День прославления равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку, стал в Болгарии национальным праздником, выражающим духовное стремление к национальному самоопределению, расцвету просвещения.
Особенно популярным праздник стал у славянских народов в начале 19 века, а с 1991 г в России стал проводиться ежегодно. В День славянской письменности и культуры мы предлагаем вспомнить не только «солунских братьев» Кирилла и Мефодия, но и людей, оставивших в российской культуре вечный «печатный след».
Дни славянской письменности и культуры проводятся в библиотечной системе ежегодно с 2013 г, в этом году посвящены 215-летию выдающегося общественного деятеля, талантливого ученого, патриота, знатока русской словесности В. Даля. «Русский светоч»,- называют автора знаменитого словаря. Молодое поколение, которое сегодня заблудилось в ценностях, зная выдающихся личностей, ставших символом эпохи, может острее осознать «русское», почувствовать незримые связи между собой, между поколениями.
Владимир Даль являлся по происхождению датчанином, но стал по духу русским. Многогранные таланты проявились в России, и вся его жизнь стала служением великой державе. Научная деятельность В.Даля обширна: врач, естествоиспытатель, лингвист, этнограф. Знал около 12 языков. Его отец, обрусевший датчанин принял российское подданство, был богословом, медиком и лингвистом, удостоен приглашения на должность придворного библиотекаря. Получив дворянство, стал лекарем Черноморского флота и получил право на обучение своих детей за казенный счет в Петербургском морском кадетском корпусе. Мать происходила из рода французского, занималась русской литературой и свободно владела пятью языками.
Так Владимир Даль с 1814 по 1819 год учился в Морском кадетском корпусе г. Санкт-Петербурга. Родиной считал не Данию, а Россию. Однажды во время учебного плавания кадет посетил Данию, и позже вспоминал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
Проходил офицерскую службу сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях, но оставил морскую службу и начал обучение на врача. Участвовал как военный врач в русско-турецкой войне в качестве ординатора при подвижном госпитале, приобрел славу искусного хирурга. Как военный врач участвовал и в польской кампании. Принимал участие в ряде военных сражений, за что получил награды.
После наступления мира В. И. Даль служил ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре стал медицинскою знаменитостью Петербурга, делая операция снятия катаракты. Пристрастившись к офтальмологии и гомеопатии, уже оставив хирургическую практику, стал писать научные статьи. Одна из первых статей в защиту гомеопатии принадлежит именно ему.
Когда Владимир Даль обзавелся семьей, переехал в Оренбург, стал чиновником при военном губернаторе. Бог даровал ему сын и дочь, но рано овдовел и повторный брак принес еще трех дочерей. Если сам начальное образование получил на дому, в доме его родителей много читали и ценили печатное слово, то и любовь к книгам передал всем своим детям.
За свои естественно - исторические работы выбран в член - корреспонденты Императорской академии наук, назначен секретарём, а потом заведовал особой канцелярией министра внутренних дел. За это время им напечатан ряд статей, очерков, повестей, написаны учебники по ботанике и зоологии.
Параллельно научной работе вел и литературную деятельность. Первые стихи опубликованы в журнале «Славянин», а дальше выступил как прозаик с повестью «Цыганка» в журнале «Московский телеграф», печатался в журнале «Сельск». Литературные произведения мемуарного характера связаны с военной деятельностью: «Донская конная артиллерия», «Письма к друзьям из похода в Хиву».
В послужном списке и служба управляющим нижегородской удельной конторой, где добывал уникальный этнографический материал. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно. Собирание материалов у него шло сначала без всяких определённых научных целей. Только личные отношения с писателями пушкинской эпохи и московскими славянофилами помогли ему сознать своё настоящее призвание. Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен как богатое собрание лексического и этнографического материала.
Особый успех имели русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего медицинского студента В.Даля на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора филологии. Министром просвещения диссертация была отклонена, как неблагонадёжная. Во время врачебной практики в Санкт Петербурге автора отправили в тюрьму. Автора нагремевшей правдивой стороной жизни книги вытаскивает Василий Жуковский, являясь наставником сына Николая Первого. Нераспроданные экземпляры книги были изъяты из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А.С.Пушкину. Не дождавшись рекомендаций Жуковского, пошел сам представляться Александру Пушкину с экземпляром этой книги. Так по инициативе самого В. Даля началось знакомство с поэтом, переросшее в искреннюю дружбу. Даль участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на последней дуэли.
«Толковый словарь» — главное детище Даля. Когда толковый словарь живого великорусского языка был собран и обработан до буквы «П», он решил уйти в отставку и посвятить себя работе над словарём. Его цитата стала личной задачей: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута.
Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в своё время высоко ставился такими ценителями, как В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и др. Главная заслуга его в литературном творчестве заключается в широком пользовании этнографического материала. Незадолго до кончины Даль перешёл из лютеранства в православие. Он пригласил православного священника для приобщения к русской православной церкви и дарования таинства святого причащения по православному обряду.
Много ли мы знаем о наших самородках? Предлагаем разнообразить Дни славянской письменности изучением жизнедеятельности подвижников, внесших в русскую культуру величайший след. И сегодня можно провести параллели с тем временем. Проблема сохранения русского языка и звучания исконно русского слова решается тогда и там, когда единым фронтом наступает русский характер. Этническое разнообразие, объединенное в единой нации - сила России. Славянские изобретатели письменности Кирилл и Мефодий находят последователей в лице выдающихся классиков, которыми нам нельзя не восхищаться, которых нам нельзя не любить.
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма