Home Ижица Краеведение Удмуртия – не огранённый алмаз русского Православия

Основные темы сайта

Удмуртия – не огранённый алмаз русского Православия

«Желаю Вам знать свой благодатный край, свою историю, своих святых и святыни свои, - ибо они ближе к Вам и душе Вашей»
Епископ Сарапульский и Можгинский Викторин

Храмы Ижевска

Путешествуя по России, я посетил столицу Удмуртии - город Ижевск. Этот, на первый взгляд небольшой и тихий город удивил меня своими жителями. Основное населения Республики составляют русские и удмурты. Основной религией является христианство. Тихие и вежливые жители Удмуртии хранят наследие своих предков, изучают родной язык и культуру. Вера в Бога здесь передавалась из поколения в поколение. И даже во времена коммунизма не была забыта! События, произошедшие на этой земле, можно смело назвать божественными, чтобы узнать о них подробнее я и навестил этот родниковый край.

Здесь, на территории Прикамья, раскинулась благодатная земля, интересовавшая паломников с разных уголков Великой Руси еще с XV века, с того самого времени, когда с первыми миссионерами христианская вера была принесена удмуртам, марийцам, коми и другим народам, издревле населявшим Удмуртию.
Землю, раскинувшуюся на берегах реки Камы, можно назвать благословенной. Именно сюда, ведомые высшим смыслом, прибывали паломники, здесь неоднократно бывали императоры Российской Империи. И именно здесь, во время самых трагичных страниц в истории нашей страны создавался оплот христианской веры всего Поволжья. Поэтому не становится удивительным и тот факт, что на земли Удмуртии не дошли грабительские и разоряющие армии наших врагов (ни Наполеон, ни Гитлер). В периоды многих войн Вотская земля защищала и кормила, благословляла и укрепляла веру. Сила, заключенная в этой земле и ее людях помогла выстоять перед лицом надвигающейся беды. Православную веру не смог уничтожить и самый страшный её враг – «серп и молот» советской власти, которыми большевики беспощадно прошлись по судьбам жителей Удмуртии.
Избавиться от меча, занесенного над Православием в течение почти 70 лет, удалось лишь в 1988 году, после «Освобождения церкви». Однако окончательно освободиться от оков советского тоталитаризма Церковь в Удмуртии смогла только после развала СССР. Именно тогда храмы и церкви стали возвращаться во владение верующих. Активное же воссоздание православного вида городов Удмуртии - времен царской России началось уже в новом тысячелетии. Всего за 7 лет были восстановлены многие значимые Соборы и храмы удмуртской земли, а в их стены возвращены исторические святыни. Так, согласно «Президентской программе восстановления храмов», при финансировании из республиканского и федерального бюджетов, так и при активном спонсорстве крупных компаний-меценатов были восстановлены 36 древнейших храмов Удмуртии, которые сегодня открыты для прихожан. Среди вновь обретенных памятников православной веры: храмы вдоль туристического маршрута по р. Кама, а также Свято-Михайловский Собор в г. Ижевске. Кроме того, на данный момент активно ведется воссоздание храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Сарапул, построенного еще в 1788 году. Надеемся, что уже совсем скоро удмуртская земля вернет себе еще одну утраченную святыню.
Тем не менее, каким бы активным не было строительство, многие намоленные иконы и святыни этой благословенной земли, успевшие неоднократно показать свою чудодейственную силу, были неоправданно забыты. Причем, упущенными и не вошедшими в реестр православных святынь, оказались святыни не только всероссийского, но и мирового значения.

Животворящий крест в с. Перевозное

Среди главных святынь Удмуртии, России и всего православного мира – Животворящий крест, расположенный в Успенском женском монастыре в селе Перевозное. Чудотворный крест выловили из р. Кама, в момент, когда он плыл против течения. Со времени его прибытия в монастыре его чудодейственная сила спасала и исцеляла истинных верующих от тяжелых недугов и смертельных болезней, даровала умиротворение и благодать просящим. Более того, благодаря обретенной святыне удалось спасти множество храмов этой земли.

Икона-мощевик XVI века и мощи свт. Луки (Войно-Ясенецкого)

Свято-Михайловский Собор

Воссозданный в 2007 году, Свято-Михайловский Собор необычайно интересен для православного паломника не только как символ богатства и силы православной веры, но и как место, в котором находятся две редкие и уникальные для всей территории России святыни. Первой православной святыней является старинная икона XVI века с изображениями и мощами святых, обретенная Собором в год его освящения. Сразу же по прибытию в Собор икона была благословлена Патриархом Алексием II. По мнению священнослужителей на иконе изображено более ста святых с таким же числом частиц мощей святых на иконе. Икона-мощевик прошла долгий путь из центральной России, где пережила сильнейший пожар, постигший старообрядческий молитвенный дом, в котором она хранилась. Молитвенный дом полностью сгорел, а из всех икон в огне уцелела лишь эта. И хотя в пожаре икона сильно пострадала, на ней все же можно увидеть образы двенадцати святых. Более того, несмотря на огонь и внешние деформации, совершенно не тронутыми остались мощи святых, залитые воском! А ведь, как известно, воск плавится даже при небольших температурах. На сегодняшний день точно известно, что на иконе представлены частицы мощей апостолов Матфея, Луки, Марка, Иакова, Варфоломея; святителей - Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого; преподобного Ефрема Сирина; архидиаконов Стефана и Лаврентия; великомучеников - Феодора Тирона и Георгия Победоносца; а также мощи Александра Невского. Даже за время пребывания в Свято-Михайловском Соборе святыня явила множество чудес и исцелений. Подобных святынь не так много во всей России и нельзя переоценить чудотворную силу Иконы-мощевика.
Здесь же, в Свято-Михайловском Соборе г. Ижевска, с 2010 года находится единственная во всей России рака с частицей мощей святого Луки (Войно-Ясенецкого), Архиепископа Симферопольского, целителя, принявшего священнический сан в самый разгар, будучи в то время уже известным и уважаемым ученым. При этом с 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. Рака с мощами по прошению Митрополита Ижевского и Удмуртии Николая была дарована Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем и перевезена в столицу Удмуртии из Свято-Троицкого кафедрального собора Симферополя митрофорным протоиереем Виктором Костенковым. Мощам святого Луки (Войно-Ясенецкого) молятся об исцелении, включая сложные онкологические заболевания.
Первые дни после установления ковчежеца с мощами Луки двери Свято-Михайловского Собора три дня и три ночи были открыты для поклонения верующими. Позже благословением Митрополита Ижевского и Удмуртии рака с мощами побывала в Глазове, Сарапуле и Елабуге, где святыне могли поклониться православные верующие.

Чудодейственная икона с Афона

На севере Республики, в 30 км от г. Воткинска, располагается село Шаркан (Шарканский район, Удмуртская Республика), которое стало известным и почитаемым местом паломничества еще с начала XX века. Здесь, в женском монастыре, находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Афоне. При жизни она принадлежала Савве Освященному. Икону Божией Матери «Скоропослушницы» после смерти Саввы Освященного подарили знатному шарканскому купцу, жертвующему множество денежных средств на монастырь. Так великая святыня попала в Удмуртию. Первой чудодейственную силу иконы на себе ощутила работница купца, которая исцелившись от врожденной хромоты, посвятила свою жизнь служению Богу, совершив постриг в монахини. Видя чудеса, которые совершает Икона Божией Матери «Скоропослушницы», в монахини ушла и дочь купца. Монастырю, в который ушла девушка, и была в последствие передана чудодейственная икона. За все время святыня явила много чудес и исцелений, более того, до революции икона по праву входила в число святынь всероссийского значения. С приходом большевиков к власти святыня была утеряна. К счастью ее не уничтожили, хотя интерес к святыне со стороны высшего руководства страной был немалый. Как только начались преследования веры, первые разорения и разрушения храмов, Икону Божией Матери «Скоропослушницы» спрятала молодая инокиня, посвятившая всю свою жизнь защите Великой святыни. И только перед своей смертью она раскрыла тайну местонахождения иконы. Это произошло уже в конце 80-х годов прошлого века. С тех пор Икона Божией Матери «Скоропослушницы» вновь вернулась в монастырь, где по сей день продолжает совершать чудеса исцеления верующих, нуждающихся в ее помощи.
Стоит отметить интересный факт. Женский монастырь, расположенный в с. Шаркан с момента своего создания занимался ткачеством (ныне Шарканская трикотажная фабрика). Во время существования СССР монахинь заставили выткать большой ковер с изображением В. И. Ленина, который долгое время висел на ВДНХ.

Свято-Александро-Невский Собор. Ижевск

Построенный и освященный в 1823 году Александро-Невский Собор получил самый крупный приход, включающий более 20 деревень. Этот величайший Собор был построен на средства самого Императора Александра I, который, на следующий год после открытия Собора, лично прибыл посетить великий храм. Ныне даже сохранилась плита, на которой стоял Император, найденная при воссоздании храма в 90-е годы. Позже в стенах храма побывал и будущий царь Александр II. На территории Собора покоятся великие священнослужители и выдающиеся люди Ижевска. Также на территории Александро-Невского Собора располагается часовня в честь основателя города – А.Ф. Дерябина. Останки основателя были перевезены в его город из Ярославской области, где он был похоронен рядом с кельей супруги Н.Н. Урсовой - настоятельницы Толгского женского монастыря.

Собор Святой Троицы. Ижевск

Расположенный в самом центре Ижевска Собор Святой Троицы являет собой классицизм русской церкви. Собор построен на месте Троицкой церкви, построенной в 1782 году, однако, не уцелевшей во время пожара 1810 года. При советской власти в помещении Собора планировалось открытие кинотеатра, как это произошло с Александро-Невским Собором в г. Ижевске. Ныне на территории Собора Святой Троицы располагается Ижевская и Удмуртская епархия и паломнический отдел.

Село Мазурино. Храм Преображения Господня - шедевр церковного зодчества Удмуртии

Храм в с. Мазурино был построен между 1814 и 1836 годами. Строительство начинали сразу после окончания Отечественной войны 1812 году пленные французы. В честь победы, во имя Бога и Царя был воздвигнут каменный храм, равного которому не было во всей Удмуртии, и который должен был стать символом Веры Православной. Так, в высоту храм был воздвигнут размером с пятиэтажный дом с площадью основания 57 на 16 метров. Строительством этого шедевра занимался мастер европейского уровня, равных которому еще долго не будет в Удмуртии. И на сегодняшний день Храм Преображения Господня остается значимым культурным и религиозным сооружением, прошедшим через века, через годы смуты и войн, гонений и рассвета Православия.
Отдельное восхищение вызывает внутренняя отделка храма: монументальные росписи с видами рая и ада, лепные узоры с эффектными круглыми медальонами в простенках, белые плиты пола и росписи под мрамор. Нет аналогов мощным стрельчатым сводам трапезной храма во всей архитектуре Удмуртии.
Советское время также принесло изменения – вплоть до 1992 года здесь располагался колхозный склад Заготзерно. За время существования храма Преображения Господня его неоднократно пытались разрушить, однако, все кто был к этому причастен - погибли не своей смертью. Господь уберег великий храм удмуртской земли. Возможно, именно поэтому некоторые селяне до сих пор относятся к нему, как к таинственному месту.
В конце XX века помещение храма Преображения Господня было воссоздано. Реставрационные работы длились практически половину времени, затраченного на строительство нашими прадедами.

Кекаран, Якшур-Бодья и Удугучин

История Свято-Троицкого храма в селе Кекоран берет свое начало с 1844 года. Архитектура храма такова, что если смотреть на него с высоты птичьего полета его стены образуют форму классического православного креста. За 160 лет своего существования службы в храме прекращались лишь во время войны. Да и от репрессий со стороны тоталитарной власти Свято-Троицкий храм сильно не пострадал. Более того, его месторасположение позволяет паломнику уединиться и остаться наедине со своими мыслями и полностью посвятить себя молитвам и служению Богу. Здесь, как правило, не бывает приезжих - даже от железной дороги храм находится вдалеке. В Свято Троицком храме всегда радушно принимают паломников. Не удивительно, что ежегодно сюда приезжают верующие из Чура, Лозы, Якшур-Бодьи и других сел и городов Удмуртии. Как говорят сами паломники, в Кекоране душа радуется, ее наполняет благодать и спокойствие родного дома, а от стен и решеток веет стариной.
Храм святителя Николая в с. Якшур-Бодья является одним из наиболее богатых на православные святыни приходов Удмуртии, которые были привезены в храм с почитаемых мест христианского мира. Среди их числа – Великие иконы святителя Николая и апостола Андрея Первозванного с частицами их мощей на иконах, а также ковчежец с мощами мученика Виктора из Франции. Также на территории церкви с 2008 года открыта одна из первых воскресных школ на территории Ижевской и Удмуртской епархии.
Село Удугучин интересно православному паломнику, как место расположения одной из древнейших и красивейших церквей Удмуртии - церкви Александра Невского. Церковь не подверглась разрушению или разорению. Именно благодаря этому снаружи сохранилась необычайной красоты деревянная резьба, на престоле до сих пор находятся изначальные покровы, а паникадило все еще возжигаются свечами. И самое главное – иконостас церкви сохранил свою удивительную дореволюционную полноту.

Святые удмуртской земли

Нельзя не упомянуть о высоких заслугах удмуртских священнослужителей, высоко и по достоинству оцененных Церковью. Так, к лику святых были причислены: священноисповедник Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, сделавший много для защиты и поддержания веры во время советских репрессий и гонений; и Амвросий епископ Сарапульский, настоятель Свияжского Успенского монастыря, имевшего огромное уважение и популярность у паствы за его смелость и высокий патриотический дух, за его постоянную борьбу против советской революционной лжи за Православную веру и Императора. Мощи и иконы святых продолжают защищать и оберегать верующих Удмуртии.
Кроме того, в каждом храме есть своя намоленная икона, святыня, проявившая себя и имеющая максимальную Божественную силу в стенах прихода. Двери монастырей Удмуртии всегда открыты для паломников, монахи радушно встречают всех, кто приходит с верою в сердце, кто стремиться узнать больше о Боге, о себе, об удмуртском крае.
Но, к сожалению, на сегодняшний день далеко не все верующие имеют возможность прикоснуться к святыням удмуртской земли, помолиться православным святыням здешних храмов. Как правило, ощутить благодать могут либо жители Удмуртии, либо верующие, совершающие паломничество самостоятельно. Очень жаль, что Православная Удмуртия, столь уникальная и ценная своими православными святынями дореволюционного периода, несломленная в период преследования церкви, так неоправданно забыта в наше время. В этот период, когда необходимо максимально полно освещать и информировать об утраченных и вновь обретенных святынях, в период, когда происходит формирование создания молодого поколения, что требует глубокой информационной работы с молодежью. Имея столь великие памятники и святыни Православия, расположенные в храмах и монастырях Удмуртии, до сих пор не организованы паломнические маршруты и в столь благодатный для верующего край. При этом каждый настоятель может рассказать удивительные вещи об истории своего прихода, о разрушении и воссоздании, о крепости веры и силе земли вотской, о намоленных иконах, явивших чудеса верующим – достаточно просто спросить их. Сколько теряют храмы из-за скудности или полного отсутствия информации о них. Речь не идет уже о музеях, которые, тем не менее, очень нужны краю – здесь есть, чем гордиться и есть, что показать! Но хотя бы на паперти информация должна быть, чтобы любой прихожанин и паломник мог бы лично погрузиться в судьбу храма, в темные и светлые страницы его истории, слиться и прочувствовать горести и радость, в которых находится, ощутить атмосферу прошлого, увериться в силе христианства и земли русской, ибо только благодаря им, мы выстаивали перед лицом врагов наших и побеждали их.
Справедливости ради, стоит сказать, что часть храмов Удмуртии имеют свои газеты, музеи и даже информационные службы, помогающие прихожанам и паломникам в храме: к какой иконе и по какой мольбе следует обращаться, в какие часы и по каким датам проходят службы и многое другое. Однако, таких приходов недостаточно.
Мы здесь, чтобы продолжить дело наших дедов и прадедов, чтобы вернуть утраченные знания и восстановить былую мощь православной веры. Мы здесь, чтобы чтить прошлое и создавать будущее, а значит – знать свою Русскую землю, своих святых и святыни, делиться своими знаниями и получать новые. И чем быстрее это произойдет, тем быстрее окрепнет вера православная и Нация во Кресте.

Дмитрий Гребенюк, Донецк

Публицистика разума

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomVision.Com
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции
Ижица. Возвращаясь к истокам веры и традиции

Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име

Потребитель или созидатель. Зачем ходить в храм?
Потребитель или созидатель. Зачем ходить в храм?

Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма

Gen Energy + Энерго-Диагностика

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru