В настоящее время популярны различные виды рукоделия – декупаж, пэчворк, вышивка крестом, бисероплетение. Об этом говорит и растущее количество специализированных изданий, и уже сложившаяся практика проведения мастер-классов и ярмарок handmade вещей... Желая поддержать этот интерес и, вместе с тем, обратить внимание на традиционное рукоделие, неразрывно связанное с бытом и духовной жизнью нашего народа, предлагаем вниманию читателей цикл статей «Из истории рукоделия».
Рукоделие было постоянным занятием крестьянской семьи, женщины для бытовых нужд пряли, ткали, шили, занимались вышивкой. Некоторые виды рукоделия переросли в промысел, когда готовые изделия предназначались на продажу: плетеное кружево, золотное шитье... Но самым необходимым и простым рукоделиям будущую хозяйку обучали с раннего детства. При этом женские занятия были привязаны к смене сезонов, смене хозяйственных работ в селе и, вместе с тем, к праздничному, церковному календарю.
До XVIII века год начинался с осени, церковное новолетие и теперь празднуется в сентябре. К Покрову завершалась обработка льна и с этого времени полагалось прясть. Исследовательница Т. Г. Шубина отмечает: «Прядение основано на тактильном навыке, не требует постоянного визуального контроля», поэтому пряли в темную пору года.
Именно с прядения начинали обучать рукоделию девочек 5-7 лет. Для них изготавливали специальную маленькую прялочку и поручали прядение льна. Существовал в крестьянской среде обычай сжигания первого спряденного девочкой клубка, имевший языческие корни...Девочке могли поручить подсобные работы во время ткачества, обучали плетению поясков. В возрасте 10-12 лет девочку сажали за ткацкий стан...
Мотать нитки, сновать, ткать предпочитали с утра, так как эти работы требуют особого внимания и хорошего освещения, тогда как для прядения повсеместно устраивались вечерние посиделки (супрядки, попрядухи).
В деревне могло быть одновременно несколько супрядок, для девушек разных возрастов начиная с 7 лет. Отдельно собирались девушки-невесты и весь октябрь и Филипповский (Рождественский) пост пряли. На супрядках применялись игровые способы стимуляции работы: например, пряли наперегонки. Работа сопровождалась пением и рассказыванием сказок. При этом исследователи отмечают, что пряли растительное волокно: лен, коноплю, прядение шерсти было занятием пожилых женщин.
Вышиванием и вязанием девушки занимались только на воскресных и праздничных беседах. У украинцев особый «вышивальный» период девичьих посиделок с рукоделием начинался с 4 декабря, дня памяти святой Варвары, которую девушки почитали покровительницей вышивальщиц: садясь за работу, говорили: «Свята Варвара золотыми нитками Исусови ризи шила и нас навчила». Начало вечорниц с вышиванием приурочивалось и к другим датам – Введению во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября ст. ст.) или памяти святителя Николая (6 декабря ст. ст.).
После Рождества в Святки рукоделием почти не занимались, однако разные виды девичьего рукоделия часто упоминаются в святочном фольклоре в связи с образом девушки-невесты.
Этнограф и фольклорист Т. А. Бернштам пишет, что «в Поморье святочная вечеринка начиналась обрядом «смотр подольниц» или «подолы смотреть»: парни с зажжеными лучинами в руках обходили сидящих девушек и заворачивали им сарафаны, разглядывая узоры на рубахах...» Подобный обряд местами бытовал и на Крещение: после водосвятия девушки выстраивались вдоль церковной ограды и выбранная несколькими парнями женщина проводила их по ряду девиц, поднимая подолы шуб, чтобы парни могли по узорам на подолах рубах выбрать себе невесту.
Прядение заканчивали к Великому посту, так как увеличение светового дня в конце зимы позволяло заняться ткачеством. А ткать заканчивали ближе к Пасхе, поскольку после Светлой седмицы начинались полевые работы». Однако если в семье было несколько дочерей на выданье, нуждавшихся в приданом, - пишет Т. Г. Шубина, - ткать продолжали и летом».
Весной девушки тоже собирались на посиделки. Т. А. Бернштам отмечает, круг девушек для таких встреч формировался на Благовещение: выбирали старшую, принимали новых подросших девиц, и обязательным участием в таком кругу было умение прясть и вышивать. Девушки Великим постом занимались вышиванием, низанием жемчугом головных уборов, убрусов, подвенечных покрывал... Для них, будущих невест, в кругу женских рукоделий отводились наиболее художественные (надо отметить, что выйдя замуж, женщина уже не вышивала, бытовала поговорка: «жених на двор – пяльца на стол»).
Украинские девушки Постом вышивали рушники для украшения хаты к Пасхе, хрустки (платки), в которых на Праздник освящались писанки и крашенки. Но главной целью рукодельных посиделок и домашних занятий девушки была подготовка приданого: помимо необходимых в быту предметов (полотенец, подзоров, рубах...), которые готовились на всю ее дальнейшую жизнь, нужно было подготовить и дары будущим сватам, жениху... Только полотенец девушке нужно было до 40, чтоб одарить новую родню, нужны были полотенца-ширинки для украшения свадебного поезда, для дружки... и, конечно, свадебный наряд, о чем следует рассказать отдельно.
Я сидела, красна девица,
Да во левой руке держала пялечко,
Да во правой ручке держала иголочку,
Да уж я шила, красна девица,
Да не по плису шила, не по бархату...
И не цветами да не лазоревыми,
А дорогим своим умом-разумом.
(Свадебная песня)
«Женской летописью» вышивку назвала исследовательница Т. А. Бернштам, подразумевая, что вышитые предметы обихода из века в век воплощали в себе представления женщин разных сословий о прекрасном и, вместе с тем, несли в себе особую ритуально-мифологическую и социально-бытовую информацию, представленную в виде символов и образов.
Удивительно, но в истории известны примеры, когда вышивка в прямом смысле была повествованием: в Лондонском музее Виктории и Альберта хранится образец для рукоделия (сэмплер), выполненный юнойЭлизабет Паркер (1813-1889 гг.), в котором вместо алфавита вышита ее краткая биография. Повествование начинается так: «Поскольку мне некому написать о своей жизни, я вывожу эти слова легко и свободно здесь, словно говорю с человеком, чьей доброте и расположению могу полностью довериться». Из сэмплера мы узнаем, что девушка родилась в 1813 году в семье чернорабочего и учительницы воскресной школы и жила с родителями, десятью братьями и сестрами до 13 лет. И о том, что в дальнейшем она поступила на работу няней и жила печальной одинокой жизнью (www.paraskeva.ru/sampler.htm).Однако, это, конечно, исключение. В русской вышивке встречаются вышитые тексты – песен, пожеланий, молитв, - однако в данной статье речь пойдет о вышивке в связи с жизнью девушки-крестьянки.
Вышивка – древнее рукоделие, появившееся, очевидно, еще до Крещения Руси, веками сохранявшее символы языческого происхождения, со временем переосмысленные в христианской традиции. Археологические исследования говорят, например, о наличии вышивки на територии Владимирской области в X-XI веках. До нашего времени сохранились вышитые предметы преимущественно XVIII-XX вв., хотя в музейных коллекциях известны единичные примеры вышивок XV-XVI вв., например, столешники (скатерти) XVI века и более древние образцы, украшенные вышивкой, однако это уже предметы церковного искусства, о котором следует рассказать отдельно.
В крестьянской же вышивке, имевшей самое широкое распространение, использовалось домотканое льняное полотно и льняные или хлопчатобумажные нитки преимущественно красного, черного, реже зеленого и синего цветов. Цвета вышивки различаются по территории их бытования: в большинстве районов России в народной вышивке XVIII-XIX вв. доминирует огненно-яркий красный цвет, с вкраплениями синего и черного - в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, черный цвет доминирует в тамбовской вышивке, каргопольская вышивка была многоцветна...
Для крестьянской вышивки были характерны несколько видов швов: набор, роспись, счетная гладь, тамбурный шов... (подробно см. Н. Сотникова. Русская вышивка). Особенно популярны были двусторонние швы. При этом мастерицы сочетали вышивку с кружевом, кумачом, тесьмой.
Удивительно, но любимый нынешними рукодельницами шов «крестик» появился в русской деревне поздно, лишь в середине XIX века его место в вышивке на рубахах, полотенцах становится заметным. Конечно, сам по себе этот шов, верояно, древний, простой ряд крестиков мог украшать и рубаху в XVIII веке, однако узоры из крестиков появились позднее, и это понятно: для вышивки крестом лучше подходило не домотканное, а фабричное полотно. Расцвет вышивки крестом пришелся в России на XIX – начало XX века, был связан в большей степени с городской культурой и распространением печатных схем для вышивки, которые ранее были исключительно привозными (немецкими, французскими, австрийскими), дорого стоили и передавались в семье от матери к дочери.
Узоры, имевшие древнее происхождение, со временем видоизменялись, но удачные, излюбленные мотивы переходили от рукодельницы к рукодельнице, переносились с одного вышитого предмета на другой.Девушка могла взять для образца вышивку подруги, соседки... на тех же супрядках-посиделках, поэтому территориально узоры тоже различались.
Отметим, что в западноевропейской вышивке бытовал особый жанр, упомянутый выше, – сэмплер (лат. exempla - пример). Изначально это был лоскут-образец с примером вышивки алфавита и узоров, который хранили просто в сундуке, а со временем стали оформлять в платки и в рамы, чтоб продемонстрировать умения барышни. В настоящее время семплер отдельный вид вышивки, особым образом компанующий отдельные мотивы на определенную тему.
Мастерство девушки высоко ценилось в обществе, особенно в связи с ее статусом невесты. Исследовательница коллекции русской вышивки Эрмитажа Е. Ю. Моисеенко отмечает, что заготовленное приданое – сотканное, сшитое и вышитое, - порой перечислялось в «сговорных грамотах» при выходе замуж. Особенно важен был личный вклад невесты в его подготовку. Этнограф Т. А. Бернштам приводит сюжет популярной белорусской песни о богатой и бедной невестах: последнюю выбрали в жены, а богатую обошли, потому что ее пышные дары (родне жениха) были сделаны чужими руками, в песне девушка оплакивает их:
Подарки ж мои тоненькие,
Рушнички ж вы мои беленькие,
Разве мне вами горы выслати,
Разве мне дубравы одарити,
Не хотят люди меня брати...
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма