Предисловие
Дорогие братья и сестры, не надо забывать, что мы с вами живем в очень непростые, предапокалипсические времена: ненасытный антихристианский мир (вселенная) живет в потугах накопления миллиардных – триллиардных богатств неправедным путем. Одни страны добились невиданных успехов во всех сферах человеческой жизнедеятельности, как, например, Швейцария, Норвегия, Япония, США, а другие – как Бангладеш, Йемен, большинство африканских стран, бедствуют. Но ни в богатой США, ни в бедном Йемене – ни в одной стране мира (земного шара) у людей нет в душе мира – покоя, радости, тишины, умиления. Мир подошел к порогу своего существования, перед ним встал вселенский, глобальный вопрос: «Быть или не быть?»
Тут идет война, там идут сражения: брат идет против брата своего (как на Украине); мусульмане-сунниты воют с мусульманами-шиитами (как в Ираке, Сирии, Йемене); дети Авраама от Сарры – евреи и от Агари – арабы в самом центре мировой цивилизации – в Иерусалиме – до пролития крови ненавидят друг друга; мусульмане-исламисты на Ближнем Востоке, в Египте ежегодно убивают тысячами наших братьев – христиан, взрывают церкви, монастыри; нет любви, мира между католиками и православными, не говоря уже о протестантах, тем более, баптистах, пятидесятниках, миллионы бывших наших братьев во всем мире стали иеговистами, мормонами, йогами-индуистами, харизматами-сектантами, последователями восточных культов; старообрядцы (обрядоверы, староверы) не хотят иметь мир с членами православных церквей Московской Патриархии и не желают вернуться в лоно Матери-Церкви, принявших крещение в одной, киевской купели и т.д. и т.п.
Более того, идут бои, совершаются теракты то в одной, то в другой части земного шара. Только этой осенью в Египте исламисты взорвали наш пассажирский лайнер; в Турции сбили наш боевой сверхмощный самолет; террористы-исламисты то в США, то во Франции, то в России и других странах мира взрывают разные объекты, где гибнут мирные люди; миллионы мирных жителей Донбаса и других процветающих в советское время восточных областей Украины стали эмигрантами-беженцами; миллионы мусульман-беженцев из беднейших стран Азии, Африки от нищеты бегут в благополучные в экономическом плане европейские страны и пытаются там навязывать свои шариатские законы.
Мусульманская умма, созданная выходцами из Кавказа, Средней Азии, Поволжья во всех крупных городах России, в первую очередь в Москве, начинает оказывать огромное влияние на экономическую и политическую жизнь страны; это своего рода взрывоопасный детонатор в самом центре страны.
Ныне в мире творятся такие неблагочестивые дела, не подобающие не только истинно верующим христианам, но и мусульманам, иудеям, любому здравомыслящему человеку. К чему мы пришли, куда мы идём? Всегда ли было так?
Мы живем в эпоху технократической цивилизации, когда с невиданной скоростью идет разрушение разнообразия национальных культур, традиций и формирование космополитического массового человека – покорного «винтика» глобализации. Человека-винтика не интересует история своей семьи, родного народа, своей Отчизны; он не знает о жизни подвижников христианского благочестия родного края.
Мы живём в эпоху опамятования всего доброго, высокого, истинно христианского подвижничества, что помогает воспитанию истинных патриотов родной Отчизны, родного края.
Во время учебы в университете, работы в научно-исследовательском институте я много раз выезжал в этнографические, фольклорно-диалектологические экспедиции ко всем группам удмуртов, живущим в Пермской, Кировской областях, в Татарии, Башкирии, Марий Эл, вплоть до Западной и Восточной Сибири, и выявил такую интересную деталь: старшее поколение людей помнило 400-500-летнюю историю возникновения своего селения, знали откуда пришли, по какой причине; знали к какому роду-воршуду они принадлежат, где были общеродовые, общеплеменные центры – вужгурте, куда направлялись ходоки для принесения жертвы раз в 3 года. Бабушка Анна Салиховна из дер. Варклет-Бодья Агрызского района знала своих родственников до 10 поколения: кто такой Багыш, Апыш, Гарай или Зарина, Карина, Тшана, Дыдык... По языческому обычаю она каждое утро поминала эти имена, просила у них посильной помощи в делах семьи.
А мы, современные люди, имеющие среднее и высшее образование, владеющие компьютерной технологией, копающиеся в интернет-сайтах, не знаем историю не только своего рода, но и имени предка дальше третьего поколения – чтобы поминать их имена в своих домашних молитвах и подавать записки с их именами для поминания в церкви, на литургии.
...От старости и болезни в 1986 г. умерла мама – самый близкий человек на земле. Я тогда выключил телевизор и радио. Пришел в Церковь и начал жить христианской жизнью. Все политические и экономические неурядицы разрушающейся страны от меня остались чуть в стороне. За диаконское служение получал 120 рублей (в миру, в институте у меня был оклад 220 руб.). Мне этого хватало, я человек крайне экономный, этому научили сталинские годы правления страной, когда с крестьян-земледельцев-колхозников выжимали последние соки: зарплату не давали, а огромные налоги, займы заставляли платить деньгами. А откуда их взять? На базар в Бондюгу (ныне г. Менделеевск) везли все, что можно было продать и, получив деньги, отдать их государству. Иначе уведут последнюю корову, овцу, выселят из дома. Чтобы купить учебники, тетради, ходил по полям, собирал металлолом и на эти гроши покупал нужный товар...
Если честно сказать, в те тяжелейшие военные и послевоенные годы, полуголодные времена, мне кажется, мира, любви, взаимоуважения в людях было больше, чем сейчас (я об этом сужу по родной удмуртской деревне Старая Эгра Граховского района). Гордости, кичливости, высокомерия, презрения друг к другу вовсе и не было. Все жили одинаково бедно, но дружно, как одна семья: нет куска хлеба, или соли, или спичек, лапти износились – обуть нечего, идешь к родным, к соседям, кто может - помогает.
Бывали конечно, и праздники – свадьбы, приглашали гостей из разных деревень и, их угощая кто чем может (как говорится, голь на выдумку хитра), водили из дома в дом – все поют, пляшут, своим гостям наговаривают такие добрые, умилительные слова – заплачешь от радости. Два-три дня деревня отдохнула, и вновь все дружно брались за работу.
Самая великая беда ленинско-сталинско-хрущевского времени заключалась в том, что людей отучали от Бога, от веры. Идеологи коммунистической системы боролись не только с церковью, верующими, но, страшно сказать – самим Богом. Но «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:10). И вот: коммунистическая богоборческая система рухнула.
В те тяжелейшие богоборческие времена Господь не оставлял свое творение. Он невидимо присутствовал среди бедного, угнетенного народа. Благодать Божья почивала на людях-тружениках, иначе полуголодные рабы все бы стали ворами-разбойниками, поднимали бы восстания, а не трудились бы на полупустые трудодни на колхозной ниве...
Что значит серпами жать весь урожай с полей (в моем детстве не было еще комбайнов), молотить цепами; косить косой-литовкой; топором и пилой валить лес (бензопил еще не было)?! Все, все дела выполнялись вручную без стонов, ругани, проклятий. Выращивали хлеб – все зерно заставляли сдавать государству, а сами ели лебеду и всякие травяные суррогаты, а если не увидят, в карманах домой несли зерно, но за килограмм зерна можно было угодить в тюрьму.
Жизнь была тяжела и в духовном плане: в округе – и в Удмуртии, и в соседней Татарии, - церкви были закрыты. Нас с братом и других деревенских детишек крестили в частном доме, тайно от властей ходящие монахи. Но мира у них не было. Сказали, если когда-нибудь откроются церкви, ведите туда детей за миропомазанием. Мы с братом-близнецом учились уже в первом классе, зимой 1954 г. отец с матерью на лошади за 20 км нас повезли в с. Новогорское на миропомазание. Радости сколько было! Русского языка мы совсем еще не знали, но доброго священника с длинной бородой, добрым сердцем и доброй улыбкой с полуслова понимали. Красота какая, чистота в храме – все нас приятно удивило. Людей никого не было, только одна прислуга – Анна – мамина сватья, будущая монахиня Александра, нас учила кое-чему на понятном нам удмуртском языке.
Как и какими методами не боролись бы коммунисты-атеисты и их прислужники в лице интеллигенции, в первую очередь – учителей, веру в Бога у крестьян вытравить они не смогли. В нашей деревне у всех, кроме одной учительницы, в красном углу висели иконы. Через образы-иконы Спасителя, Матери Божией, Николая Чудотворца, Архангела Михаила мы невидимыми нитями были связаны с верой в Бога Творца Господа Вседержителя. При первой же возможности наши деревенские своих детей крестили.
А как красиво, торжественно каждый род-патронимия (нас, Атамановых – Опоня искавын в деревне было 10 дворов) отмечали Святую Пасху (южн. Быдзым Нунал; сев. Великтэм), родительские дни – Радоницу (тулыс кисьтон) и Покровскую субботу (сизьыл кисьтон), крещение младенцев (нуны сюан). На всю оставшуюся жизнь запомнились эти торжества-праздники.
К сожалению, в наши дни всякая красота, доброта из жизни народа уходит, в т.ч. и те прекрасные христианские праздники. Даже Рождественские Святки ушли из жизни. Телевизоры, компьютеры, а также воспитание детей в детских садиках, школах по западным образцам-канонам принесли и приносят чуждые христианской вере сюжеты, уводят людей в виртуальный мир нечистых сил. Идет «воспитание» молодого поколения в антихристианском духе – вседозволенность, любовь к деньгам, богатству, секс, жизнь ради своего удовольствия: бери от жизни все, что можешь – один раз живем на свете... Вино, наркотики, СПИД и другие пороки современной антихристианской цивилизации тысячами, миллионами валят, убивают молодое поколение – наше будущее.
Но какие гонения не были бы, какие испытания, искушения не пришли бы в мир, как люди не уходили бы в виртуальный мир, свои избранные сосуды Господь сохраняет и сохранит до конца времен. Господь наш говорит Своему ученику Петру: «Ты – Петр (камень) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18) «И будете ненавидимы всеми за имя Мое... И не бойтесь убивающих тело, души не могущих убивать, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:20;28; Лк. 12:4-12).
Господь наш Иисус Христос нам говорит: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном; боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 22:7-8)
+++
...В годы лихолетья, невиданных гонений на Церковь, когда в мучениях и страданиях испытывалась истинность веры, из среды удмуртов вышли великие подвижники христианского благочестия, испытавшие все тяготы сталинских концентрационных лагерей, отдавшие свою жизнь ради Христа и Его Благой Вести, через мучения, страдания они шли на Голгофу, но от христианской веры, от своих убеждений не отреклись. Тем они спасли свои души для жизни в вечных обителях Отца Небесного.
Служа более 25 лет в Русской Православной Церкви, будучи с детства любознательным и впечатлительным человеком, я встретил среди прихожан Свято-Успенской церкви (здесь я 17 лет вел диаконскую службу) и других храмах г. Ижевска много глубоко верующих удмуртов. Они несли, некоторые и в наши дни продолжают нести удивительные, непосильные для современного человека подвиги благочестия, до конца жизни оставаясь глубоко верными нашей святой Православной вере. Евангелие, Псалтирь, Молитвословы, Канонники, Акафистники, Жития святых и другая христианская литература для них являются путеводной звездой, настольной книгой – книгой жизни.
К сожалению, таких подвижников христианского благочестия к нашему времени осталось совсем немного – деньги, богатство, современные СМИ отстраняют людей от истинной, чистой, крепкой православной веры. К моему приходу в Церковь еще в советские годы я встретил в среде прихожан людей, не имеющих большой грамоты, были даже совсем неграмотные, но зато же эти люди имели горящую веру. Это были истинные православные христиане. От них я получил духовную, моральную поддержку, именно от них я получил сведения по удмуртским подвижникам.
В постах и молитвах, в делании добрых, богоугодных дел проходила их скромная, скрытая, почти недоступная для посторонних глаз, тернистая жизнь. Жизнь, полная тревог и переживаний за свое прошлое и будущее, за судьбы неверующих сродников, детей, внуков. Жили они в бедноте, скорбях, тесноте и никому об этом не жаловались. За все благодарили Господа эти добрые труженики на ниве Христовой. Это наши матери, бабушки, дедушки, братья и сестры – сродники по крови и по духу. Они в поте лица истово, каждодневно, без отдыха и выходных трудились во славу нашего Отечества в ушедшем полуголодном, полном войн, революционных преобразований ХХ веке. Они благочестивые христиане-удмурты, живут среди нас, но мир их не видит, если и видит, то не понимает и не принимает их, потому что они люди не от мира сего. Они добровольно на этой земле прошли начатки ада ради спасения души для будущей жизни в вечных обителях Господа Вседержителя. Для современного обезбоженного мира они чуждые люди, изгои.
Даже для скромного, пока неизбалованного современным модерном удмуртского жителя, жизнь этих людей кажется неприемлемой: «Почему же такие страдания, мучения, скорби, даже добровольные? Преждевременная смерть... Ради чего? Разве суть христианства и нашей земной жизни в этом?» - нередко задают мне вопросы читатели тех очерков, которые печатались в журнале «Кенеш» за 2002-2003 гг.
Время торопит, спешит, бежит стомильными шагами. Наступила эпоха глобализации: все должно быть едино – и язык, и культура, никаким патриотическим лозунгам не должно быть места в нашей жизни, нет места космополитам! Без сомнения, на современном этапе господствуют английский язык и голливудская культура.
Жизнь меняется на глазах: в нашу действительность приходят другие ценности. Все герои написанных мной очерков ушли уже в мир иной. Фактически не осталось уже людей, знающих их жизнь и земные подвиги. Судьбы героев моих очерков – это наша история и наша слава, и наш ответ тем, кто хочет принизить удмуртов до народов с чисто языческой культурой и языческим мышлением, не способных подняться до уровня великих христианских подвижников, которых мы встречаем в среде русских, греков, сербов, румын, болгар, грузин, сирийцев, коптов и других христианских народов.
То, что опубликовано в очерках – лишь малая честь из истории удмуртских христиан-подвижников, известна малому кругу людей. Будущим исследователям следует особо обратить внимание на засекреченные фонды, хранящиеся в сейфах, на полках НКВД-КГБ-ФСБ. От наметанных глаз чекистов не ускользнул ни один подвижник благочестия, которых нквдевцы считали страшными врагами советской власти. Рука у них не дрогнула, когда наших братьев и сестер расстреливали, вешали, топили – убивали с помощью самых страшных пыток.
Данный текст дается в собственном, вольном переводе из книги: Протодиакон Михаил Атаманов. Кылё тодэм калыкъёс (О благочестивых христианах Удмуртии). – Ижкар, 2004. – 147 с.
Байситовский скит. Иеромонахи Геннадий и Иаков, иеродиакон Серафим.
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма