прихожане. Ни большие и красивые соборы, храмы, ни деньги, ни власть имущие – не спасет Церковь. Только верующие простые люди!
Заглянем в самую доступную книгу – «Закон Божий»: В девятом члене Символа Веры говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом.
«Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь»…
Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших «ибо у Бога все живы» (Лук. 20, 38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.
Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим.
Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам - епископам, и через них невидимо управляет Церковью. Господь Иисус Христос есть единый истинный Глава Церкви и никакой другой главы в истинной Церкви Христовой нет и быть не может. Иисус Христос Глава, а Церковь есть духовное тело Христово (Ефес. 1, 22-23; 5, 23).
Св. апостол Павел говорит: «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 12-13). Итак: «вы (т. е. истинные христиане) - тело Христово (т. е. Церковь), а порознь - члены (Церкви)» (1 Кор. 12, 27). «Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Церкви)» (Ефес. 4, 11-12).
Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16, 18). «Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28, 20).
Истина Божия - Божественное учение - хранится в единой Церкви Христовой: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: «Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14, 26). Дух Святый «пребудет с вами во век» (Иоан. 14, 16).
Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь», сказал Сам Господь (Матф. 19, 17).
Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим (Ефес. 4, 4-6). Она имеет и одну цель - освящать людей; одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства. Также говорится в «Законе Божием» о поместных Церквах, которые едины в учении и хранят Православие.
Итак, главная цель Церкви – объединение (консолидация) верующих людей, освящение (просвещение) и хранение Божественного учения. Вот главная цель и задача Церкви! Это должны делать все – архиерей, настоятель, духовенство и прихожане, миряне! Все остальное – социальная деятельность, дела милосердия, строительство храмов, богослужения – лишь средства достижения цели!
Разговор о главном 2
В предыдущей статье наш разговор был остановлен на теме сохранения веры и символе веры: «Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». В заключение статьи написано: главная цель Церкви – объединение (консолидация) верующих людей, освящение (просвещение) и хранение Божественного учения. Вот главная цель и задача Церкви! Это должны делать все – архиерей, настоятель, духовенство и прихожане, миряне! Все остальное – социальная деятельность, дела милосердия, строительство храмов, богослужения – лишь средства достижения цели!
Теперь поговорим об этих средствах (инструментах).
Первое – сотрудничество с государством. Государство обладает большим набором эффективных инструментов! Да, я говорил в предыдущей статье, что сотрудничество ведет порой к вовлечению Церкви в водоворот политики и экономики. Надо признать этот факт и вырабатывать свою стратегию, а не играть по чужим правилам.
Необходимо эффективно использовать инструменты государственной и общественной системы на пользу Церкви, в пользу верующих граждан, а именно – «консолидация верующих людей, освящение (просвещение) и хранение Божественного учения».
Еще по этому поводу мысли. Что такое государство? Как в предыдущей статье я говорил, что нет Церкви без верующих, так и государства нет без народа. Государственные структуры управления – лишь структуры. Подход должен быть таков – нельзя разделять государство на власть и народ. И это сейчас в России очень актуально. Власть имущие почему то в наше время ведут себя именно так, они отделяют себя от народа!
На самом деле, большинство действий власти направлено на сохранение самой системы власти, т.е. система заточена под себя, народ для них – лишь «средство» пополнения бюджета (Да, да! Ни нефть, ни газ, ни природные ресурсы, а народ, который постоянно, ежемесячно платит массу сборов и налогов. Доходы от природных ресурсов России уже давно оседают в карманах олигархов и потом утекают зарубеж). Для них народ – это абстрактное понятие – это, какие-то безликие бабушки, бюджетники, рабочие, обеспечивающие работу предприятий, принадлежащих частным инвесторам и олигархам. К сожалению, ярмо такой власти создал сам народ.
Для тех, кто увидит в этих строках экстримизм, укажу, что данные мысли чисто религиозные, может исторические и основаны на Библии: «И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда… И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя»… 1-я Царств. 8 глава – Библия.
С тех пор мы имеем такую власть и стенаем бесконечно… Причем у нас даже и не Царь давно!
СМИ часто манипулируют понятиями государство. Например, Западные страны вводят санкции против России – и все медиа, и продажные журналисты эту новость подают - будто санкции против всей страны. Это хитрая манипуляция, ложное обощение! Санкции вводят конкретно - против каких либо чиновников или частных бизнес-структур, против ведомств. Наши госструктуры также вводят контр санкции против определенных зарубежных структур. Это политика и бизнес! Причем тут вся Россия и просты люди? Но от этих войнушек страдает весь народ!
Церковь Святая не отделяет государство и власть от народа, от бизнеса, в храмы ходят все граждане России в независимости от социального положения. Но церковные иерархи говорят о сотрудничестве с государством, что они имеют в виду? Высокопоставленных чиновников, бюджетные средства, спонсоров, или народ?
Раздаются голоса, что Церковь находиться в кризисе. Я не одинок в этом мнении. Это же очевидно. Например, в статье «Кесарево кесарю, а Божие Богу» монах Ефрем (Метс) (pazderu.cerkov.ru) пишет: …«В целом церковный кризис сегодня связан с тем, что Церковь ввязалась в политические игры и вместо веры проповедуется идеология. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что лояльность государства к Церкви страшнее гонений, потому что христианин теряет духовную бдительность. В итоге за обличения власти Святитель Иоанн был изгнан с кафедры и умер в ссылке. Помоги нам Господи не прельститься идеей очередного рая, и вкорени в наше сердце Твои слова: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лук.17:20,21)
А когда Православие было практически у государственного руля, был православный монарх – это привело к катастрофе в 1917 году, в результате распалась Российская Империя, пролились реки крови!
Критики возразят – мол Православие построило великую страну. Да, это так. Однако вспомните историю, как это происходило, какие методы применялись Царской и Церковной властью. Сейчас эта стратегия утеряна и забыта, поэтому кризис! Именно - отхождение церковно-государственной политики от начальной, начиная с реформ Петра I Великого, и привело к революции в 20 веке! Этой интересной теме необходимо посвятить отдельную статью.
Однако кратко скажу. Принимая Православие, простые народы и элита разных племен получали огромные привилегии, военную защиту, и даже земельные наделы, леса и луга в пользование. Создание приходов и строительство храмов шло снизу – из народа! А в 21 веке все наоборот, чтобы стать православным необходимо заплатить деньги… А храмы строят богачи и олигархи (у народа нет ни веры, ни сил, ни денег). Вот вам и кризис! Православие в современное время становиться элитарной субкультурой, но при этом замашки остаются прежними – желание влияния и масштаб государственной организации. Все это снова приведет к перевороту и гонениям на Церковь!
Еще раз подчеркну мысль: Церковь должна быть с народом! Да, необходимо сотрудничать с государством, но приоритет – народ! Только так Церковь сохранит свой Вселенский масштаб.
Итак – сотрудничество с государством и забота о народе. Какие есть еще инструменты? На поверхности лежит инструмент, разрешенный Конституцией Российской Федерацией – свобода слова. Эта тема мне ближе и понятнее, поэтому поговорим об этом.
Из статьи 29 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Любой гражданин РФ или организация имеют право создавать СМИ – Средства массовой информации (газеты, журналы, теле и радиопередачи, Интернет сайты. Распространять через СМИ свои мысли и знания, транслировать свое мнение, выражать мысли.
Очень важно отметить, что СМИ должно быть официально признанным и зарегистрированным в соответствующих Федеральных органах. Издаваемые листочки, или даже журналы и сайты, телепередачи, не имеющие государственной регистрации в Роскомнадзоре, не являются СМИ. Такие издания, сайты - лишь для внутреннего потребления, т.е. эти «издания» как бы издаются для самих себя. Хотя они могут повлиять на общество… а точнее сказать их могут использовать другие СМИ для подготовки информации, которая уже в свою очередь влияет на общественное мнение. Но подобные ресурсы всегда рассматриваются как источниками субъективной и предвзятой информации.
А вот официально зарегистрированным СМИ даны большие полномочия, и публикуемая там информация является официальной и принимается к сведению всеми государственными структурами и может существенно повлиять на политику и решения на государственном, судебном, экономическом, общественном уровне.
Кроме того, по требованию Закона РФ о СМИ, все зарегистрированные издания предоставляют информацию в Российскую книжную палату, а также в Российскую государственную библиотеку, плюс в Государственные и библиотечные архивы республиканского уровня. Другими словами, публикации в признанных СМИ входят в формирование и сохранение истории России.
В будущем, впрочем, уже и в настоящем, историки, краеведы, студенты используют эту литературу в своей деятельности, для своих книг, докладов диссертаций и прочее.
Официальное издание – государственный, общественный, достаточно влиятельный и эффективный инструмент.
Кто будет ссылаться на непризнанный и неофициальный листочек или «журнал», или «газету», которые издаются в нарушении Закона РФ?
Поэтому призываю читателей, духовенство и архиереев поддерживать нашу православную газету, подписываться, идти на сотрудничество, а не строить препятствие и не отворачиваться от очевидной реальности.
Издание наше официально признано Роскомнадзором РФ, Московской Патриархией, в лице Синодального информационного отдела.
Важно еще раз подчеркнуть, что газета играет большую роль в коммуникации среди верующих, в просвещении нецерковных людей, может влиять на общественное мнение, поднять престиж и статус личности или организации, или развеять этот престиж в прах.
Именно поэтому в 2015-17 гг. была целая «война» за газету «Православные Вести. Ижица». Но об этом в следующем номере!
Подписывайтесь на нашу газету, проявите свою веру!
В 2015-17 гг. была целая «война» за газету «Православные Вести. Ижица».
В 2016 году редактору сделали «предложение» без всяких компромиссов и цивилизованной договоренности, просто так - передать газету другому учредителю... Но газету удалось сохранить как прежде. Кому интересна эта история, подробности опубликованы здесь.
Последние лет 9 – 10 Церковь активно осваивает Интернет, социальные сети. Синодальный информационный отдел Патриархии делает все возможное для этого. Большое им спасибо за это! Существует масса сайтов, газет, журналов, есть телевидение и радио. Но что-то идет не так. Что-то упущено.
Думается вот что: в череде информации о социальном служении и благотворительности затерялась главное, о чем вообще Церковь должна говорить. Как в предыдущей статье я говорил, что «вовлечение Церковных структур в водоворот информационного и экономического пространства мира идет не по тому пути. Церковные структуры (Церковная система управления) – играют по чужим правилам информационного глобального мира, а это всегда - проигрышная позиция».
При всем уважении к руководству Информационного Синодального отдела (удачные проекты есть, но их можно перечесть по пальцам) общее направление информационной деятельности зашло в какой-то тупик. Свидетельство этому – постоянные скандалы и обсуждение Церковных дел в СМИ. Может быть это связано не с самой активностью приходов и Церкви, а часто - с имитацией этой деятельности? Потому что «свыше требуют»… Наше издание также идет «в ногу» с Информационным Синодальным отделом. Но где результат? Развитие деятельности в области миссионерства и просвещения находится в тупике. Количество прихожан замерло. Многие приходы не в состоянии содержать большие храмы… «Царствие Моё не от мира сего» - слова Христа. Здесь, в области информации также необходимы подходы не мирские, законы и правила мирских светских СМИ здесь не работают!
Меня, как главного редактора часто упрекали, что в газете публикуются статьи богословские, вероучительные, мол, зачем? Это все есть в книгах. А я утверждаю, что это делать необходимо! Посмотрите, что сейчас делают раскрученные группы в соцсетях (сомнительные), которые призывают к «совершенству в духе», где используют часто и высказывания православных святых. Потому что это востребовано! Искание истины и смыслов всегда имеет спрос. Но почему Церковь это не показывает? Да потому что у многих понятие такое – ближе к власти, играть по чужим правилам удобнее и безопаснее, и при деньгах… Это же лучше чем идти на конфликт и говорить правду, о социальной несправедливости, призывать к искренности, покаянию и наказанию откровенных мошенников в политике и в бизнесе, кстати и в Церкви тоже, о духе мамоны, захватившим всю страну – это надо иметь мужество и самостоятельность.
Когда иерархи поведут себя по настоящему - будут радеть за народ христов, тогда они станут настоящими лидерами и народ в Церковь пойдет, особо пойдут мужчины. Мужчинам нужен лидер, может быть жесткий, но справедливый, а вот женщинам – приятный батюшка. Понимаете я о чем? Поэтому в храмах в основном одни женщины и очень приятные батюшки, ну что также неплохо.
Есть, конечно, исключения, естественно они завязаны на личностях - лидерах. Хочется отметить удивительную симфонию сотрудничества Церкви, общества и местной власти в одном из районов Удмуртии, где есть и общественный православный центр и активный батюшка, и активные общественники. Именно несколько человек организовали целую жизнь в районе, основанную на Православии: фестивали, крестные ходы, круглые столы и масса других мероприятий. И руководствуются эти люди не указами от Синодальных отделов из Москвы или из Епархии, а трудятся ради местных людей, местной молодежи, прихожанах, ради Церкви.
Поэтому в таких храмах удивительная атмосфера, где никогда не чувствуешь себя чужим, всегда подойдут и поклонятся! Не буду писать названия и имена, потому что зависть уничтожает все.
Итак, что писать в Интернете и газетах? Я не буду подсказывать, давать информацию. Кто слышит, тот услышит и поймет, без прямых указаний. У каждого свое дело.
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма