В Удмуртии прошли мероприятия и богослужения в память Ижевско-Воткинского восстания.
8 августа, в день памяти начала Ижевского восстания на набережной Ижевского пруда, у строящего храма великомученицы Екатерины, напротив проходной концерна «Калашников» (Ижмаш) митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин совершил панихиду по всем участникам Ижевского восстания 1918 года. Владыка предложил строящийся храм в честь великомученицы Екатерины сделать храмом-памятником, в котором будут увековечены имена всех пострадавших.
После панихиды была представлена книга «Участники Ижевского восстания» А. В. Коробейникова.
19 августа (Воткинское восстание началось 18 августа), в праздник Преображения Господня в Воткинске, в храме Преображения Господня после Божественной литургии на месте захоронения 13 участников Ижевско-Воткинского восстания также была совершена панихида по всем убиенным нашим землякам.
Богослужение в сослужении сонма воткинского духовенства совершил митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин. На панихиде молились также многочисленные прихожане. Владыка обратил внимание на то, что необходимо хранить память об этих людях и брать с них пример верности.
Затем Ижевский историк Алексей Коробейников презентовал собравшимся свою новую книгу «Участники Ижевского восстания» и обещал, что к годовщине восстания, в 2018 г. такая же книга, с публикацией имён всех воткинцев, оставивших свой родной город, будет опубликована в издательстве «Иднакар».
Удивительно, но после того, как историк рассказал о вышедшей книге, к нему подошли несколько прихожан с вопросом о своих родственниках, которые были участниками Воткинского восстания.
«Ижевско-Воткинское восстание рабочих и крестьян против диктатуры большевизма, длившееся с августа по ноябрь 1918 г., стало, пожалуй, самым ярким примером народной воли к освобождению от несправедливости – объясняет Алексей Коробейников.
В результате последовавших боевых действий между Красной армией и Народной армией повстанцев сотни талантливых мастеровых и самых работящих крестьян были убиты и репрессированы, а тысячи наших земляков отправились в изгнание за рубеж, и потомки их разбросаны по всему свету.
Это восстание и его история сегодня должны послужить для наших современников указанием на то, что конфликты следует гасить путём переговоров, взаимных уступок, а грубая сила всегда лишь умножает число недовольных и несчастных.
Исходя из этого, мы не делим наших предков на «красных» и «белых», на правых и виноватых, на победителей и побеждённых и не пытаемся их задним числом примирить. Все они шли на бой и на смерть за свои убеждения, за то, чтобы накормить своих детей и дать им жизненные перспективы. И пусть и «белые», и «красные», и повстанцы видели «светлое будущее» по-разному. Но все они – Божьи души и наши земляки и уже потому достойны поминовения...
За последние 5 лет в научном журнале «Иднакар» выпущено полтора десятка книг и опубликованы десятки статей авторов со всего света. Но, несмотря на множество публикаций, история Ижевско-Воткинского антибольшевистского восстания периода августа-ноября 1918 г., в орбиту которого было втянуто население Пермской, Вятской, Казанской и Уфимской губерний, хранит ещё много загадок. Мы стараемся часть этих проблем осветить, ибо уверены, что мешанину противоречивых и непонятно на чём основанных мнений можно и дóлжно заменить системой фактов, если опираться на исторические источники. Однако, в отличие от краеведов и журналистов, мы не только вводим в научный оборот исторические источники, но и снабжаем их ссылками на архивы, где читатель сам может попытаться разобрать «угасающие» тексты и сформировать в сознании более-менее объективную картину событий.
Данная книга «Участники Ижевского восстания», основу которой составили очерки, опубликованные в разное время в журнале «Иднакар», посвящена судьбам конкретных людей, которые приняли участие в восстании. Историю делают не только политики и полководцы, но и рядовые граждане».
«Мы впервые публикуем поимённые списки всех жителей города, которых не оказалось «на месте» по состоянию на январь 1919 г. – подчеркивает историк.
Списки эти были составлены Советской милицией по данным реестров, которые подавались квартальными старостами. Эти выборные представители местного населения, которых в документах часто называют «квартальными по продовольствию», выполняли функции во многом аналогичные тем, что и известные до наших дней председатели уличных комитетов. Они вели регистрацию населения в целях учёта мобилизационных резервов, вывода на общественные работы, для распределения пайков продовольствия и пр. Им были выданы журналы учёта стандартизированной формы (см. илл. в тексте). Разумеется, в собственном квартале они знали по имени и в лицо не только постоянных жителей (домохозяев), но и их квартирантов, которых в Ижевске называли «наквасниками».
Фотографии в альбоме «19 августа. Воткинск», автор Ижица.ru на Яндекс.Фотках
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма