23 сентября (10-го по старому стилю) отметил 115-летие Воткинский Спасо-Преображенский храм.
У храма Преображения Господня г. Воткинска было несколько жизней. Первая началась давным-давно, 240 лет назад (в 1775 году). Тогда его за два летних месяца возвели на берегу пруда.
Это была самая заря Воткинска. Молодому заводу исполнилось только 16 лет, а ему уже пришлось пережить огненное крещение: войска Пугачёва разрушили несколько фабрик, а мусульмане-башкиры, состоящие на службе атамана, сожгли первый заводской храм во имя святителя Димитрия Ростовского. Из пепла этого храма и восстала церковь, которой предстояло стать Преображенской. Но пока она по-прежнему носила имя Димитрия Ростовского.
Почему пока? Потому что через 45 лет началась её вторая жизнь. За эти годы завод возмужал, ему присвоили статус горного города. А городу полагался Собор, который и начали строить на берегу пруда. Как только был освящён первый из его приделов - во имя Николая Чудотворца, стоящую рядом деревянную церковь разобрали. И по брёвнышку перевезли на самую высокую (120 метров) гору Воткинска. Но освятили (в 1820 году) уже во имя Преображения Господня. Вторая жизнь храма продолжалась недолго, всего 19 лет. К 1839 году на её месте возвели одноименную каменную церковь.
Это была уже третья жизнь храма. Спроектировал его заводской архитектор Василий Никифорович Петенкин, автор проекта Благовещенского Собора и знаменитого заводского Николаевского корпуса с башней. Здание, выдержанное в традициях классицизма, не отапливалось. Поэтому его планировалось утеплить и расширить. Однако при перестройке обнаружили трещины в арках купола. Через 58 лет (в 1897 году) церковь разобрали до основания и на месте её алтаря по православной традиции возвели Поклонный крест, сохранившийся до сих пор.
23 сентября (10 по старому стилю) 1900 года, 115 лет назад, началась четвёртая жизнь храма. В этот день освятили современное здание Спасо-Преображенской церкви, построенное чуть западнее от Поклонного креста. Сегодня это лучший в Воткинске памятник русско-византийского стиля, маленький шедевр архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.
«Вечные» прихожане
Необычен и приход Преображенского храма. Хотя бы раз здесь побывали все жители Воткинска. А потом становились прихожанами храма навечно. Вы, наверное, догадались: это церковь при кладбище. Прихода, в привычном для нас смысле, у неё не было чуть ли не до самой Великой Отечественной войны. Зато каков «Вечный приход»! Это и первопоселенцы Воткинского завода. И соратники Александра Васильевича Суворова, в том числе подпоручик Иван Александрович Игнатьевский, который в 1790 году участвовал в штурме турецкой крепости Измаил. И ветераны Отечественной войны 1812 года. В частности, подпоручик Алексей Сергеевич Вальцев – муж двоюродной сестры Ильи Петровича Чайковского и его близкий друг. Пять лет Алексей Сергеевич был горным исправником Воткинского завода, и умер от ран, полученных в боях с французскими захватчиками. Двоюродная сестра Ильи Петровича Чайковского Надежда Тимофеевна Вальцева - жена Алексея Сергеевича и крёстная мать Пети Чайковского. Младенец Екатерина - первый ребёнок Ильи Петровича и Александры Андреевны Чайковских. Семён Иванович Бадаев - всемирно известный металлург, изобретатель инструментальной стали, превосходящей по качеству лучшую в то время Английскую сталь. Доктор медицины и хирургии, надворный советник Сильвестр Фёдорович Тучемский, имя которого гремело на всю Россию. Лечиться к нему съезжались люди из всех губерний. Ближайший сотрудник и преемник Ильи Петровича Чайковского - горный инженер генерал-майор Василий Ипатович Романов, его жена, дочь и сын. Василий Никифорович Петенкин, автор проекта третьего Преображенского храма. Священномученик протоиерей Николай (Чернышев), основатель трезвенного движения в Воткинске, и его дочь Варвара, расстрелянные большевиками.
Разве всех перечислишь? Их, верных сынов церкви, около 50 000 человек. Все у Бога живы. И все молятся за своих потомков. Их святые молитвы сливаются с нашими, поэтому в этом храме особо светлая и радостная атмосфера. Но наиболее ярко заступничество «Вечного прихода» проявилось в годы советской власти.
Единственный в советское время
Преображенская церковь и Благовещенский собор недолго оставались единственными храмами города. Перед революцией в Воткинске насчитывалось шесть церквей. Однако над ними уже нависла беда. Первыми жертвами, в 1929 году, пали Благовещенский собор и Пантелеимоновский храм. Через четыре года прекратилось богослужение в Никольском и Пророко-Ильинском храме, позднее их разрушили до основания. Через 10 лет не стало и Богородичной церкви. В 1941 году Преображенский храм - первый воткинский - стал последним и опять единственным в городе. Туда перешли священники всех храмов и там же собрали все укрытые от разграбления иконы. Правда, через два года снова открыли Богородичный храм. Но в 1961 году его и вовсе стёрли с лица земли.
А в Преображенском храме богослужение не прекращалось ни на один день. Это само по себе чудо, так как его расположение было самым «неудачным» для советской власти. Мы уже говорили: церковь стоит на высокой горе и с колокольни прекрасно просматривались заводские корпуса. А во время холодной войны приходилось опасаться шпионов. Храм порывались закрыть не один раз. Однако, как считают воткинцы, тут и вступил в бой «Вечный приход». По его молитвам ни одна из попыток не увенчалась успехом. Верующие дошли до Москвы, но отстояли свою церковь.
Сегодня в городе открыто уже пять храмов. И символично, что служат там батюшки, вышедшие из Преображенской церкви, которая когда-то приютила под своим кровом всех городских священников.
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма