36 items tagged "краеведение"
Показано 21 - 36 из 36
Владимир Васильевич Коробейников
Мои родители происходили из православных старообрядцев села Чёрная Воткинского района. Отец, Василий Дмитриевич, происходил из рода священников Коробейниковых. Он увлекался техникой и помогал своему отцу в работе на общественной мельнице. Мама, Агафья Автамоновна, принадлежала известной фамилии Любимовых, была грамотна, но до старости писала лишь старославянскими буквами.
Родители были раскулачены в 1929 году. После возвращения с высылки им как «лишенцам» места в родной деревне не нашлось и они долгие годы работали в глухих лесах и торфоболотах, мыкались по вагончикам и баракам. Несколько лет их жизнь была, как на каторге; в разных местах похоронили пятерых детей. Я, первый из моих братьев и сестёр, доживших до школьного возраста, родился на станции Сентег Увинской железной дороги в 1936 г.
Впервые мне довелось участвовать в Рождественских образовательных чтениях в прошлом, 2015 году; тогда я не только выступил на секции Чтений в Сарапульской епархии, но и издал материалы Чтений в отдельной книжке нашего журнала «Иднакар: методы историко-культурной реконструкции».
«Не прикасайтесь помазанным Моим и во пророках Моих не лукавнуйте. ..И послал глад на землю» (Пс. 104).
Начну с обширной цитаты: «Одним из самых страшных последствий коллективизации в Украине стал голодомор 1932-1933 гг. ...Крестьяне, лишенные продуктов питания, были обречены на мученическую смерть. Голодомор 1932-1933 гг. вызвал огромную смертность населения, особенно среди детей и стариков. Крестьяне были вынуждены есть собак, кошек, крыс, трупы лошадей, листья и кору деревьев. Встречались случаи каннибализма.... Таким был результат коллективизации на Украине».
Как и по чьему недосмотру такой информационный мусор из бандеровских мульд попадает на страницы даже весьма серьезных книг в России?
В Удмуртии прошли мероприятия и богослужения в память Ижевско-Воткинского восстания.
8 августа, в день памяти начала Ижевского восстания на набережной Ижевского пруда, у строящего храма великомученицы Екатерины, напротив проходной концерна «Калашников» (Ижмаш) митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин совершил панихиду по всем участникам Ижевского восстания 1918 года. Владыка предложил строящийся храм в честь великомученицы Екатерины сделать храмом-памятником, в котором будут увековечены имена всех пострадавших.
После панихиды была представлена книга «Участники Ижевского восстания» А. В. Коробейникова.
19 августа (Воткинское восстание началось 18 августа), в праздник Преображения Господня в Воткинске, в храме Преображения Господня после Божественной литургии на месте захоронения 13 участников Ижевско-Воткинского восстания также была совершена панихида по всем убиенным нашим землякам.
Предисловие
Дорогие братья и сестры, не надо забывать, что мы с вами живем в очень непростые, предапокалипсические времена: ненасытный антихристианский мир (вселенная) живет в потугах накопления миллиардных – триллиардных богатств неправедным путем. Одни страны добились невиданных успехов во всех сферах человеческой жизнедеятельности, как, например, Швейцария, Норвегия, Япония, США, а другие – как Бангладеш, Йемен, большинство африканских стран, бедствуют. Но ни в богатой США, ни в бедном Йемене – ни в одной стране мира (земного шара) у людей нет в душе мира – покоя, радости, тишины, умиления. Мир подошел к порогу своего существования, перед ним встал вселенский, глобальный вопрос: «Быть или не быть?»
В самом конце XIX века благочинным градских церквей Глазова долгое время служил протоиерей о. Иоанн Васильевич Дернов. В истории православной Удмуртии священник остался не только как просветитель глазовского края и настоятель городского собора, но и как замечательный изобретатель-самоучка.
Иоанн происходил из старинного рода вятских священнослужителей. Известно, что его дед, священник о. Иоанн Петрович Дернов, в 1821 году был переведен из села Куменского Вятского округа в Богоявленскую церковь села Юкаменского, находящегося в 45 верстах от города Глазова. После смерти о. Иоанна священником в сельском храме становится его старший сын Василий. 23 февраля 1837 года (по старому стилю) в семье о. Василия Дернова родился второй сын, получивший при крещении имя Иоанн.
В 2015 году воткинскому храму, освящённому во имя Целителя Пантелеимона, исполнилось 120 лет. Каким стал праздничный год для его прихода? За ответом на этот вопрос отправимся к настоятелю, митрофорному протоиерею Алексею Белоногову.
Во дворе
Белоснежное здание с лёгкой каменной каймой по стенам ничем не стеснено ни справа, ни слева – такой просторный церковный двор редкость: полгектара земли, как позднее отметит отец Алексей. Иду по длинной бетонной дорожке и удивляюсь, каким обширным стал яблоневый сад. Совсем недавно было несколько молоденьких деревьев, а сейчас... Считаю: раз, два, три... десять, и сбиваюсь со счёта.
К 97-летию мученической кончины
«Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него».
Святитель Тихон Патриарх Московский
Родился Николай Чернышев в 1853 году, в семье священника Благовещенского собора Воткинского завода (именно так назывался посёлок, который теперь называется городом Воткинском). Его отец Андрей Иванович Чернышев, был одним самых просвещенных людей заводского посёлка, известный за его пределами не только своими проповедями, но и исследованиями в области краеведения. Занимаясь краеведением он опубликовал известную свою статью «Храм и приход Камско – Воткинского Благовещенского собора».
Николай Чернышев по примеру своего отца, стал священником, закончив в 1875 году Вятскую Духовную Семинарию. С первых дней своей самостоятельной жизни о. Николай занимается педагогической деятельностью. За усердные труды по обучению в народных школах в течении 25 лет он был награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско – Японской войны о. Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью за Русско – Японскую войну.
Предисловие
«В современных публикациях по истории Русской Православной Церкви XX века существует ряд недоуменных вопросов, связанных с реакцией российского духовенства и православного народа на декларацию митрополита Сергия от 27 июля 1927 года об отношении Русской Православной Церкви к советской власти. Эта декларация нередко становилась разделяющей чертой между православными иерархами, многие из которых в наши дни Русской Православной Церковью (РПЦ) причислены к сонму святых новомучеников и исповедников Российских...
В 1981 году РПЦЗ был прославлен епископ Виктор (Островидов) в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Позиция же РПЦ в отношении к епископу Виктору на тот момент была резко отрицательной, о канонизации не могло быть и речи. Милостью Божией Русская Православная Церковь вновь воссоединилась. Таким образом, многие противоречия были преодолены. В настоящее время позиция и деятельность противников митрополита Сергия характеризуется Церковью в качестве «правой» церковной оппозиции, а не церковного «раскола».
Тёплым июньским днём 1900 года в Сарапуле на Старцевой горе был открыт первый и единственный, к тому времени, на всё Сарапульское викариатство мужской монастырь.
В прежние времена в окрестностях Сарапула существовало два мужских монастыря, Успенский (ныне на его месте с. Яромаска) и Спасский Усть-Сарапульский монастырь. По сведениям сарапульского краеведа о. Николая Блинова известно, что Успенский монастырь (известный также под названием Успенский Лихоткин в Арамаске) основан ещё до 1600 года, а по уверению неизвестного автора, ссылающегося на тетради, хранившиеся в Яромасской церкви, монастырь был основан старцем Евфимием, во времена царствования Иоанна и Петра Алексеевичей.
День празднования памяти Иоанна Богослова (9 октября), или по-народному «Иванов день», исторически является главным родовым (Эгра-выл) Праздником игринцев. В этот день представители соседних родов Порга и Вортча приходили к нам на праздник: храм как на Пасху был полон народу, а базарная площадь - праздничных яств и угощений.
Уже более полутора веков, с момента строительства в 1862 г. в Игре сначала деревянного, а в 1907 каменного храма в честь святого Иоанна Богослова, одной из ключевых доминант «игринского менталитета» является архетип «иоанновского человека».
Известный немецкий философ Вальтер Шубарт в своей знаменитой книге «Европа и душа Востока» противопоставляет друг другу два типа человека: прометеевский человек (Европа, Запад) и иоанновский человек, то есть человек, следующий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна (Россия, русские и все православные народы в ней). Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость, а как зло, совершенно противоположное добру.
23 сентября (10-го по старому стилю) отметил 115-летие Воткинский Спасо-Преображенский храм.
У храма Преображения Господня г. Воткинска было несколько жизней. Первая началась давным-давно, 240 лет назад (в 1775 году). Тогда его за два летних месяца возвели на берегу пруда.
Это была самая заря Воткинска. Молодому заводу исполнилось только 16 лет, а ему уже пришлось пережить огненное крещение: войска Пугачёва разрушили несколько фабрик, а мусульмане-башкиры, состоящие на службе атамана, сожгли первый заводской храм во имя святителя Димитрия Ростовского. Из пепла этого храма и восстала церковь, которой предстояло стать Преображенской. Но пока она по-прежнему носила имя Димитрия Ростовского.
Митрополит Викторин, Управляющий Ижевской и Удмуртской епархией приоткрыл для журналистов и специалистов-архитекторов некоторые тайны, которые до сих пор хранит главный храм г. Ижевска.
25 сентября 2015 г. в Ижевске, на территории кафедрального Собора святого благоверного князя Александра Невского состоялось выездное собрание регионального отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» (УРО ВОО «ВООПИиК»).
На это мероприятие были приглашены официальные лица Республики, журналисты, а также эксперты ВОО «ВООПИиК».
«Желаю Вам знать свой благодатный край, свою историю, своих святых и святыни свои, - ибо они ближе к Вам и душе Вашей»
Епископ Сарапульский и Можгинский Викторин
Путешествуя по России, я посетил столицу Удмуртии - город Ижевск. Этот, на первый взгляд небольшой и тихий город удивил меня своими жителями. Основное населения Республики составляют русские и удмурты. Основной религией является христианство. Тихие и вежливые жители Удмуртии хранят наследие своих предков, изучают родной язык и культуру. Вера в Бога здесь передавалась из поколения в поколение. И даже во времена коммунизма не была забыта! События, произошедшие на этой земле, можно смело назвать божественными, чтобы узнать о них подробнее я и навестил этот родниковый край.
В.В.Шкляев, Ижевск. Доклад на Рождественских чтениях в п. Игра
В день празднования Архистратигу Божию Михаилу и собору Небесных сил бесплотных 21 ноября в Государственном национальном театре Удмуртской республики состоится презентация Библии на удмуртском языке. Теперь удмурты – пятый народ в России, имеющий полный перевод канонической Библии. Над этим трудился целый коллектив переводчиков и консультантов из разных стран. Основная работа досталась на долю протодиакона Михаила Атаманова, доктора филологии, автора нескольких книг. Он посвятил этому более двадцати лет! Процесс, начатый первыми русскими книжными миссионерами около 250 лет тому назад, теперь прошел свой главный этап – впервые в истории удмуртский народ имеет возможность читать Священное Писание на родном языке.
В настоящее время популярны различные виды рукоделия – декупаж, пэчворк, вышивка крестом, бисероплетение. Об этом говорит и растущее количество специализированных изданий, и уже сложившаяся практика проведения мастер-классов и ярмарок handmade вещей... Желая поддержать этот интерес и, вместе с тем, обратить внимание на традиционное рукоделие, неразрывно связанное с бытом и духовной жизнью нашего народа, предлагаем вниманию читателей цикл статей «Из истории рукоделия».
Рукоделие было постоянным занятием крестьянской семьи, женщины для бытовых нужд пряли, ткали, шили, занимались вышивкой. Некоторые виды рукоделия переросли в промысел, когда готовые изделия предназначались на продажу: плетеное кружево, золотное шитье... Но самым необходимым и простым рукоделиям будущую хозяйку обучали с раннего детства. При этом женские занятия были привязаны к смене сезонов, смене хозяйственных работ в селе и, вместе с тем, к праздничному, церковному календарю.
Человек, не читавший и отрицающий Библию, даже если име
Окружающая нас, искусственная среда мира общества и ма