Бушующие политическими страстями, экономическими и духовно-религиозными обновлениями 20-30-е годы ушедшего ХХ века внесли невиданные доселе изменения в жизнь всех народов России, переполняя, обуревая ее пагубными страстями. Большинство из народа, особенно рабочий класс, бедное и отчасти среднее сословие крестьянских масс, солдаты, матросы, немалая часть интеллигенции пошли за коммунистами, восприняли их идеологию, особенно в религиозно-духовной сфере. Очень многие россияне осквернили свои руки, свои души борьбой против Церкви и ее служителей – тысячи и тысячи церквей, до единого все монастыри, были закрыты, разрушены, священнослужители, монахи и монахини, благочестивые православные христиане сидели в сталинских лагерях, были убиты. Такой дикости, такого варварства не знала ни одна страна в мире – чтобы так жестоко, несправедливо поступить со своим народом – благочестивыми людьми, молитвенниками за свою страну, великими тружениками на земле во благо родного государства.
Настоящая социалистическая революция в деревню пришла только в самом конце 20-х – начале 30-х годов, когда началось раскулачивание состоятельных крестьян и насильственное образование коммун – будущих совхозов и колхозов. Более половины населения Российской империи принадлежало к крестьянскому сословию, а среди удмуртов все 99% относились к классу земледельцев, т.е. крестьян. Благодаря исключительному трудолюбию среди удмуртов было много зажиточных крестьян, которых новые правители отнесли к классу кулаков-мироедов. Бедноты (как мои родители их называли – ленивцев) было немного. Но, к сожалению, коммунисты их опекали, дали им полную власть в обустройстве новой – колхозно-совхозной диктатуры на селе. Шла тяжелая внутридеревенская (внутриобщинная) борьба, вплоть до кровопролития между беднотой и кулачеством, судебными делами, ссылками.
Как тут не вспомнить нашумевшее на всю страну «Лудорвайское дело». Оно стало известно Москве – ВЦИК партии во главе со Сталиным. Перед началом раскулачивания крестьянских масс в удмуртской деревне Лудорвай под Ижевском (ныне входит в состав Завьяловского района) выявился такой случай: на сельском сходе – кенеш – было принято единогласное решение за неисправные ограждения единоличных полей подвергнуть наказанию нарушителей древних общинных законов – поркой вичем – нерадивых (ленивых) крестьян за развалившиеся оргады (плетни) на их земельных наделах. Естественно, все нарушители неписанных общинных законов были из бедноты – ленивцы, тунеядцы (ныне их называют бомжами). Новые правители социалистического строя придали данному делу политический характер. Об этом случае много писали республиканские и российские газеты, приезжали комиссии из Москвы, Ижевска. Состоялся суд. Удмуртский кенеш – сход (собрание) деревенской общины сочли зловредным, буржуазным, антисоциалистическим органом в жизни удмуртского народа. Зачинщиков порки (естественно, среди них были богатые крестьяне во главе со старостой), отправили в ссылку, в Сибирь. Само слово кенеш «совет»; «деревенская сходка, собрание» подверглось «аресту», не разрешали вплоть до конца ХХ века использовать в удмуртской печати.
«Лудорвайское дело» всколыхнуло жизнь всех удмуртских крестьян, весть о нем дошла до всех удмуртских деревень. Вскоре началась коллективизация, вызвавшая самое негативное отношение большинства удмуртских крестьян. В эти тяжелейшие в духовном и экономическом плане годы, на место разрушенного Байситовского скита, куда тайком на молитву продолжали собираться жители ближайших районов и города Ижевска, пришли герои моего очерка, как их удмуртские христиане любовно называли Илля агай (дядя Илия) и Леонтей агай (дядя Леонтий).
Дядя Леонтий родился в деревне Гожня Малопургинского района, дядя Илия – в деревне Сапарово Завьяловского района. В молитвенном стоянии они оказались рядом и сердцем почуяли, что они духовные братья во Христе Господе нашем. Еще выяснилось, что они оба имеют одного духовного отца – отца Димитрия (см. ниже). Встреча в Баситовском лесу подружила двух удмуртских мужчин до конца их земного бытия.
В отличие от Илии, дядя Леонтий был женат, имел дочь. Было у него свое добротное подворье с лошадьми, коровами, овцами, стаей гусей, уток, кур, была небольшая пасека. Все это богатство было добыто неимоверно тяжелым крестьянским трудом его родителей, приумножено руками и умом Леонтия с женой. Пришли недобрые времена... Началось раскулачивание состоятельных крестьян, нередко и середняков. Откормленных рабочих лошадей, ездовых коней, коров, овец увели с подворья в огромный двор с конюшнями, хлевами, сараями богатого крестьянина. Здесь организовали общественную, колхозную ферму. Все телеги, сани, тарантас, весь хозяйственный инвентарь, посуду, сундуки с одеждой – все, что попало на глаза раскулачивателей – деревенской бедноты с их руководителями – уполномоченными, присланными из райцентра, - все увели и продали на Агрызском базаре. А деньги куда?
Раскулаченных вскоре отправили в ссылку – на Север России. В их добротных домах устроили колхозные учреждения, колхозные склады, амбары. В не менее добротных домах поселились семьи бедняков – сельский пролетариат, никогда не утруждавшие себя тяжелым трудом.
Страх и уныние обуревали благочестивых людей. Только и слышно: там священника арестовали, там расстреляли. Появились некие священники-обновленцы, сторонники советской власти. Многие церкви оказались в их руках. Появилась в народе молва: на землю пришел антихрист, что в скором времени начнут ставить сатанинский номер – 666...
Зауныл молодой семьянин, труженик Леонтий. Сердце защемило болью от несправедливости, от незнания своей будущности. От боли он замолчал – до конца жизни оставался молчуном: в полемику ни с кем не вступал, разговаривал мало – только по нужде. Поэтому встречавшиеся с ним люди мало о нем знали. От ссылки ли он ушел в лес – неизвестно.
«Что делать? Как жить? Куда идти, чем заниматься? Как поступить с семьей?» - насущные вопросы день и ночь не давали покоя Леонтию. Вопросов много, а ответа нет. Всех добрых крестьян-тружеников выслали из деревни. Сельским миром начали править комбедчики – комитеты бедноты – горлопаны, лентяи, сквернословы. Всему скверному, Богу неугодным делам они научились на фронтах 1-й Мировой и Гражданской войн; научились курить и пить. Боролись против Церкви – с благочестивыми крестьянами-христианами, со священнослужителями. За такое короткое время жизнь в деревне неузнаваемо изменилась: из среды тихого и мирного народа наверх всплыло столько хлама и нечистоты! Все злое, нечестивое в жизни начало побеждать. С началом социалистических преобразований в деревне мир, покой, любовь к труду и друг другу из среды удмуртского народа начали уходить.
Продолжение следует
Протодиакон Михаил Атаманов, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей РоссииЧеловек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма