Стоит зайти в любую поликлинику, попасть на прием к врачу – становится очевидно, что больны не только люди, но и само здравоохранение.
Больному, прежде чем бегать по врачам и частным клиникам, искать в интернете волшебные рецепты или врачей-кудесников, следует понять, что происходит с медициной, с ним самим и окружающим миром.
Понять, что же ему нужно на самом деле, и вообще – нуждается ли он в медицинской помощи? Возможно, ему нужно не «лечить печень», а просто бросить пить или перестать чревоугодничать, не бегать по невропатологам, а просто победить свою лень – встать пораньше и пойти в спортзал.
А может быть, задуматься о своей душе и попытаться понять, в чем источник личного страдания – истинное заболевание или проступки перед своей совестью, грехи, личные пороки и вредные привычки. Но этот процесс требует от пациента огромной внутренней работы. Требует ответственности и честности перед самим собой и Богом – даже если человек не воцерковлен.
Но современная «индустриальная» медицина – продукт общества потребления, цивилизации соблазна и лени. Наше здравоохранение превращается в сферу услуг для лентяев и халявщиков. Врачи уже не лечат, они оказывают услуги. Службу медицинской помощи подменили незаметно для врачей и пациентов сферой медицинской коммерции, торгующей мнимыми чудесами. Съешь таблетку – и ты здоров. У вас проблемы с желчным пузырем – отрежь его, и нет этой проблемы, и дальше лежи у телевизора.
Но кто видел в последнее время если не исцелившегося, то хотя бы вылеченного?
Медицина – лишь часть общества, такая же, как армия, школа или торговая сеть. И ее болезни – продолжение болезней общества, болезней человеческих отношений. Нет прививки от этой инфекции, если у человека отсутствуют внятные нравственные ориентиры. Жизнь – дорога, где существуют свои правила движения и дорожные знаки. За самовольную установку и снос дорожных знаков государство руками ГИБДД жестоко наказывает. А за снос или самовольное насаждение нравственных ориентиров (исключая экстремизм) государство ответственности не несет, потому что оно – светское. Только у церкви еще есть силы охранять эти жизненные маяки.
Кто построил такое уродливое общество? Исключительно, мы.
Каждый народ заслуживает такого правителя, какого имеет. То же справедливо и в отношении медицины: всякий народ заслуживает той медицины, какую имеет. В обществе потребления, обществе мнимых ценностей – медицина становится товаром, услугой, а больной – потребителем. Достижения медицины становятся мнимыми. Извращается понятие здоровья, нормы и патологии. Если уже педерастия признается вариантом нормы, то о каком репродуктивном здоровье может идти речь?
Но самое неприятное в том, что в обществе потребления извращаются отношения врача и больного. Настоящая медицина – это искусство человеческого общения, взаимопомощи и взаимного доверия. Врач должен услышать и понять больного, а больной – довериться и быть благодарным врачу. Врач и больной – оба активные и равноправные борцы с недугом. Поэтому настоящая медицина – это медицина взаимной ответственности врача и больного. Во все века в опасной ситуации, например, при сложных операциях, испытаниях новых методов лечения, врач и больной делят риск между собой. Врач рискует, идя оперировать или давая новый препарат, больной – ложась под нож или принимая лекарство.
В обществе потребления все наоборот. Отношения врача и больного превращаются в отношения продавца услуг и потребителя. Операционный стол или кабинет врача превращается в прилавок приказчика со всеми присущими торговле соблазнами – обмануть, всучить лежалый товар, продать простецу-больному то, что ему вовсе не нужно, ободрать как липку.
Сегодня само государство заставляет врачей продавать свое ремесло. Поэтому многие «современные» врачи – люди действия, которые видят в пациенте лишь объект своей работы. Так вместо ортопедов появляются слесаря человеческих тел, гастроэнтерологи превращаются в сантехников желудочно-кишечного тракта, а урологи переучиваются на водопроводчиков мочевыводящих путей. У них индустриальная медицина, бизнес. Эффективная продажа медицины в розницу – неизбежное введение больного в заблуждение. Идеальный потребитель индустриальной медицины – человек, болеющий неизлечимой, но не смертельной болезнью, желательно сопровождающейся тягостными страданиями, легко снимаемыми дорогим лекарством.
Из медицины ушло целостное понимание человека как единства тела, души и духа. Если приборы не выявляют наличия души – разве ее нет? Но ощутить наличие души в своем ближнем может только другая душа, а не прибор.
В мире технологии развивается не умение понимать и слышать больного, а навыки продавца – умение навязать ему свою волю, создать ложную мотивацию к потреблению лекарств, привязать к аптеке или больнице. Самый лучший врач теперь определяется умением и готовностью отрезать или пришить что-нибудь невиданным доселе способом. Таких умельцев становится все больше и больше.
Но это не так часто надо больному. Гораздо чаще человек не умеет жить в ладу с самим собой, он не понимает самого себя. Он даже не догадывается, что кроме кишок и нервов, в нем есть и нематериальная сущность – душа и ее неубиваемое ядро – дух. И страдание всегда затрагивает всю триединую сущность человека, нарушает их связь, отлучает человека от самого себя. Плохо, когда личность человека, его душа и его тело «не сошлись характером». Отсюда – болезнь. Но нельзя развестись со своим организмом и душой, как с постылым мужем. И врач, чтобы вылечить, должен восстановить целостность человека.
В этом суть: «исцелить» – это больше, чем вылечить. Врач, берясь за лечение, должен знать, что нельзя уврачевать тело, не уврачевав душу, а это уже прерогатива Церкви. Только так, помогая друг другу, врач, больной и священник могут одолеть недуг. Только так можно научить больного правильно желать, понимать самого себя.
Может ли плохой человек быть хорошим врачом? Нет, не может. Потому что медицина – это искусство мира. А для этого надо быть честным с пациентом и самим собой. Многие болезни или проходят сами собой (их надо пережить), или неизлечимы. С последними необходимо научиться мирно сосуществовать и получать радость жизни, а для этого врач должен научить больного найти компромисс с собой, со своим телом, душой, с окружающим миром. Научиться трудиться в поте лица, чем-то жертвовать. В этом – умение жить.
Многие болезни – такая же часть привычного образа жизни человека, его профессии, его общественного статуса. И нет таблетки от плохого начальника, нелюбимой работы, разрушенной семьи. Измени себя, выйди из привычного круга жизни – и болезнь рассеется как дым. С другой стороны, часто тяжелый недуг оказывается тем толчком, который заставляет человека стать человеком.
Иногда человек становится полноценной личностью, лишь став инвалидом. В нем после увечий вдруг открываются неведомые таланты или невероятная сила духа и широта души. Окружающие видят в этом подвиг, а на самом деле – эти больные просто так живут. По-другому - то, нельзя, погибнешь.
Но мы знаем, что возможен и другой образ бытия нашей медицины. Непродажный, человеколюбивый, иногда – жертвенный, реже – православный. И как Русская Православная Церковь пытается сплотить общество, восстановить разорванную ткань русской общины, так и наше дело настоящих врачей – восстановить эти утраченные отношения между больным и врачом.
Медицина, безусловно, вернется в свое исходное состояние, когда она будет искусством, подкрепленным научными и технологическими достижениями. Но для этого нужна совместная работа больных и врачей. И не нужно ждать милостей от государства. Чтобы быть человеком и любить окружающих, не нужно получать в Росздраве лицензию. Нет православной медицины, но есть православные устои русской медицины и православные врачи.
Церковь отделена от государства. И это хорошо – значит, у нашей больной медицины есть еще один союзник, еще одна опора. И поэтому «Общество православных врачей» может стать зерном, из которого вновь вырастет древо нашей русской медицины. Той, о которой мы знаем теперь, к сожалению, из книг. Когда побеседовал больной с доктором, и ему стало легче. Это особая область человеческих отношений. Потому что мы друг для друга и есть главное лекарство. И одновременно, мы же друг для друга и есть главный яд. Если человек по-настоящему болен, он всегда, неизбежно найдет своего врача. Будьте здоровы.
Евгений Павлович Кузнецов, к.м.нЧеловек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма