День празднования памяти Иоанна Богослова (9 октября), или по-народному «Иванов день», исторически является главным родовым (Эгра-выл) Праздником игринцев. В этот день представители соседних родов Порга и Вортча приходили к нам на праздник: храм как на Пасху был полон народу, а базарная площадь - праздничных яств и угощений.
Уже более полутора веков, с момента строительства в 1862 г. в Игре сначала деревянного, а в 1907 каменного храма в честь святого Иоанна Богослова, одной из ключевых доминант «игринского менталитета» является архетип «иоанновского человека».
Известный немецкий философ Вальтер Шубарт в своей знаменитой книге «Европа и душа Востока» противопоставляет друг другу два типа человека: прометеевский человек (Европа, Запад) и иоанновский человек, то есть человек, следующий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна (Россия, русские и все православные народы в ней). Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость, а как зло, совершенно противоположное добру.
«Прометеевский» человек полон жажды бескомпромиссной власти; он удаляется все дальше и дальше от Бога и все глубже уходит в мир вещей. «Иоанновский» человек чувствует себя призванным всё на земле привести к Богу. Так ощущали себя первые христиане! В том числе поэтому иностранцы нас всех и называют «иванами». Русский патриот – иоанновский человек, по определению. И мы, живущие в Игре под прямым покровительством Иоанна, - тем более иоанновские люди!
Существенно «по-иоанновски» преобразилось лицо Игры с появления в его рядах в начале 2006 года студента-заочника Владимирской семинарии Евгения Трефилова (безвременно ушел, но не покинул нас в 2012 г.). Воспоминания московского кинорежиссера и просветителя Василия Яцкина (приезжавшего в Игру с просветительским проектом «Под солнцем») - прямая иллюстрация к вышеприведенным словам Шубарта:
«Есть батюшки-молитвенники, есть батюшки-строители, есть батюшки-интеллектуалы. Но отца Евгения невозможно квалифицировать. Отец Евений - батюшка-солнышко, чье тепло и доброта согревали многих людей – от самых простых до самых интеллектуальных. Отец Евгений был истинным патриотом, для которого в сердце органично запечатлелись мысли святителя Филарета Московского об умении на примере земной родины упражняться в любви к Отечеству Небесному. Такие люди необыкновенно цельны и чисты. Нет даже намека на циничность или корыстолюбие, так присущие нашему времени. Он хотел преобразить поначалу свой родной поселок, а затем и всю Россию».
А вот «иоанновские» слова супруги отца Евгения матушки Веры из ее дневника (стал доступен после её скоропостижной смерти в 2012 году): «Не смей оскорблять чистоту женщины не только действием или словом, но и пожеланием в сердце. Она по призванию своему - мать. И это слово должно быть для тебя святыней. И эту святыню с особенной нежностью охраняет Христос».
В наши дни «иоанновское» «стремление к восстановлению целостности порушенного смертью бытия» привело игринцев к созданию в 2010 году первого и пока единственного в Удмуртии информационно-просветительского центра «Православная культура». В ноябре Центр отметит свое пятилетие. Сегодня на его счету- проведение на протяжении последних трех лет Игринских Рождественских образовательных чтений, активное участие игринцев в конкурсах социальных проектов, ежегодное проведение четырех крестных ходов по территории района, приглашение известных миссионеров.
По-своему «иоанновская» сплоченность игринцев нашла свое отражение в достойной защите того, что мы любим. Многим жителям Игры памятен народный протест против постройки автозаправки в 2007 году на территории игринского кладбища. Игринцы своё - природу и кладбище - отстояли. Сейчас на этом месте стоит Поклонный Крест.
Кто-то из мудрых очень верно подметил: «20 век - век борьбы идеологий, а 21 век - век борьбы идентичностей». Сегодня мы в Игре находимся в положении формирования культурно-исторических смыслов, определяющих «своеобразие игринцев» - «проговаривания» своей идентичности на местном историческом материале и доступной для христиан перекодировке языческих символов. Помимо искусно созданных символов «Лопшо Педуня» и «Пельняня» («брэндов Игринского района»), основанных на использовании «той самой ассоциации» («игра - играть, весело гулять») нам следует учитывать коренные доминанты характера игринцев. Для воспитания подрастающего поколения и продвижения «имиджа» района игринцам крайне необходимо продвигать свои «проигринские» образы: во-первых «ИОАННОВСКОГО ЧЕЛОВЕКА», во-вторых - «ВОЛКА». Благодаря доктору филологических наук протодиакону Михаилу Атаманову известно, что Игра первоначально называлась «Эгра́» по основавшей её родовой группе удмуртов. Наши далекие, по-волчьи храбрые, сильные, отважные предки пришли с реки Обь, где сейчас территория Югра (Ханты-Мансийский округ), - и эти дефицитные сегодня мужские качества наравне с не менее дефицитными иоанновскими чертами необходимо с пеленок воспитывать в игринцах.
Игринцы не были бы игринцами, если бы их под свою опеку не взял сам Апостол Любви – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Игринцы призваны дорожить тем, что их храм (единственный в Удмуртии) посвящен Иоанну Богослову и стремиться быть похожими на него.
От понимания того, кто мы в своем доме, поверьте, зависит очень многое.
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма